Основные тенденции и направления философии 20 века




1. Философия науки (позитивизм) объединила логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сторонники первого позитивизма объявили бессмысленными поиски основы мира и тому подобные, и противопоставили им стремление к построению точного полезного знания, опирающегося только на факты. В результате позитивизм ушел от глобальных вопросов философии, ограничиваясь вопросами логики и методологии научного исследования.

2. Огюст Конт говорил: “Наука сама себе философия”. По его мнению, наука должна отвечать на вопрос “как?”, а не “почему?”. Эти тезисы показывают, насколько сильно сузилась область применения философии науки, однако результаты, достигнутые ей в вопросах методологии, были крайне важны для развития науки.

3. Второй позитивизм (эмпириокритицизм) предполагает существование только опыта и вторичность материи и духа. Такая концепция приводит к отрицанию объективной реальности, исследование которой в общем-то и является целью всех естественных наук.

4. Неопозитивисты считали, что есть только мир фактов и событий, язык является границей мышления, а высшие понятия являются невыразимыми. Главным объектом их исследований является язык. Неопозитивисты ввели следующие методологические принципы: верификации, конвенционализма, физикализма. Эти принципы положили начало разрешению проблемы демаркации - отделения научных теорий от ненаучных и метафизики.

5. Постпозитивизм заменил принцип верификации принципом фальсификации, те проверкой научности и истинности теорий через их опровержение. Принятие каких-либо утверждений в качестве истинных – временное соглашение. Пользуясь этим методом, мы не можем ни одну теорию назвать научной, мы можем лишь сказать, что если теория была опровергнута, то она была ненаучной.

6. Томас Кун связывал развитие науки с научным сообществом. Оно принимает некоторую парадигму как основу для своей дальнейшей работы. Абсолютных и неизменных фактов нет - каждая парадигма устанавливает свои, и рациональность также устанавливается парадигмой. Эта концепция удобна и часто используется.

7. Развитие науки носит дискретный характер. Плавное развитие сменяется революционными периодами, итогом которых является изменение парадигмы. При этом влияние на этот процесс оказывают не только научные, но и социальные факторы.

8. По мнению Фейерабенда, залог развития науки – смешение рациональности с иррациональностью, соблюдение определенных правил с их нарушением. Поэтому ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с общепринятыми, чтобы их взаимная критика способствовала развитию науки. Тогда стираются границы между наукой и просто общением людей.

 

Русская философия 19-20 вв.

  1. Отрицательная оценка Чаадаевым в “Философических письмах” вклада России в мировую культуру положила начало двум философским течениям- славянофильству и западничеству. Они по-разному отвечали на вопрос об исторической миссии православия, русского народа и государства.
  2. По мнению Чаадаева, русским прежде всего следовало задуматься над философскими вопросами исторических процессов. Он считал, что обществознание заметно отстает от естествознания, и что задачей историка является выявление принципов, связывающих фактический материал. Действительно, найдя эти принципы, можно было бы обозначить роль России и проанализировать ее перспективы.
  3. Яркий контраст между Европой и Россией в устройстве государства и развитии личности заставил Чаадаева выступить против православия и обратиться к католицизму, сделав его знаменем борьбы против самодержавно-крепостнических порядков. На мой взгляд, смена религии ни в коей мере не могла бы являться панацеей.
  4. В поисках великого назначения России, славянофилы обратились к допетровской Руси. Идеал общественного порядка они видели в общине, а абсолютный носитель истины – в Церкви (принцип соборности). Мне кажется, этих принципов не достаточно для развития страны и для достижения всеобщей справедливости.

 

Учение о бытии

1. Любое изменение в философии обозначается термином “движение”. Основными свойствами движения являются универсальность и противоречивость. Покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемый атрибут материи. Интересно, что философская категория движения охватывает и объединяет такие разные процессы, как расширение Галактики, обмен веществ в клетках организма, деятельность людей.

2. Синергетика исследует принципы и законы саморазвивающихся, самоорганизующихся систем. Согласно синергетике, все виды реальностей содержат в себе возможность появления нового типа бытия. Способность к самоорганизации – черта всего существующего. История развития природы – история образования все более сложных систем, от простейших к сложнейшим: например, человек, общество, культура.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: