Понятие, принципы, виды и источники формирования государственных внебюджетных фондов




Государственные внебюджетные фонды


Внебюджетные фонды – форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения, во-вторых, для дополнительного финансирования территориально – хозяйственных нужд. Внебюджетные фонды создаются по решению законодательных органов власти и местного самоуправления для аккумуляции в них средств, поступающих как в обязательном характере, так и на добровольной основе. Расходование этих средств осуществляется строго по целевому назначению.

Внебюджетные фонды функционируют на основе следующих принципов:

1. всеобщность – охватывают всех граждан страны;

2. необлагаемость налогами;

3. общедоступность, многообразие видов;

4. гласность и демократический характер.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

- используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных платежей юридических и физических лиц;

- взаимоотношения, возникающие при перечислении средств в фонды имеют налоговую природу – являются обязательными и устанавливаются на государственном уровне;

- денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;

- расходование средств фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа;

- из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды можно разделить на две группы:

1. Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды аккумулируют денежные средства для реализации важнейших государственных социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, санаторно – курортного обслуживания и т.п.

2. Отраслевые и территориальные внебюджетные фонды – могут быть сформированы как дополнительный источник финансирования различных социально – экономических программ. К ним относятся: Российский фонд технологического развития, фонды финансового регулирования, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и др.

Источники формирования средств внебюджетных фондов:

- специальные налоги и сборы;

- ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;

- специальные займы;

- добровольные поступления;

- средства от капитализации временно свободных денежных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, доходы от инвестиций и др.)

Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных внебюджетных фондов. В таблице 1 представлены ставки страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды, действовавшие с 2002 по 2008 год и рассчитываемые в процентах от начисленной по всем основаниям оплаты труда работников.

 

Таблица 1. Ставки страховых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды (2002–2008 гг.), %)

Наименование фонда Годы
       
1. Пенсионный фонд РФ 31,6      
2. Фонд социального страхования 5,4 5,4 5,4 5,4
3. Государственный фонд занятости населения 1,0 2,0 1,5 1,5
4. Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6 3,6 3,6
в том числе - федеральный - 0,2 0,2 0,2
- территориальный - 3,4 3,4 3,4

 

С 1.01.2008 г. в связи с вступление в силу Налогового кодекса, основным источником средств государственных социальных внебюджетных фонов является единый социальный налог. Для работодателей, производящих выплаты в пользу своих работников, налог исчисляется по регрессивной шкале ставок:

 

Таблица 2. Распределение единого социального налога с 2009 года

Налоговая база Распределение единого социального налога Итого
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
До 100000 руб. 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6%
От 100001 до 300000 руб. 28000 руб. + 15,8% с суммы превышения 4000 руб. + 2,2% с суммы превышения 200 руб. + 0,1% с суммы превышения 3400 руб. + 1,9% с суммы превышения 35600 руб. + 20% с суммы превышения
От 300001 до 600000 руб. 59600 руб. + 7,9% с суммы превышения 8400 руб. + 1,1% с суммы превышения 400 руб. + 0,1% с суммы превышения 7200 руб. + 0,9% с суммы превышения 75600 руб. + 10% с суммы превышения
Свыше 600000 руб. 83300 руб. + 2% с суммы превышения 11700 руб. 700 руб. 9900 руб. 105600 руб. +2% с суммы превышения
               

 

В налоговую базу включаются доходы работников, как в денежной, так и в натуральной форме, а также стоимость предоставленной работникам материальной, социальной и иной помощи.

Помимо указанной ставки налога в Государственный фонд Социального страхования, работодатели дополнительно уплачивают страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2008 г. №125 ФЗ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: