А 3. В каком из предложений содержится МЕТАФОРА?




Демоверсия итоговой контрольной работы по русскому языку за 8 класс

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В12

(1)Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (2)Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. (3)Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба. (4)В доме я ночую редко. (5)Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. (6)Она заросла диким виноградом. (7)По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. (8)Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. (9)Их смертельно занимают часы. (10)Они тикают на круглом столе врытом в землю. (11)Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

(12)Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

(13)Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (14)Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. (15)Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

(16)Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

(17)На рассвете я просыпаюсь. (18)Туман шуршит в саду. (19)В тумане падают листья. (20)Я вытаскиваю из колодца ведро воды. (21)Из ведра выскакивает лягушка. (22)Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.

(23)Я иду в пустую баню, кипячу чай. (24)На печке заводит свою песню сверчок. (25)Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

(26)Светает. (27)Я беру весла и иду к реке. (28)Цепной пес Дивный спит у калитки. (29)Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. (30)Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. (31)Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

(32)Я отплываю в тумане; восток розовеет. (33)Уже не доносится запах дыма сельских печей. (34)Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.

(35)Впереди - пустынный сентябрьский день. (36)Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. (37)И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

(К.. Паустовский)

А 1. Почему герой текста ощущает затерянность как счастье?

1) Герой не любит общество людей и старается жить уединённо.

2) Герой всей душой любит удивительный мир природы, картины осеннего пейзажа умиротворяли и вдохновляли его.

3) Герой испытывал душевные муки и хотел забыться, укрывшись ото всех в маленьком домике за городом.

4) Герой был заядлым путешественником и постоянно исследовал новые удивительные места.

А 2 Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Цепной пес Дивный давно привык к ранним уходам хозяина.

2) Больше всего герою нравилось проводить время в беседке в ночные часы.

3) Чаще всего герой оставался ночевать в теплом уютном доме, потому что осенние вечера становились все холоднее.

4) Воробьев больше всего занимали часы, они слушали их тиканье с любопытством.

А 3. В каком из предложений содержится МЕТАФОРА?

1) 22

2) 14

3) 1

4) 13

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «бьет» (предложение 7).

1) ударами производит звуки, дает сигнал, извещает о чем-нибудь

2) ударяя, причиняет боль кому-нибудь, избивает

3) с особой силой действовует на ощущения, чувства, стремительно проникает куда-либо

4) наносит удар; совершает резкое движение до соприкосновения с каким-либо объектом

 

В 1. Из предложений 8-11 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В2. Из предложений 23-30 выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от глухости согласного звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В3. Из предложений 34-37 выпишите слово с безударной гласной в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ ударением.

В4. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

В5. Определите тип односоставного предложения 16.

В6. Среди предложений 11-16 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Напишите его номер.

В7. Из предложений 2-6 выпишите словосочетание (-я) с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В8. Замените словосочетание С УДИВЛЕНИЕМ ЗАГЛЯДЫВАЮТ (предложение 8), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.

В9. Замените словосочетание КОЛОДЕЗНОЙ ВОДОЙ (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

 

В10. Замените словосочетание ВИНОГРАДНЫХ ЛИСТЬЕВ (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

 

В11. Из предложения 9 выпишите словосочетание с типом связи слов УПРАВЛЕНИЕ.

 

В12. Среди предложений 1-6 найдите предложение, в состав которого входит СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер.

В13. Среди предложений 30-37 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В14. Из предложения 24 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В15. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 2? Ответ укажите цифрой.

 

В16. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 7? Ответ укажите цифрой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: