1. «Этажи»
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.
2. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу:
«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
4. «Прыжок»
“Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:
Упражнения для развития голоса: «Прыжок»
Отработка полетности голоса
1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).
Упражнение на выработку подвижности голоса
1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:
«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».
2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
|
3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)
4. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:
Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали —
и молчок!
5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!
6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.
Отрабатываем тон речи
1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:
- вопрос
- удивление
- восхищение
- презрение
- сочувствие
- пренебрежение
- зависть
- вопрос-переспрос
- гнев
|
2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:
Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)
Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)
Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)
Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)
3. Соедините реплики персонажей и авторские слова:
Реплики
«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»
«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»
«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»
«Я ни в чем не виновата!»
«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»
Авторские слова
— сказала она тихо, но решительно.
— с сожалением протянула она.
— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.
— сказала она веселым голосом.
— сказала она кающимся голосом.
4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.
5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.
6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?