Даосизм считает исконно Китайским. Его делят на два этапа.
· Философский даосизм. (6-3 века до н.э.)
· Религиозный даосизм. (с 2 в до н.э. по наст.вр.)
Развит очень сильно в наше время. Храм может быть почти в каждом дворе, причем они могут быть небольшие. Как беседки, в которых общаются, играют в карты, курят. Настоятель храма ходит в тапочках, смотрит телек, норм человек.
Царство Чу (481-223 гг до нэ)
Учение о бессмертии
Очень важно для Китая. Не совсем понятно откуда возникла сама идея. Ту да же можно отнести идею Инь Ян. Легенда о шамане, который учится стать бессмертным. Очень похоже на европейскую алхимию в погоне за философским камнем.
Основоположник учения о бессмертии - Хуан-ди (3 тыс до нэ) - очень скромный император, у которого было аж 25 сыновей, 14 из которых стали основоположниками крутых Китайских кланов. Считается что он принес в китай медицину, лекарства и сексуальные практики. Сексуальные практики будут тесно связаны с Даосизмом.
Религиозный даосизм
Начал развиваться с 2 века до нэ и в эпоху Хань выходит на первый план. Существует параллельно с Конфуцианством, обеспечивая личные потребности императора. Конфуцианство в это время обосновывает государственное устройство (зачем нам император, сановники и тд и тп), даосизм употребляется именно внутри системы. В нем существуют общения с духами, связь с потусторонним мирами, святыми бессмертными.
В даосизме разветвленная система святых(сяней). Забавно, что в описании святых не обязательно заслужить святость мучениями, а скорее с помощью своих навыков: питания, дыхания, упражнений и др. Даосизм так же сильно связан с литературной традицией Китая. Это значит, что многие образы и истории про святых рассказываются в литературе.
|
Как даосизм связан с жизнью? Конфуцианство поддерживает государство, а даосизм чуть-чуть наоборот.
Крестьянские восстания в Китае очень сильно связаны с даосизмом. Они проходили под флагами даосизма, но позднего - религиозного.
· Восстание желтых повязок (184-204гг)
· Восстание краснобровых (рубеж эр)
· Восстания 10-12 веков
· Тайпинское восстание (1850-1864 гг) Хун Сюцюань
· Ихэтуани (боксерское восстание) (1898-1901 гг)
Все перечисленные восстания был подавлены. Тайпин - очень большая даосская школа в китае. Они хотели сменить династию (конец Ханского времени). Последние восстания Ихэтуани связаны с насильным открытием Китая.
Выделяются восстания 10-12 веков. Там был немного другой состав восставших. Это скорее был средний городской класс: торговцы, ремесленники, др.
Дао дэ Цзин (Книга о пути и благодати)
Сущность Дао это сущность которая над всем. Дэ более конкретная вещь. Если дэ иссекает, то жизнь становится хуже. Если у императора Дэ иссекает, то его лишают мандата неба. Этот памятник наиболее переводимый в китайской традиции. В этом памятнике очень сложная грамматика. Так же смысл при переводе тоже довольно сложно понять, потому что это текст средневековый.
Википедия:
Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие».
_____________
Человек с высшим Дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен;
человек с низшим Дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен;
|
человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние;
человек с низшим Дэ деятелен, и его действия нарочиты.
Лао Цзы был знаком с Конфуцием. Сам он был видимо придворным библиотекарем и был старше Конфуция.
Даоские жрецы выглядят немного глуповато, как поехавшие. Говорят весьма простецки, скачут с мысли на мысль. Они должны быть скромненькие.
Некоторые утверждают, что информацию о Лао Цзы частично стирали, чтобы его фигура казалось загадошной и великой. Сейчас считается, что возможно личность Лао Цзы вообще придумана. Есть версия что его звали Ли Дань.
Есть версия что Лао Цзы уехал в Индию на белом быке (зачем?) и там основал буддизм. Его слуга остался в Китае.
Единица это постоянство. При этом это вместе сразу. Единица делится и образует два начала - ин и ян или небо и земля.
(споришь в чатиках вк о жизни. Будешь потом читать конспект и жалеть об этом.)
Даосизм потом частично соединяется с Дзен Буддизмом.
Чжуан-цзы - даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств (III век до н. э.) и названная по имени автора. Наряду с Дао дэ Цзином является основополагающим текстом даосизма.
В Чжуан-цы порядка 400 персонажей. Встречаются персонажи предметы, люди очень разной внешности, объекты природы. Много персонажей - уроды (прямо так и названы). Там есть стори про Концуция. В частности там есть история про Конфуция, который поговорил с даоским жрецом и понял, что не прав. Иногда ученик показывает, что более мудрый чем учитель. Это сильно отличает даосизм от конфуцианства.
|
Чжуан цзы позанимаешься, а потом всякое такое лезет в голову (с)
(чеее вообще происходит)
Дао Цзан — собрание даоских канонов.
Лекция 7.
В средневековье возник синтез комментариев и св текстов. Фактически комментарии не существовали без текстов, а тексты без комментариев. Причем св тексты стали ядром всей литературы, все с них списывали и с ними сверяли. И в средневековье уже ядро не менялось, оно было строгим каноном. Так же с ядром связаны и другие тексты, которые связаны с Конфуцием. У Конфуция было 22 ученика. А 72 его ученика постигли 6 искусств (моя математика сломалась): в том числе стрельба из лука и езда на колесницах.
Один из текстов - Чжун Юн. В нем идет рассказ о двух важных понятиях: Опорными понятиями текста являются цзюнь-цзы 君子 (добродетельный, образованный человек) и чэн 誠 (искренность, в контексте трактата также переводимо как «целостность»). Это текст о выборе срединного, правильного пути. При династии Сун (2 тыс нэ) он становится очень важным. Входит в Четверокнижие (Сы Шу). Четверокнижие возникло так как некоторые говорили, что восприятие пятикнижия немного устарело, поэтому надо что-то новое. Плюс там менялись династии, в общем происходили большие изменения и в политическом плане и в общественном. И вот Чжу Си (чувак, очень умный, в 18 лет сдал экзамен на высшую учебную степень) комментировал комментарии пятикнижия и четверокнижия. И так комментировал, что даже немного менял смысл всего происходящего. Так сформировался новый канон. В Китае тем временем уже появился буддизм и с ним тоже надо было считаться. Чжу Си породил Неоконфуцианство. Его основа - 13 книжие??.
Трактат Менцзы
Это труды Мэн Цзы. Основные записи про него содержатся в записках Сима Цяна. Известно что он учился у внука Конфуция. При нем уже нет династии Чжоу. Но конфуцианство думает может ли оно восстановить идеи Чжоуского времени.
(ссорь я мемы искала)
В школе Мэн Цзы разрабатываются правила космологической теории. Каким образом человек подобен космосу? Каким образом человек вообще связан со вселенной? Эта космология антропоцентричная. Тексты этой школы довольно короткие. Мэн Цзы очень любил спорить. (Конфуций, кстати, нет. И всегда говорил: делайте как хотите). Мэн Цзы же употребляет и логические выводы и нравственные доводы.
Уже существует довольно много разных школ.
(тут что-то странное и немного бесполезное рассказывают)
Мэн Цзы полагал, что человек по своей природе добр. (Через несколько лет возникла теория, что человек по своей природе зол). Что такое природа человека? Это что-то врожденное, внутреннее качество человека, которое у всех одинаково. Вот и Мэн Цзы считает, что ядро у всех людей одинаково. Более того, она одинакова и у совершенно мудрых (кто писал книги каноны) и у обычных людей. Все добры: доброкачественны, умны, хорошо умеют чем-то заниматься, любознательны. Из этого следует, что абсолютно людей может стать совершенномудрым. Конфуций говорил, что люди разные по обучаемости и кого-то вообще обучить нельзя, а кого-то уже не надо учить, а здесь говорят, что обучить можно всех. Мжн Цзы предлагает восстановить бесплатные школы, как в начале эпохи Чжоу (как он считает они были). У него вообще странные мысли про то как все было в начале эпохи Чжоу. Почему его книга вообще попала в канон?