Этические проблемы в работе психодиагноста: права человека, подвергаемого психодиагностическому исследованию; правила использования диагностических результатов




Надежность психологического измерения (теста, опросника, методики). Способы установления надежности.

НАДЕЖНОСТЬ — одна из важнейших характеристик методик и тестов психодиагностических — один из критериев их качества, относимый к точности измерений психологических. Отражает точность измерения психологического и устойчивость результатов к действию посторонних факторов. Чем выше надежность теста или методики, тем они относительно свободнее от погрешностей измерения. При одном из подходов надежность теста рассматривается как устойчивость, стабильность результатов при повторном тестировании. При другом подходе — как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Надежность можно установить двумя общими способами: 1) путем сравнения результатов, получаемой посредством данной методики или теста разными диагностами; 2) путем сравнения результатов, получаемой применением данной методики или теста в идентичных условиях. Различается множество видов надежности и конкретных способов определения их уровня. Определение надежности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надежность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.

Этические проблемы в работе психодиагноста: права человека, подвергаемого психодиагностическому исследованию; правила использования диагностических результатов

Права человека, подвергаемого психодиагностическому исследованию

  • осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,
  • право на отказ от психологического обследования,

информирование обследуемого об использовании полученных результатов:

  • когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.
  • результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

  • при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,
  • родителям должны быть сообщены результаты тестирования,
  • доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,
  • обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.
  • при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,
  • человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

 

В области тестирования и психодиагностики разработан свод правил и предписаний, призванных защитить права личности индивидов, подвергаемых диагностированию. Они затрагивают вопросы этики практической работы, поскольку любое психодиагностическое обследование способно нанести моральный ущерб человеку, существенно повлиять на его дальнейшую судьбу. Это в полной мере относится и к детям. Трудности возникают, когда диагностические результаты, уже полученные кем-либо, затем запрашиваются посторонними людьми. Например, наниматель или колледж, в который намерен поступить ученик, просит предоставить данные диагностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется дополнительно получить согласие индивида на передачу данных.

Таким образом, для всех лиц, не оговоренных заранее с обследуемым, его родителями или представляющими его лицами, доступ к информации должен быть закрыт. Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде и делает это ради благополучия, психического и физического здоровья ребенка. Предъявляя результаты обследования родителям или учителям, психолог в первую очередь должен думать о том, чтобы положение ребенка в семье или школе не ухудшилось. Он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения отношений между ребенком и значимыми взрослыми. При этом психолог также не должен задевать чувства родителей или профессиональные амбиции учителей. У всех заинтересованных лиц (у учащихся, родителей, учителей) должно быть ясное понимание того, что выявленные у ребенка недостатки умственного развития могут носить временный характер, поскольку они поддаются коррекции, изменению.

Тесты — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Преимущества:

- учет объективных показателей, возможность их проверки;

- меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога

на диагностический процесс;

- оперативность и экономичность;

- возможность компьютерной процедуры обследования и обработки

результатов;

- возможность проведения группового обследования.

Недостатки:

- жесткая регламентация процесса получения психодиагностической

информации;

- расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные

показатели;

- отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);

- опора в основном на количественные показатели.

1. Классификация тестов по назначению:

  • общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, БинеСимона в редакции Термена и Меррила и др.);
  • профессиональной пригодности (батареи общих классификационных тестов – общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др);
  • специальных способностей (технических, музыкальных, тест для пилотов, радиооператоров и т.д.);
  • достижений (например, произношения, качества письменных сочинений и т.п., т.е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения).

2. По средствам, используемым в процессе тестирования:

  • бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки. В них испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы – запросники личности, тест механической понятливости, большинство тестов школьных достижений и др.);
  • предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами. Результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий – кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векслера и др.);
  • аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления – «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);
  • практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами по химии, физике, биологии и пр., однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение).

3. По количеству одновременно обследуемых людей:

– индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);

– групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов школьных достижений и т.д.).

4. По форме ответа тесты делятся на устные и письменные

5. По ведущей ориентации:

  • тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);
  • тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежат успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
  • смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В них представлены задачи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой служат как скорость выполнения заданий (количество), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике и именно к ним относится большинство тестов школьных достижений.

6. По степени однородности задач:

  • гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;
  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию. К этим заданиям относятся современные тесты школьных достижений.

7. По характеру действий:

  • тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);– вербальные (связанные с необходимостью производить умственные действия – словесно-логические
  • невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями).

8. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

тесты интеллекта, выявляющего особенности;

личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого, включая, помимо его интеллекта, тесты мотивов (то же, что и тесты динамики), предназначенные для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, позволяющие определить, на что направлена активность индивидуума и каким образом осуществляется им саморегуляция поведения; тесты настроений и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких, например, как эмоции;

 

тесты достижений и другие.

9 По виду нормирования:

  • ориентированные на статистические нормы – тесты, основанием для сравнения в которых служат статистически полученные знания выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;
  • критериально ориентированные – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного, уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);
  • прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;
  • ненормированные.

10. По характеру ответов на вопросы:

– открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.);

– закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант). (примеры из диплома)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: