Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД»




Обеспечение режима пожарной безопасности на производственном объекте. Порядок действий при пожаре. Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД».

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технологического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

 

Противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений, организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

 

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

 

Пожарно-технические обследования объектов защиты проводятся должностными лицами ФГП ВО ЖДТ России, на которых возложены организация и осуществление профилактики пожаров.

Настоящий Регламент предусматривает три класса пожарно-технических обследований объектов защиты: - пожарно-технические обследования стационарных объектов ОАО "РЖД"; пожарно-технические обследования железнодорожного подвижного состава; пожарно-технические обследования полосы отвода.

Настоящий регламент предусматривает два вида пожарно-технических обследований объектов защиты - плановые и внеплановые (контрольные и целевые).

Плановые пожарно-технические обследования проводятся с периодичностью один раз в год по годовым графикам, утвержденным полномочными руководителями ФГП ВО ЖДТ России, его филиалов и подразделений, а также по утвержденным ежемесячным планам-графикам работы пожарных инспекторов, согласованными на региональных территориальных пожарно-технических комиссиях (РПТК).

Внеплановые (контрольные и целевые) пожарно-технические обследования проводятся ФГП ВО ЖДТ России (или его филиалов), по решению ЦПТК и РПТК, по ходатайству или заявлению руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД".

Внеплановые пожарно-технические обследования проводятся пожарными инспекторами на основании письменных распоряжений вышестоящих пожарных инспекторов. Распоряжение о проведении проверки должно быть заверено печатью ФГП ВО ЖДТ России, его филиала или структурного подразделения.

Помимо пожарно-технических обследований должностными лицами ФГП ВО ЖДТ России осуществляется мониторинг пожарной безопасности в ОАО "РЖД". Под мониторингом понимается систематическое наблюдение за соблюдением требований ПБ.

 

Должностные лица ФГП ВО ЖДТ России за неделю до начала планового и за три дня до начала внепланового пожарно-технического обследования (за исключением обследований железнодорожного подвижного состава), должны письменно или устно по телефону проинформировать руководителя объекта (структурного подразделения) ОАО "РЖД" (или руководителей и должностных лиц филиалов и ДО ОАО "РЖД") о сроках и продолжительности проведения обследования. Планы-графики направляются на все предприятия ОАО "РЖД".

 

При проведении пожарно-технических обследований стационарных объектов железнодорожного транспорта, проверяются соблюдение требований ПБ, изложенных в нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных документах по ПБ (стандартах, сводах правил и т.п.), выполнение предписаний пожарных инспекторов на ЖДТ, наличие распорядительной документации (приказов, инструкций), направленных на обеспечение ПБ, ведение журналов учета противопожарных инструктажей, а также

а) содержание территории, состояние проездов для пожарной техники и мест для ее разворота;

б) состояние эвакуационных путей и выходов в зданиях и сооружениях (отсутствие загромождений и пожарной нагрузки, возможность беспрепятственной эвакуации людей до наступления опасных факторов пожара);

в) наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

г) наличие планов эвакуации людей на случай пожара и отметки об их отработке с персоналом и работниками объекта;

д) содержание в исправном состоянии систем автоматической противопожарной защиты, внутреннего и наружного противопожарного водопровода и первичных средств пожаротушения;

е) готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;

ж) организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников мерам ПБ (наличие утвержденных программ обучения мерам пожарной безопасности);

з) соблюдение работниками противопожарного режима.

По результатам пожарно-технического обследования объекта защиты ОАО "РЖД" пожарный инспектор составляет акт пожарно-технического обследования объекта (объектов) защиты и отражает в нем результаты обследования, в том числе выявленные нарушения требований ПБ. Акт составляется в двух экземплярах. С целью принятия владельцем объекта защиты превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, руководителю структурного подразделения ОАО "РЖД" выдается предписание об устранении нарушений требований ПБ. В предписании указывается (комплекс (перечень) организационно- технических мероприятий по обеспечению ПБ и сроки их выполнения.

 

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) каждый работник должен:

- незамедлительно сообщить об этом по телефону: 9-01, 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

- принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей;

- сообщить непосредственному руководителю и лицу, назначенному ответственным за противопожарную безопасность;

Работники, назначенные ответственными за противопожарную безопасность, по прибытии к месту пожара должны:

- в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

- проверить включение в работу автоматических систем пожарной автоматики;

- при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты);

- прекратить все работы в здании кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

- удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

- постоянно информировать вышестоящее руководство о ходе локализации пожара;

- осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

- обеспечить соблюдение требований по техники личной безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

- одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

- организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

По прибытии пожарного подразделения информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах веществ, материалов, и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара. Организовывает привлечение сил и средств к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

 

Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД»

С целью проведения служебного расследования пожара создается комиссия.

Для подготовки и представления в комиссию по служебному расследованию пожара заключения о непосредственной (технической) причине возникновения пожара в ее состав в обязательном порядке включается (включаются) представитель (представители) ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации (филиал ФГП ВО ЖДТ России) или частной пожарной охраны, оказывающей услуги в области пожарной безопасности в соответствии с заключенным договором.

Комиссию по служебному расследованию случаев пожаров на стационарных объектах создают заместители главного инженера железной дороги по региону.

Для расследования случая пожара в служебно-технических зданиях и сооружениях с аппаратурой автоматики и телемеханики (далее посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ) комиссия создается приказом главного инженера железной дороги на которой произошел пожар.

В зависимости от тяжести последствий пожара в состав комиссии могут включаться работники управления ФГП ВО ЖДТ России или частной пожарной охраны, оказывающей услуги в области пожарной безопасности в соответствии с заключенным договором.

3.6. При необходимости в состав комиссии по служебному расследованию пожара по согласованию могут включаться специалисты заводов-изготовителей подвижного состава, проектных и конструкторских организаций, представители грузоотправителя (грузополучателя), собственника или арендатора подвижного состава, страховых обществ (компаний) и другие заинтересованные лица.

Пожары, возникшие в результате крушения, и аварии, схода с рельсов подвижного состава или нарушения технологии маневровой работы, расследуются комиссией по расследованию крушений и аварий с участием представителей ФГП ВО ЖДТ России.

3.15.1. Особенности расследования пожара на постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ.

После ликвидации пожара председатель комиссии по расследованию пожара обязан:

обеспечить сохранность обстановки и следов пожара до прибытия комиссии по расследованию пожара, при необходимости, вызвать представителей ФГП ВО ЖДТ для охраны места пожара;

принять меры по сохранности показаний регистрирующих приборов, архивов регистраторов переговоров, архивов микропроцессорных систем: МПЦ, ДЦ, ДК, ЕДЦУ, АСК-ПС и др., оперативных журналов и других документов, дающих информацию о состоянии объектов, хронологии событий и действий персонала, имеющих отношение к пожару;

не допускать вскрытие, разборку или изменение технологического оборудования (в том числе при выполнении работ по восстановлению движения поездов, кроме случаев, угрожающих безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей), которое могло являться источником возникновения пожара, до решения комиссии по расследованию;

организовать фото или видеосъемку общего вида всего пострадавшего оборудования, деталей предполагаемого очага пожара, положений приборов, обнаруженных посторонних предметов;

обеспечить сбор письменных (или с использованием аудио-видеозаписи) объяснений причастных работников дистанции СЦБ, дежурного персонала станции (маневрового поста, переезда), других очевидцев пожара для последующей передачи в комиссию по расследованию;

подготовить необходимую проектную документацию, оформленные результаты испытаний, измерений, осмотров, проверок, другие данные, необходимые для расследования причин пожара.

Выяснение обстановки, предшествовавшей моменту возникновения пожара, члены комиссии производят на основе анализа материалов, содержащих следующие данные:

признаки пожара (когда, кем и в каком месте обнаружены, анализ событий по данным устройств автоматической регистрации);

состояние электрооборудования, кабельных вводов, устройств заземления, систем пожарной автоматики;

соответствие принципиальных и монтажных схем установленным нормам и правилам;

обеспечение селективности приборов защиты;

внешние влияющие факторы (атмосферные явления, аварийные режимы работы систем электроснабжения или канализации обратного тягового тока и др.);

выполнение ранее принятых мероприятий по повышению пожарной безопасности;

действия технологического (дежурного) персонала, которые могли привести к пожару.

В ходе расследования пожара дается оценка:

техническому состоянию систем пожарной автоматики;

эффективности работы автоматической пожарной сигнализации и установки пожаротушения;

действию дежурного персонала при обнаружении пожара.

3.15.2. Материалы служебного расследования рассматриваются главным инженером железной дороги на заседании ТПТК.

3.16. Определение причины пожара проводится в соответствии с методикой установления причин пожаров на железнодорожном транспорте.

3.17. Служебное расследование пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В отдельных случаях, по согласованию с управлением ФГП ВО ЖДТ России и Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля срок служебного расследования может быть продлен председателем комиссии, на срок не более 15 календарных дней. Результат служебного расследования пожаров оформляют актом.

 

Учет пожаров и загораний.

5.1. Пожары, произошедшие на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД" подлежат государственному и ведомственному статистическому учету.

5.2. Государственный статистический учет осуществляется ГПС МЧС России.

5.3. Ведомственный статистический учет осуществляется ФГП ВО ЖДТ России.

5.4. 5.5. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ежеквартально направляет для анализа и использования в практической деятельности статистические данные о пожарах на подвижном составе в Департамент надзорной деятельности МЧС России.

5.6. Статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан или юридических лиц.

5.7. Не подлежат учету:

пожары, происшедшие на объектах и подвижном составе других юридических и физических лиц (не являющихся подразделением ОАО "РЖД" независимо от наступивших для них последствий).

случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);

случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения; случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения; случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения; случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

бесхозных зданий; бесхозных транспортных средств (списанный железнодорожный подвижной состав и другие транспортные средства); сухой травы; тополиного пуха; пожнивных остатков; стерни;

мусора в полосе отвода железных дорог, на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов, на территории станции, в специальном подвижном составе.

5.8. Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения любых видов пожарной охраны.

5.9. Пожары, произошедшие на объектах и на подвижном составе ОАО "РЖД" (кроме п. 5.11.), учитываются за соответствующим филиалом (дирекцией), департаментом (управлением), в ведении которого находятся данные объекты, подвижной состав или технические средства (оборудование), из-за неисправности которых возник пожар, кроме случаев, когда причиной пожара явилось внешнее воздействие от взрыва, огня, распространившегося с другого объекта.

Пожары, произошедшие в результате непосредственных действий работников ОАО "РЖД" (неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ, и т.п.) учитываются за филиалом (дирекцией), департаментом (управлением), в которых работают работники, действия которых послужили причиной возникновения пожара.

Пожары, произошедшие на железнодорожном подвижном составе учитываются по принадлежности за балансодержателями подвижного состава, а ответственность за подразделением (предприятием, организацией) виновным за его возникновение.

В случаях, когда обеспечение пожарной безопасности по условиям договора аренды возлагается на арендатора, пожары, произошедшие на железнодорожном подвижном составе, находящимся в аренде, учитываются за арендатором (если не установлено, что пожар произошел по вине арендодателя или ремонтной организации).

Решение о том, за каким филиалом (дирекцией), департаментом (управлением) или иным юридическим или физическим лицом учитывать пожар, принимают работники ФГП ВО ЖДТ России на основании материалов служебного расследования пожара, результатов их рассмотрения, согласно пункту 4.9. по определению ответственности причастных лиц за допущенный пожар и заключения о непосредственной (технической) причине возникновения пожара.

 

Литература: Регламент организации и осуществления профилактики пожаров на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2014 N 3248р.

«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО "РЖД". утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 10.11.2014 N 2627р (В ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 02.07.2015 N 1647р, от 09.06.2016 N 1120р, от 17.05.2017 N 939р)

 

 

Исполнитель: ДСВИ Латенко А.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: