Хуторской Андрей Викторович:,доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,директор Института образования человека, г. Москва
Мария Демидова Мне думается, что пособия сами по себе ничего достичь не помогут, дело не в пособиях, о которых, кстати, многие обучаемые говорят, что это эти пособия - комиксы с картинками, в которых ничего невозможно понять, особенно человеку со структурным мышлением. Знания передают не пособия, а преподаватель, во многом именно от него зависит воспримет ли обучаемый материал или нет, научиться пользоваться языком или нет, отличный результат можно получить и без пособия, хотя, конечно, для кого-то они могут быть важны, в качестве опоры, например.
Хуторской Андрей Викторович: Я бы сказал больше. Знания передают и не пособия, и не преподаватель. Знания вообще передать невозможно! Передать можно только а) информацию, в) материальные объекты. А вот откуда берутся знания и другие образовательные результаты, речь идёт на наших очных семинарах https://eidos-institute.ru/seminars/
Мария Демидова Не соглашусь. Преподаватель передает не только информацию, но и знания, т.е. то, что он уже обработал, пропустил через себя, осмыслил, это его знания, их он передает другому, делится, иначе говорят. А для другого - да, скорее пока информация, пока сам не подумает, не осмыслит, полученное знанием не станет. Как-то так.
Хуторской Андрей Викторович: Мария Демидова, Не понял, с чем вы не согласились, если потом согласились. Что вы понимаете под знаниями, дайте, пожалуйста, определение. Только не ищите дефиниции в сети, а просто скажите так, как считаете.
Мария Демидова не согласилась с тем, что передают только то, что Вы указали; ну если своими словами, то знания - личное, то, что человек осмыслил, переработал, добавил или нашел в полученном что-то свое, их-то он и передает или делится с другим; информация - обезличенное, мне дали, я запомнила - и передала другому в том же виде, что и получила, например. А могли бы и Вы поделиться, как Вы понимаете знание, и каково Ваше понимание информации?
|
Хуторской Андрей Викторович: Вы говорите "знания - личное, то, что человек осмыслил..". Если осмыслил педагог, то это его личное знание, оно есть только внутри него. Но оно не может быть личным для ученика, по крайней мере, в момент передачи. В момент передачи передаётся только информация, процесс осмысления передан быть не может.
Хуторской Андрей Викторович: И второе. Осмысленная учеником информация, которую он получил от педагога, тоже не является его знанием. Она так и остаётся информацией, только теперь осмысленной. А вот процесс осмысления может привести ученика к его личным, собственным знаниям. Но они никак не будут равны той информации, которая была ему передана педагогом. Понятно я объясняю?
Хуторской Андрей Викторович: Итак, я утверждаю (вообще-то не только я):
1. Знания не передаются. Они могут лишь создаваться в собственной деятельности того, кому в результате эти знания и принадлежат.
2. Образование также невозможно передать, хотя часто говорят "дать образование". Образование человека может только происходить, но не передаваться.
Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: спасибо, что поделились Вашими знаниями. Да, так и есть. Вы изящно сформулировали.
|
Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: Да, да, соглашаюсь, скатилась до упрощенных формулировок, забыв о сути. Все правильно. Спасибо большое Вам!
Хуторской Андрей Викторович: Я поделился не своими знаниями, а сведениями о моих знаниях, которые и есть информация.
Хуторской Андрей Викторович: Вы написали, что "забыли о сути". Скорее, этой сути вы не знали. Ну, может она у вас была в спящем состоянии и наш диалог её разбудил. (см. про это у Сократа).
Хуторской Андрей Викторович: С педагогической точки зрения оба утверждения о невозможности передачи знаний и образования имеют очень важные результаты. Их несколько, назову первый: Если ты педагог, то должен отказаться от задачи передавать знания ученикам. Да и передача информации о знаниях - тоже не твоя основная функция, таких "передатчиков" сегодня у любого ученика пруд пруди, почему он должен слушать именно тебя, только из-за того, что у тебя есть право на его оценку?. Поэтому, или уходи из этой профессии (ты же не будешь делать то, с чем не согласен), либо найди обоснованную опору для себя как профессионала. Такой опорой может стать системы основополагающих принципов, например, как в нашей научной школе: https://eidos-institute.ru/science/
Мария Демидова Хуторской Андрей напомнил и дополнил, про образование - не думала, привыкла к словосочетанию, которое Вы привели, а про разницу между знанием и информацией просто перестала задумываться.
-
Для ссылок: Хуторской А.В. Знания и информация [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.03.2016 г. – https://khutorskoy.ru/be/2016/0311/
|
3. Установите соответствие между названием дискуссии и техникой ее проведения
Письменная дискуссия | Предлагаются листы с тезисами. Участники записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. С текстами знакомятся все участники дискуссии, выбираются самые острые вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются. |
Карусель | Участники расположены в два круга – внешний и внутренний. Учитель задает тему обсуждения. Участники в парах несколько минут обсуждают. По истечении времени участники внешнего круга пересаживаются на соседнее место справа. В новой паре продолжается обсуждение. Смена положений происходит 5 раз. Участники объединяются в группы по 4 человека и работают над темой дальше. |
Круглый стол | Участники и учитель расположены напротив друг друга, ведется свободное обсуждение, учитель предлагает вопросы, позволяющие рассмотреть тему с разных позиций. |
4. Укажите понятие, соответствующие следующей характеристике «направляемый структурированный процесс интеракции (взаимодействие, взаимовлияние с принятием роли собеседника) в группах с помощью вербализации и визуализации»
a. Модерация;
b. Дискуссия;
c. Диспут;
d. Деловая игра.
5. Укажите в списке техники модерации
a. Мозговой штурм;
b. Карусель;
c. Метод номинальной группы;
d. Квадро;
e. Метод «горячего» стула.
6. Укажите в списке техники проведения дискуссии
a. Мозговой штурм;
b. Карусель;
c. Метод номинальной группы;
d. Квадро;
e. Приоритеты;
f. Снежный ком
g. Метод «горячего» стула.
7. Укажите «киты» модерации
a. Визуализация;
b. Активизация;
c. Вербализация;
d. Презентация;
e. Коммуникация;
f. обратная связь.
8. Укажите функции педагога, которые он реализует при использовании интерактивных методов обучения
a. Педагог-игротехник;
b. Педагог-наставник;
c. Педагог-консультант;
d. Педагог-организатор игры;
e. Педагог-коммуникатор;
f. Педагог-инициатор;
g. Педагог-психолог.
9. Укажите техники аргументации
a. Техника разделения аргументов;
b. Эхо;
c. Техника «Ссылка на три причины»;
d. Интерпретация;
e. Оценка мнений.
10. Определите порядок этапов интерактивного взаимодействия
a. Духовного осмысления;
b. Экзистенциального переживания;
c. Проблемно-ориентировочный;
d. Интерактивной коммуникации;
e. Интроспективного понимания.
11. Расположите в нужном порядке технологические этапы проведения модерации.
a. Презентация решения;
b. Постановка проблемы;
c. Межгрупповое принятие решения;
d. Оценка проблемы;
e. Обоснование проблемы;
f. Установление благоприятного фона;
g. Образование и расположение групп;
h. Рефлексия.
12. Выберите функции методов обучения.
a. Мировоззренческая;
b. Воспитывающая;
c. Политико-идеологическая;
d. Контрольно-оценочная;
e. Развивающая.
13. Расположите в правильной последовательности этапы проведения модерации «мозговой штурм»
a. Реализация процедуры «мозговой атаки»;
b. фиксация выдвинутых идей;
c. Экспертная оценка идей;
d. Подбор группы лиц для генерирования идей;
e. Знакомство группы с правилами проведения «мозговой атаки».
14. Укажите этапы организации модерации
a. Технологический этап;
b. Прогностический этап;
c. Подготовительный этап;
d. Аналитический этап.
15. Укажите техники проведения дискуссии:
a. Метод смыслового поля;
b. Симпозиум;
c. «Зебра»;
d. Метод точечных вопросов;
e. «Квадро».
16. Укажите позиции участников коммуникации:
a. Я мыслю;
b. Я говорю;
c. Я слушаю;
d. Ты говоришь;
e. Ты слушаешь;
f. Ты понимаешь;
g. Я понимаю, что ты понимаешь.
17. Укажите техники, способствующие регуляции эмоционального состояния:
a. Вежливый отказ;
b. Информационный диалог;
c. Проявление уважения к партнеру;
d. Перевод конфликта в будущее;
e. Формулирование провокационных вопросов;
f. Проговаривание состояния партнера.
18. Укажите (перечислите) элементы структуры коммуникации.
19. Сформулируйте требования к модератору
20. Вставьте определяемое понятие «__________ - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, взаимодействие учителя и учащихся, школьников между собой, с природой и окружающей средой».