Государственные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения, во-вторых, для дополнительного финансирования территориально – хозяйственных нужд. Внебюджетные фонды создаются по решению законодательных органов власти и местного самоуправления для аккумуляции в них средств, поступающих как в обязательном характере, так и на добровольной основе. Расходование этих средств осуществляется строго по целевому назначению.
Внебюджетные фонды функционируют на основе следующих принципов:
1. всеобщность – охватывают всех граждан страны;
2. необлагаемость налогами;
3. общедоступность, многообразие видов;
4. гласность и демократический характер.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных платежей юридических и физических лиц;
- взаимоотношения, возникающие при перечислении средств в фонды имеют налоговую природу – являются обязательными и устанавливаются на государственном уровне;
- денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;
- расходование средств фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа;
|
- из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Внебюджетные фонды можно разделить на две группы:
1. Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды аккумулируют денежные средства для реализации важнейших государственных социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, санаторно – курортного обслуживания и т.п.
2. Отраслевые и территориальные внебюджетные фонды – могут быть сформированы как дополнительный источник финансирования различных социально – экономических программ. К ним относятся: Российский фонд технологического развития, фонды финансового регулирования, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и др.
Источники формирования средств внебюджетных фондов:
- специальные налоги и сборы;
- ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;
- специальные займы;
- добровольные поступления;
- средства от капитализации временно свободных денежных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, доходы от инвестиций и др.)
Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных внебюджетных фондов. В таблице 1 представлены ставки страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды, действовавшие с 2002 по 2008 год и рассчитываемые в процентах от начисленной по всем основаниям оплаты труда работников.
Таблица 1. Ставки страховых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды (2002–2008 гг.), %)
|
Наименование фонда | Годы | |||
1. Пенсионный фонд РФ | 31,6 | |||
2. Фонд социального страхования | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 |
3. Государственный фонд занятости населения | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 1,5 |
4. Фонд обязательного медицинского страхования | - | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
в том числе - федеральный | - | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
- территориальный | - | 3,4 | 3,4 | 3,4 |
С 1.01.2008 г. в связи с вступление в силу Налогового кодекса, основным источником средств государственных социальных внебюджетных фонов является единый социальный налог. Для работодателей, производящих выплаты в пользу своих работников, налог исчисляется по регрессивной шкале ставок:
Таблица 2. Распределение единого социального налога с 2009 года
Налоговая база | Распределение единого социального налога | Итого | |||||
Пенсионный фонд РФ | Фонд социального страхования | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | ||||
До 100000 руб. | 28,0% | 4,0% | 0,2% | 3,4% | 35,6% | ||
От 100001 до 300000 руб. | 28000 руб. + 15,8% с суммы превышения | 4000 руб. + 2,2% с суммы превышения | 200 руб. + 0,1% с суммы превышения | 3400 руб. + 1,9% с суммы превышения | 35600 руб. + 20% с суммы превышения | ||
От 300001 до 600000 руб. | 59600 руб. + 7,9% с суммы превышения | 8400 руб. + 1,1% с суммы превышения | 400 руб. + 0,1% с суммы превышения | 7200 руб. + 0,9% с суммы превышения | 75600 руб. + 10% с суммы превышения | ||
Свыше 600000 руб. | 83300 руб. + 2% с суммы превышения | 11700 руб. | 700 руб. | 9900 руб. | 105600 руб. +2% с суммы превышения | ||
В налоговую базу включаются доходы работников, как в денежной, так и в натуральной форме, а также стоимость предоставленной работникам материальной, социальной и иной помощи.
Помимо указанной ставки налога в Государственный фонд Социального страхования, работодатели дополнительно уплачивают страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2008 г. №125 ФЗ.