Лекция 3.Книга перемен. (Вторая неделя)




Китай

Лекция 1 и 2 (не кит)


Переходим к дальнему востоку - Китай и Япония - “Дальневосточная зональная культурная общность”
Китай и составляющие с ним религиозную и культурную общность - Корея, Вьетнам
Китайская культура насчитывает около 300 лет
Китай - громадное пространство. Отличается от всего, что мы можем наблюдать в нынешнем мире: современные китайцу наследуют и тянут традиции, ощущается связь с прошлым, она может ослабевать, но всегда существует, сохраняется, продолжается, возникает вновь. О чём это говорит: о жизнеспособности традиции (традиция всегда снова появляется в новом и продолжает существовать - значит, в ней есть нечто, что позволяет ей так делать, сохранять общность и культуру, некий стержень, связывающий всё). Важнейший элемент культуры - язык. Китайский язык, меняясь и существуя в разных видах, будучи многообразным (3-4 вида в средние века) (параллельно с письменным всегда существовало несколько видов устного, которые могли быть ближе или дальше друг от друга), всегда был единым языком. Что обеспечивало единство этого языка? Иероглифическая письменность. По-видимому, первые попытки записывать что-либо с помощью знаков, которые позже стали иероглифами. На черепаший панцирь люди наносили насечки острым предметом, панцирь помещали в огонь, он трескался, и эти линии интерпретировали. Из этого возник письменный китайский язык. Китайский язык по своей устойчивости не имеет аналогов. С буквенными алавитами (кириллица, латиница) всё понятно, а китайский язык - это такой феномен, который не только устаревает с течением времени, но и нормально вписывается в компьютерную эпоху - на уровне софта оказывается проще, чем некоторые другие системы письма. Для современного китая иероглифическая письменность/иероглифика играет роль своеобразного стягивающего пояса - китайский язык очень диалектно разнообразен, диалекты сложно взаимопонимаемы на слух, поэтому любая передача всегда сопровождается бегущей строкой, хотя сейчас во всех школах изучается единый китайский язык. Если бы не жёсткая позиция китайских лингвистов, то можно было бы говорить о различных языках - настолько велики различия между диалектами - больше, чем между русским и украинским/белорусским, даже больше, чем между русским и польским/чешским. Вот объект нашего внимания в примерном описании.
Мы имеем архаическую китайскую древность, которая не отличается от любой другой архаики - множество верований, множество вероучений, связанных с общинной жизнью, магико-ритуалистические действия, сводящиеся к культу главного предка рода, что тоже наложило определённый отпечаток на китайскую духовную жизнь, поскольку какие-то вероучительные религиозные концепции возникают на территории китая и всегда каким-то образом входя в них, соседствуя с ними, культ предков заставлял их с собой считаться, он был сильным, весомым и влиял на китайскую жизнь.
Чтобы как-то связать то, что рассказывали в прошлом году, примем несколько рабочих допущений, но нужных для понимания единства человечества на разных этапах существования и будем видеть не различия, а сходства. Это такая культурная типология - попытка понять, как столь разные культуры, в разное время и в разных уголках земного шара породили отличные системы, позволяющие при этом отслеживать нечто общее. Для этого мы с вами попытаемся задуматься, элементом чего является то, что мы исследуем в рамках курса. Условно всё, чего мы касаемся в разговоре, мы называем религией. Устойчивого представления о том, что такое религия, не существует. Существующие определения распадаются на содержательные и функциональные - одни указывают на смыслы, другие на то, что происходит между человеком и религией, какую роль она играет в жизни человека. Но устойчивого определения нет, да и представления тоже. Есть конвенциональные определения и другие. Никто не доказал что система которая возникла типологически на том месте где возникли религии можно так называть... Вернее всего будет вести разговор о культуре. Определений культуры тоже полно. Предложенное определение:... Академик Конэрг (?) все восточные культуры проходят все те же этапы, что и европейские. Особенно эпоха возрождения. Он пытался доказать, что такой же период возрождения был в том числе в Китае. Он был автором глобальной концепции, но источником послужила маленькая книжка армянский ренессанс. Ученые разругались по поводу этой концепции. А потом сказали, что в Китае была и полная калька того, что происходило в Европе. В какой-то момент идея общности из науки исчезла. Но тогда он успел сказать еще и существовании единой мировой литературы. Очень многие эту концепцию не приняли. Соспоставления выпали из научного обихода. Есть некоторые предметные области, где рассуждения невозможны, если не предполагать единство объектов исследования. Это можно сравнить с тем как обходятся исследователи земной поверхности с картой. Можно подняться на самолете и увидеть универсалии земной поверхности: вода, горы и проч. Так действует типология: она не забывает о различиях, но пытается нащупать общие вещи. В 50-е годы прошлого века ушли последние гиганты ксенологии, которые могли читать тексты разных жанров и датировки. Культура как некоторая рамочная конструкция. Если абстрагироваться от всех возможных определений, надо было бы определить культуру одним словом. Каким? Среда. Нечто, что неотъемлемо от нашего существования. Мы не можем покинуть культуру: это среда, в которой мы существуем. Искусственная среда - чтобы отличить от природы. Это допущение, которое нам важно, но которое остается допущением. Романов делил культуры на симпрактические культуры. Как они работают: надоело заниматься лекциями, вы будете плести корзины. Как научиться плести корзины? Найти наставника. Наставник, вероятно, будете вам наглядно показывать, как это делать. Другая альтернатива - теория. Самоучитель или что-то в этом роде. Это уже теоретическая культура. Так тысячелетиями происходило становление человеческой культуры. Мы предполагаем, что культура формирует индивида и общности индивидов. Почему культура это умеет? Культура - это трёхступенчатая структура. Это Мб иерархия, а Мб как модель атома. Главный элемент культурной иерархии будет уровень с самыми универсальными представлениями о космосе и человеческой жизни. Это уровень идеологический. Это может быть бог, антропоморфный или с размытыми чертами. На этой высшей ступени сидит нечто самое главное, которое воздействует на нас самым сильным образом. Мы сейчас живем в новейшее время. Как эта эпоха повлияла на ядро культуры? Мы в общем представляем одну культуру: христианство + греко-Римская традиция. Любая средневековая культура моноцентрична, а у нас центров много. Следующий уровень культуры - уровень системы ценностей. Набор ценностей у нас чрезвычайно размыт. Систему ценностей задает поведенческий уровень. В разных концах земли начинают формироваться новые нравоучительные системы. Чем они отличаются от предыдущих систем? Переход от общинных учений к другой религии. Проповеди раньше были направлены на локальные этнические различия. Теперь этого уже нет. На какую сферу человеческой жизни эта трехчастная структура проектируются? Самый универсальный способ коммуникации - это слово. Письменное ядро текстов быстро перестает существовать само по себе. Между люди и священными текстами должны были стоять люди умеющие прочесть и истолковать текст. Поэтому любой священный текст существует с комментариями. Но Прямого взаимодействия до очень позднего времени пока не возникла идея перевести Библию со священного языка на новый язык. В Сеуле тоже зародились текстовые воплощения традиции. Все это сформировалась на пороге древности. Еще одна особенность средневековой культуры -...

 


Отдельную группу представляют собой тексты, которые прилегают к каноническим текстам. Они развивают идеи священных текстов. То, из чего потом рождается философия и проч. Самый низший уровень - поведенческий. Уровень каждодневного поведения личности и всего социума. Роль словесности как искусства здесь повышается. У словесности есть специальный инструмент. Словесность оперирует художественным образом, это инструмент наиболее выразительным способом внушает какие-то идеи надолго. Сравним занудные наставления (не делай это, делай то) и художественные произведения с включенными наставлениями - во втором случае мы проникнемся. Для большинства людей в средние века образный способ постижения поведенческих моделей был едва ли не важнейший, потому что тексты канона были доступны только в пересказах или в искусстве (театры, побасенки). Образный путь воздействия оказывался наиболее эффективным. Дальше мы будем говорить о священных текстах. Попытаемся представить, как выглядит канон священных текстов в китайской культуре. С какими вероучительными системами мы сталкиваемся в Китае? Они до сих пор существуют в локальных культах. 1911 год - революция, покончившая с китайским средневековьем. Чтобы стать государственным чиновником, человек должен был выучить наизусть очень большое количество текстов. Он сдавал государственные экзамены. Как только экзамены были отменены и старый язык отменен, старая культура стала объектом изучения в университетах. Даосизм, конфуцианство - автономные системы. Конфуцианство - главным человеком в учении был Конфуций. Ему посвящались храмы, строили его скульптуры, но богом он не стал в новой религии. Конфуций - это латинский вариант настоящего китайского имени, конфуцз - сын семейства Конфу. В чем суть его вероучения? Коротко: как и многие другие вероучения, проповедь его начиналась с признания того, что окружающий мир его плох и вредоносен. Дальше идет поиск ответа на вопрос: когда было хорошо? Конфуций нашел ответ: 23-26 век до нашей эры, когда жили святые, непорочные правители, государи древности, при которых было все здорово, они научили их пахать землю, ловить рыбу, бороться с потопами и проч. Они жили в полной гармонии со своим народом. Народ тоже был высший класс. Откуда мы знаем про эту жизнь? Из письменных текстов. Он делает несколько логических ходов, на котором базируется его вероучение. Раз нынешний мир плох, а древний был хорош, знаем мы об этом из текстов, значит нужно вырастить группу людей, выучить их этим текстам с тем, чтобы эти люди помогали правителям нынешним, которые тоже испортились, конечно. Конфуций предложил, чтобы при государе был выученный благородный муж, который будет советовать правителю. Конфуций знал, что никто не любил советы от подчиненных. До проповедей он бродил по мелким государствам Китая, предлагая в каждом из них свои советы правителю. Но все отказывались. Тогда он вернулся в свой удел и организовал школу. За еду он учил учеников, просто гуляя с ними и беседуя с ними. Есть целый текст, состоящий из их бесед. Никаких собственных сочинений он не оставил, он оставил афоризм: "не создаю, а передаю". Второе следствие было в том, что он занялся редактированием древних текстов. Каждый язык меняется. Тексты портятся со временем, потому что переписчики ошибаются. Первые книги были словарями, кстати. Первый словарь назывался "... На легких колесницах". Это что-то вроде курьеров, которые должны были доставить указ всему населению в отдаленные районы. Конфуций сказал: "Я бы занялся исправлением имен". Это фраза не об именах, а о языке на самом деле: назвать действие тем именем, которое оно заслуживает, в том числе дать моральную оценку поступкам. В каких типах текстах нуждается социум на раннем этапе? Тексты о способе добывания истины. Прогностические тексты, ситуативные (о сегодняшнем дне) и о прошлом. Два главных способа извлечения истины: гадательный и пророческий. Это были особые люди, которые умели погружаться в особое состояние, налаживали контакт с высшими силами. А еще какой текст? Текст о наших предках. Это исторические сочинения. В ветхом завете тоже такая же типология: пророческие сочинения, исторические и гадательные. Песнь песней - текст, который, строго говоря, был художественный. То есть это поэтический текст. В китайской традиции есть сумма стихотворных текстов - Книга песен (ши цзин). Там были и сакральные черты, и черты земного, простого сочинения. Книга перемен - тоже одна из книг канона. На русский книга была переведена Щуцким, а потом с этого перевода был сделан свой перевод в англосаксонском мире. Конфуцианское пятикнижие - У-цзин. Книга перемен (И цзин, Чжоу И) - книга о перечне ситуаций, гадательная книга. Книга документов (шу цзин) - еще одна книга канона, Чунь-цю (весна и лето, летопись) - это еще одна книга, летопись. + книга ритуала (Ли-цзин) - о том, как надо общаться с высшим миром, небесами. Это не было особым актом, этим ритуализмом была пронизана вся жизнь. Была еще книга музыки, которая была потом, видимо, частично утрачена. Всего текстов было 6 - людин по-китайски. Лю - 6, дин - это нити, которые натягивали на раму, основа. Но были и периферийные книги. Итак, Конфуций принялся за их редактирование. Действовал он иногда очень понятно, иногда совсем непонятно. Он читал исторические тексты, потом рассказывал, что там произошло. Конфуций себе задал содержательный вопрос: почему так произошло? Почему правитель такой-то убил такого-то? Конфунций спрашивал себя, кто эти персонажи, в каких они отношениях. Они ровня, один выше другого или как? В таком случае нейтральное слово убил не подойдет: не будет моральной оценки. Глагол ша - убил. Ему важно было подчеркнуть моральную оценку, но не переврать изначальный текст. В итоге он убрал нейтральное слово и вставил оценочное. Потом он решил перейти к книге песен. Он подробно объяснил, как он действовал. Он из текстов народных песен выбрал некоторое законченное количество. И затем он начал переосмысление текстов, он давал комментарии.

 


Лекция 2 (кит)


Более или менее понятно как проектируется система культуры, ее ядерная часть, на систему тестов. На священные тексты, которые объединяются в набор канонических текстов. Или это один текст, или разные группы текстов: как в христианстве новый завет, ветхий завет.
Теперь следующий уровень системы ценностей: чем он представлен в …(?) Чем он представлен, как он спроецирован? Вот эта система запретов и разрешений. Легко понять что это всякого рода догматические сочинения, который описывают разные стороны жизни человека. И в момент складывания этих текстов и позже, они должны были охватить все стороны жизни человека от его физического бытия (медицина, супружеская жизнь, наставления) до трактатов о военном деле, сельском хозяйстве. На уровне словесности дают полное представление об запретах и разрешениях, которые присутствовали в данной культуре. Отдельную группу текстов представляют собой тексты, которые прилегают к каноническим текстам, но уже не являются комментариями, а развивают идеи оттуда. Занимаются терминологическими спекуляциями. Из них потом рождается философия, то, что потом человеческий ум извлекает из окружающей природы и трансформирует потом в постулаты каждодневной жизни, давая им какую-то более высокую санкцию.
И наконец самый низший уровень — поведенческий. Это уровень каждодневного поведения личностей. Поведение всего социума. И тут роль словесности как искусства повышается необычайно. Потому что у словесности есть специальный инструмент, которым все перечисленные, все более высокие иерархии текстов, не обладают. Каким главным инструментом обладает художественная словесность, который отличает ее от других, во всяком случае словесных форм взаимоотношения с окружающим миром. Словесность оперирует тем, что мы называем — художественный образ. И худ образ это инструмент, который наиболее выразительным способ внушает окольным путем но чрезвычайно внятно и надолго запоминающимся способом. Это легко себе представить. Каждый из вас представлял себе занудные наставления которые в устном или письменном виде преподносятся. Но когда все эти слова имеют художественный характер, и вы, читая художественное произведение, даже самое казалось бы простое, увлекаетесь происходящим. Вы невольно впитываете эти поведенческие модели, как бы художник не держался нейтрально. Закрывая книгу, мы понимаем, что этот герой положительный, а этот отрицательный. Важно понять, что для большинства людей в средневековье вот этот образный способ восприятия поведенческих идей был едва ли не важнейшим, потому что тексты канона были доступны лишь в примитивных пересказах. Многое из них было непонятно. Когда какие то сюжеты из священных текстов трансформировались в искусство театральных представлений или сказки, то эта образная история оказывалась наиболее эффективной и наиболее действенной.
Эта примерная картина культурной структуры и ее проекции на словесность.
Таким образом, мы можем сказать что в дальнейшем мы будет говорить в первую очередь о священных текстах традиций, который в первую очередь воплощают идейную сторону, и попытаемся представить себе как в целом и его частях выглядит канон священных текстов в китайской культуре.
Чтобы разговор был не абстрактен, а что-то было привязано к реальным знаниям, подумаем о том, сколько направлений вероучительных или религиозных есть в Китае. Многие из них до сих пор пробиваются в виде локальных культов, всякой очень причудливой формы. Средневековый китай продлился куда дольше чем в европе. В 1911 году прошла китайская революция, которая убила средневековье, так как прекратила систему государственных экзаменов на чиновничью должность. А чтобы сдать экзамены человек должен был выучить на память все священные тексты, огромное количество художественных текстов. Ядро всех текстов человек, идущий на гос экзамен должен был знать на память. И знания того языка, на котором все эт было написано было непременно. После отмены экзаменов, старый язык умер - он перестал воспроизводиться. И вся основа знаний старого языка сейчас это основа университетского обучения, такое же как у нас, чтобы читать Слово о полку Игореве. А китайцы оперируют текстами 12 века до н.э. Так что там этот разрыв тем более существенный.

Какие вероучительные системы были в Китае?
Даосизм
Конфуцианство
Вот это две вероучительные системы, которые называются автохтонами, то есть родившиеся и расцветшие в китае от китайского ума.
Легко понять что в конфуцианстве главный Конфуций. который не стал богом новой религии, хотя ему строились храмы. В храмах стояли его скульптуры. Очень условные правда. Написано правда было не конфуций, потому что это латинская версия от китайского имени Кунзы (сын семейства кун) Кунфудцзы. Что это был за человек? Как и многие другие религиозные и не очень вероучения проповедь конфуция начиналась с того, что наш мир плох и несовершенен, тяжек для жизни и все далее по списку. Следующий шаг: поиск ответа на вопрос: а когда и где было хорошо? Находится ответ: хорошо было вот тогда-то. Конфуций нашел этот ответ, указав на 23-26 век до н.э., когда жили так называемые святые правители (то есть очень хорошие). Это были государи древности, при которых было полное великолепие, которые научили народ всяким ремеслам: пахать землю ловить рыбу, прокладывать каналы, бороться с потопами. Они жили в полной гармонии со своим народом. Народ тоже был идеален. Все там было хорошо. Мы знаем про эту жизнь из письменных текстов. Несколько логических ходов на которых базирует конфуцианство:
наш мир плох, мир древности хорош. Всех наставит на путь истины невозможно, значит надо вырастить группу людей, вырастить их на этих священных текстах. Эти люди помогали земным правителям править. (Они то не очень) А конфуций говорит пусть правителем будет благородный муж, впитавший мудрость благородных книг. Конфуций был несомненно человек умный и понимал, что никакой начальник не любит советов подчиненного и в те дикие времена это вполне могло стоить жизни. До того как он стал формировать вероучение, то бродил по китаю ища какое то поприще, предлагая в каждом из них свои советы правителю, но не преуспел. Поэтому он вернулся в свой удел и организовал школу, похожую на школу античной греции. Учил за еду, разгуливая по двору школы и беседуя с ними по системе вопросов и ответов.(эта учеба воплотилась в текст беседу и суждения) Отсюда мы обнаруживаем суждения конфуция о разных вещах. Никаких своих сочинений он не оставил. <<Не создаю, а передаю>>. Он видел цель в трансляции мудрости новому поколению. А второе следствие (совсем близко к нашему сюжету) он начал редактированием древних текстов и их редактированием. Каждый язык меняется и в каждом языке тексты написанные на заре появления портятся, потому что переписчики меняются, время проходит. В китае первой унификации иероглифов подействовали очень государственные отношения. не случайно один из первых текстов - словарь. В индии главное грамматика, а в китае это словари. Очень была нужна унификация языка и она проходила все время. Поэтому когда конфуция спросили, что сделал бы он, если бы получил абсолютную власть, он ответил: Я бы занялся исправлением имен. Что он имел в виду? Он имел в виду что язык на этой стадии своего развития теряет соотношение знак и обозначаемое. Даже сейчас в китайском языке существуют иероглифы имеющие одновременно противоположные значения, а во время конфуция это было сплошь и рядом и очень затрудняло коммуникацию. Это исправление имен имело и чисто практический языковой смысл и смысл конечно высокий, философский. Дать моральную оценку поступкам было чрезвычайно важно. Тогда он взялся за тексты. В каких типах текстов очень нуждается социум на ранних этапах? Вот уже есть государственность, представления о теор культуре. И им нужны некоторые тексты, какие. Им нужен элемент прогноза. Будет ли завтра дождь? Какие тексты дают прогнозы? Гадательные. Но это тексты в широком смысле слова. О способе добывания истины. Эта истина может быть прогностическая, ситуативная, сегодняшняя. Нужно понять, как трактовать события вчерашнего дня. Если мы не даем оценку, то мы не можем прогнозировать завтрашний день. Потому что знания. получаются исключительно опытным путем. Если каждый год была засуха в этот день, то и завтра будет засуха. Какие существуют способы извлечения истины? Гадательный, пророческий.
Гадание было в китае до поздних веков. Строго говоря оба способа одни и те же. Гадать умели люди которые отбирались из поколения в поколения, умели установить контакт с высшими силами. Для китайской культуры эти тесты лежали в основе всей культуры. Какие тексты еще должны быть? Откуда мы? Откуда наши предки? Поэтому еще одни книги это исторические сочинения, которые рассказывают что с нами были. Это типлогия каконан. Если вы посмотрите на перечень текстов, то увидите, что там есть все тоже самое, что в китайских. Есть ли в библии текст, который мы можем прочитать, не погружаясь в религиозный контекст? Даже в советское время он мог быть напечатан. Это песнь песней. Это же происходит в китайской традиции, только там это не единый текст, а несколко разный текстов, объединенных как Книга Песен. О ней мы еще поговорим. В ней совмещаются и сакральные черты и черты земного сочинения. Конфуций хоть и сделал его частью канона, он говорил, что посвятил всю жизнь лишь бы обучению Книги Песен.
Типология текстов: текст об извлечении истины (Китай: книга перемен — очень сложный перечень типовых ситуаций), книга песен, две книги: откуда мы? (Книга документов и???(летопись)), книга ритуала: как надо общаться с высшим миром (не признавалось как специальный акт), книга музыки.

 

Лекция 3.Книга перемен. (Вторая неделя)


У книги перемен есть два названия. Одно из них …, другое - канон перемен. Всего существует 5 канонов в Китайской культуре.
Мы сегодня будем говорить о двух эпохах: Шан и Чжоу.
От эпохи Шан осталось много письменных свидетельств, археологических находок. Это примерно 16-15в - 1646 век до н.э.
Эпоха Чжоу - 1045 - середина 5 в.

Книга перемен писалась несколько столетий, постепенно. В ней описаны гадание. Гадание нужно было для познания истины и структурирования знаний. Это разговор с кем-то (позже такой взгляд на гадание умирает.)
В эпоху Шан так же зарождается историкография. Сыма Цянь - один из первых историков.
В начале 20в обнаружены залежи гадательных костей. Костей было обнаружено настолько много, что их расшифровывают до сих пор.
Оказалось, что таблицы которые приводит Сыма Цянь очень точны.
Посредством гадательных обрядов общались с высшими силами. С помощью жертв. Иногда это было и человеческие жертвы. Есть погребения по несколько сотен человек. Бывали: сопогребение и прямые жертвоприношения(обычно пленные).
Письменность появляется в эпоху Шан неизвестно когда. Сейчас предполагается что она возникла где-то на юге или заимствована с ближнего востока.
Еще в империи Шан были колесницы. Боевые.
В общем в империи Шан было много всего и они благодарили за это предков. Там была религия о царе-жреце. Она связана с большим потреблением вина и мясо.
Фауна в Китае в то время была совсем другая.
Возникла примерно календарная система. Она основана на системе циклических знаков. Чуть позже это превратится в китайскую систему зодиака.
Гадание: брали кость, втыкали метал раскаленный стержень, по кости шли трещины. Объяснял трещины Ван (правитель).
Еще мы знаем о религии этой эпохи, что они поклонялись не только предкам, но и стихийным духам. Как водится, у них было высшее божество — первопредок. Они называют его Би. Технически Би это множественное число, совокупность всех предков, но это лишь одна из теорий. Это довольно забавная фигура, потому что она останется в Китае до наших дней, кочуя из одной религии в другую.
У Шан было много вассалов. Одно из них — Чжоу. В какой-то момент Чжоу решили, что теперь им не нужны никакие правители. Они уже умели в письменность и супер колесницы, более того были более прогрессивные. Чжоу часто наносят на кости похвалы правителям за то, что они хорошие. Чжоу считают, что правитель отвечает за народ, а правители Шан слишком расточительны и не делают ничего для своего народа. Поэтому они идут на Шан войной и становятся фактически правителями. Но помня, что всем обязаны предыдущей династии, не убивают их, а лишь устраивают великое переселение. Кому-то из высоких Шан дают свои наделы, низких переселяют в свои наделы.
Проблема: люди привыкли, что Шанские предки самые крутые, что они создали этот мир. Поэтому теперь нужен новый культ. Система меняется. Чжоу относятся к духам по-другому. Для Шан первым было почитание, а для Чжоу - сам ритуал. Поэтому создаются: бронзовые ритуальные сосуды, специальная ритуальная музыка.
Шан записывают историю, чтобы все запомнить и спросить у духов что будет дальше. Чжоу же создают настоящую историографию. В верхушке ритуальной системы - Ван. Если Ван вам дал территории, то вы ему должны: ездить на войны, совершать ритуальные действия.
Осевое время - это период, когда человечество отрешается от мифологического мышления. Начинается преобладание рационального мышления. 700-500 гг до нэ
Где-то там царство Чу. Неизвестно когда оно образовалось, потому что письменность появилась поздно. Оно духовно близки Шан. Позже вошли в орбиту влияния Чжоу.
Есть два вида черточек в гадании. Она из них целая, другая - прерывистая. Одна означает - да, другая - нет. Но это система слишком простая, поэтому вводят доп условие: стебель тысячелистника. А еще черты может быть 3. Всего существует 8 разных вариантов, которые выдает гадание. Это основа книги перемен.
С кем с самого начала общались Чжоу? Во главе - Би (вышнее небо или Высший Би сияющего неба). Но природных божеств даже больше чем при Шан. Чжоу создали концепцию <<Мандата неба>>. Есть концепция, что небо больше всего любит народ и хочет, чтобы народ жил в хороших условиях. Поэтому оно выбирает хорошего правителя и ставит его над народом, выдавая ему мандат на правление.
Ин-ян значит <<да и нет>>. Это знак великого предела. Это атрибут многих древних богов. (Это не инЬ-янЬ!!) Три целых черты — обозначает небо. Три прерванных черты — это земля. Небо — мужское начало, земля - женское. Также есть тричертие для огня и для воды. Еще есть: ветер, гром, и всякое.
Первопредоки:

· какой-то чувак, родившийся из яйца. В руках знак предела. Кажется он Фуси

· Два человека-змеи. У одного в руках угольник, в другого циркуль.

· Какая-то туса чуваков в императорских костюмах. Скрыли свои рога и хвосты.

В очертании китайских иероглифов огонь и вода есть очертания триграммов. Фуси отвечал за появление письменности, брака. Он же придумал триграммы.
Авторы ЧжоуИ:

· Фу-си

· Вэнь-ван(1110-1050 гг до нэ)

· Чжоу-гун(1090-1032 гг до нэ)

· Конфуций(551-449 гг до нэ)

От линий к триграммам. От триграмм к гексаграммам.Чем больше вопросов - тем больше нужно ответов, то есть линий.

Каждая гексаграмма обозначает не просто ответ, а некоторую ситуацию. Начинается расшифровка с нижней черты. Если все линии сплошные черты, то вы победитель.
Итог: гадание не только механизм что-то узнать, но и контроль над миром. Появляется важность систематических ритуалов. Усложняется знаковая система.
Книга перемен: графическая часть + объяснение графической части + что-то 10 крыльев.
Конрад (1891-1970 гг)

Со временем адресность гадания пропадает. То есть пропадает элемент разговора.

Юань хэн ли чжэнь - суждение к первой гексаграмме.

(Читаем частотные афоризмы в таблице ЮК Щуцкого)

Десять крыльев:

1. Традиция суждений

2. Традиция образов

3. Традиция афоризмов

4. Традиция объяснения триграмм

5. Традиция о последовательности триксаграмм

6. Различные традиции о гексаграммах

7. Традиция о знаках и словах

На самом деле традиций не 10 и не 7. Никто не знает их точное количество. Некоторые делят по другому.

фыр-фыр (здесь ты смотрела мемы а не лекцию слушала)

Нет никакой системы противодействия стихийным бедствиям в китае. Регулярно возникает голод, эпидемии. (правители уже стали гегемонами?) (кто такие мензы?(гугл говорит это сеть кафе в москве))

У гадателей путь это путь тьмы и света. Они умеют вообще-то придумывать хорошую концепцию для всего мира.
Щуцкий Юлиан Константинович — востоковед, китаевед. Очень много переводил китайских текстов.
С одной стороны книга перемен отдельный памятник, который сам обновляется, с другой как памятник именно эпохи Чжоу для научного изучения.

(На самом деле мы последний час где-то обсуждаем отдельные гексограммы)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гексаграмма_(И_цзин)

 

Шесть искусств.
Пять канонов — пять доцинских книг, статус которых в доимперское время был неодинаковым.

Часто речь шла о шести канонах. Первоначально это были не столько корпусы текстов, сколько о совокупности знаний.

Действительно был канон музыки. Говорят, что он был потом утрачен. Но на самом деле в истории китая не было никаких длинных текстов о музыки, поэтому нет резона считать, что он существовал.

В 213 было сожжение книг, потому что конфуцианство поссорилось с правительством, и установление конфуцианства как официальной идеологии в 130е годы до нэ.
На самом деле канонов было куда больше, потому что все переписывали тексты на свой лад. Но именно конфуцианство записало и оставило 5 канонов.

Книга перемен связана с традиционной китайского наукой. Конфуций не писал комментарии к книге перемен.

Школа ян-ян и пяти элементов.

Огонь(красный), вода(черный), голубой(дерево), белое(металл), желтое(почва)-в центре. 5 элементов - это основа жизни. Триграммы начинают прикреплять к календарю и сторонам света. Появляется идея наложить 5 элементов на систему 8 элементов. А после соединить с системой 10 и 12 элементов. Система становится оочень сложной. Создается иерархия элементов.

Если у власти плохие люди, а небо не дает мандат неба, то можете подсказать небу. Чжоу была связана с огнем.

Три памятника:

· Люй ши чуньцю

· Хуайнань-цзы

· Чуньцю фань лу

Во всех книгах очень синтетический подход. Поэтому этот подход надолго закрепляется в китайской культуре. Создаются системы где 5 элементов соединяются с 5 планетами, 5 органами и другими 5 штуками.

При династии Хань развивается и утверждается нумерология. Все считается по 5, 2, 8. В китае ищут кучу закономерностей и упорядочивают с помощью чисел.

Иезуиты выпускают какие-то новые книги. В 60х годах конфуцианство(а именно гадание) становится популярно среди хиппи.

 

Лекция 4. Шу цзин

Конфуцианские каноны:

Пятикнижие (Шестикнижие)

· И цзин - считается самым древним памятником

· Шу цзин

· Ши цзин - книга песен

· Ли цзи

· Чунь цю

· (Юэ цзин) - канон музыки

Четверокнижие

· Лунь Юй - записанные диалоги и комментарии Конфуция - суждения и беседы

· Мэн цзы - по имени философа

· Да сюэ - великая учение

· Чжун юн - великая середина

До 12 века при сдаче экзаменов надо было учить все пятикнижие, особенно останавливаясь на Шу цзине. Четверокнижие - продукт неоконфуцианства. Это новый канон.

Да тун - великое единство

Сяокан - китайский термин, первоначально использовавшийся в конфуцианстве, описывающий общество, состоящее из функционального среднего класса. Этот термин наиболее известен в последние годы благодаря его использованию Генеральным секретарём Коммунистической партии Китая Ху Цзиньтао в период с 2002 года по 2012 год, когда речь шла об экономической политике, направленной на более равномерное распределение богатства.

Со временем от иероглифов отпали ключи или заменяются другими, произошла унификация иероглифов (из-за большого количества диалектов).
Лунь Юй строится по принципу беседа с учениками: вопросы от учеников, ответы от учителя. (см Платоновские записки Сократа). Поэтому это записано как сценарий.
Юэ цзин существовал? Его часто упоминали. Но возможно его и не было. Археологически это никак не подтверждено. Тем более в Китае говорят, что до появления письменности была большая любовь к песням(?).

 

Шу цзин = Шуцзин = Шан шу
Шу значит книга. В древнекитайском это значило <<писать>>. Цзин значит канон. Это название появилось в позднее средневековье.

Шан шу значит чтимая(почитаемая книга) книга. Это название более ранее.
На русском это называется как книга преданий/канон истории (летописью лучше не называть).
В китайской культуре нет разделения между мифологией и историей. То есть любые мифологические события воспринимаются как реальная история.
Содержит сведения о государственной доктрине конфуцианства.

В 8 веке упоминается в китайских источниках.

По китайской традиции считается что самые древние части относятся к 24 веку до нэ.

Структура Шу цзина:

· Часть1 Юйские писания (Юй шу)

· Часть 2 Сяские писания (Ся шу) (2070 - 1600 гг до нэ)

· Часть 3 Шанские писания (Шан шу) (1600-1046 гг до нэ)

· Часть 4 Чжоуские писания (Чжоу шу) (1046 - 256 гг до нэ)

Самая достоверная часть 4. Ничего достоверно неизвестно про первые три части. Вероятно они Ханской обработки.
историческая канва Шан шу

· Ся - легендарная династия. Бронзовая Культура. Первый правитель - Хуан-ди. Император Юй (Великий Юй, 2031 - 2025 гг до нэ) - основатель династии. Династия Ся предположительно 2070 - 1600 гг до нэ

· Шан (Инь) - первая подтвержденная археологическими данными династия. Первый правитель Чэн Тан (с 1600г до нэ), последний правитель Ди Синь (1075-1046гг до нэ). Сельхоз культуры(изначально была пшеница, рис появился намного позже, разводили свиней, коз, видимо коров, лошадей), устройство дома, ван - священная фигура. Трибализация (Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.), урбанизация(в центре города дом правителя или мужской дом). Расовый состав - в основном монголоиды.


Первая зона - столица и центральная область, дом вана, вторая зона (вокруг первой) - региональные владения родственников и приближенных. Вторая зона менялась, часть территорий отдавалась новым родственникам, друзьям.

Историческая амнезия.
Историческая канва Шу цзина

· Чжоу

· Западная Чжоу(1045-770 гг до нэ)

· Восточная Чжоу (770-256 гг до нэ)
Чунь цю (722-481 гг)

· Чжань го (403



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: