Знания и информация. Дискуссия на Фейсбуке




Хуторской Андрей Викторович:,доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,директор Института образования человека, г. Москва

Мария Демидова Мне думается, что пособия сами по себе ничего достичь не помогут, дело не в пособиях, о которых, кстати, многие обучаемые говорят, что это эти пособия - комиксы с картинками, в которых ничего невозможно понять, особенно человеку со структурным мышлением. Знания передают не пособия, а преподаватель, во многом именно от него зависит воспримет ли обучаемый материал или нет, научиться пользоваться языком или нет, отличный результат можно получить и без пособия, хотя, конечно, для кого-то они могут быть важны, в качестве опоры, например.

Хуторской Андрей Викторович: Я бы сказал больше. Знания передают и не пособия, и не преподаватель. Знания вообще передать невозможно! Передать можно только а) информацию, в) материальные объекты. А вот откуда берутся знания и другие образовательные результаты, речь идёт на наших очных семинарах https://eidos-institute.ru/seminars/

Мария Демидова Не соглашусь. Преподаватель передает не только информацию, но и знания, т.е. то, что он уже обработал, пропустил через себя, осмыслил, это его знания, их он передает другому, делится, иначе говорят. А для другого - да, скорее пока информация, пока сам не подумает, не осмыслит, полученное знанием не станет. Как-то так.

Хуторской Андрей Викторович: Мария Демидова, Не понял, с чем вы не согласились, если потом согласились. Что вы понимаете под знаниями, дайте, пожалуйста, определение. Только не ищите дефиниции в сети, а просто скажите так, как считаете.

Мария Демидова не согласилась с тем, что передают только то, что Вы указали; ну если своими словами, то знания - личное, то, что человек осмыслил, переработал, добавил или нашел в полученном что-то свое, их-то он и передает или делится с другим; информация - обезличенное, мне дали, я запомнила - и передала другому в том же виде, что и получила, например. А могли бы и Вы поделиться, как Вы понимаете знание, и каково Ваше понимание информации?

Хуторской Андрей Викторович: Вы говорите "знания - личное, то, что человек осмыслил..". Если осмыслил педагог, то это его личное знание, оно есть только внутри него. Но оно не может быть личным для ученика, по крайней мере, в момент передачи. В момент передачи передаётся только информация, процесс осмысления передан быть не может.

Хуторской Андрей Викторович: И второе. Осмысленная учеником информация, которую он получил от педагога, тоже не является его знанием. Она так и остаётся информацией, только теперь осмысленной. А вот процесс осмысления может привести ученика к его личным, собственным знаниям. Но они никак не будут равны той информации, которая была ему передана педагогом. Понятно я объясняю?

Хуторской Андрей Викторович: Итак, я утверждаю (вообще-то не только я):
1. Знания не передаются. Они могут лишь создаваться в собственной деятельности того, кому в результате эти знания и принадлежат.
2. Образование также невозможно передать, хотя часто говорят "дать образование". Образование человека может только происходить, но не передаваться.

Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: спасибо, что поделились Вашими знаниями. Да, так и есть. Вы изящно сформулировали.

Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: Да, да, соглашаюсь, скатилась до упрощенных формулировок, забыв о сути. Все правильно. Спасибо большое Вам!

Хуторской Андрей Викторович: Я поделился не своими знаниями, а сведениями о моих знаниях, которые и есть информация.

Хуторской Андрей Викторович: Вы написали, что "забыли о сути". Скорее, этой сути вы не знали. Ну, может она у вас была в спящем состоянии и наш диалог её разбудил. (см. про это у Сократа).

Хуторской Андрей Викторович: С педагогической точки зрения оба утверждения о невозможности передачи знаний и образования имеют очень важные результаты. Их несколько, назову первый: Если ты педагог, то должен отказаться от задачи передавать знания ученикам. Да и передача информации о знаниях - тоже не твоя основная функция, таких "передатчиков" сегодня у любого ученика пруд пруди, почему он должен слушать именно тебя, только из-за того, что у тебя есть право на его оценку?. Поэтому, или уходи из этой профессии (ты же не будешь делать то, с чем не согласен), либо найди обоснованную опору для себя как профессионала. Такой опорой может стать системы основополагающих принципов, например, как в нашей научной школе: https://eidos-institute.ru/science/

Мария Демидова Хуторской Андрей напомнил и дополнил, про образование - не думала, привыкла к словосочетанию, которое Вы привели, а про разницу между знанием и информацией просто перестала задумываться.

-

Для ссылок: Хуторской А.В. Знания и информация [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.03.2016 г. – https://khutorskoy.ru/be/2016/0311/

3. Установите соответствие между названием дискуссии и техникой ее проведения

Письменная дискуссия Предлагаются листы с тезисами. Участники записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. С текстами знакомятся все участники дискуссии, выбираются самые острые вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются.
Карусель Участники расположены в два круга – внешний и внутренний. Учитель задает тему обсуждения. Участники в парах несколько минут обсуждают. По истечении времени участники внешнего круга пересаживаются на соседнее место справа. В новой паре продолжается обсуждение. Смена положений происходит 5 раз. Участники объединяются в группы по 4 человека и работают над темой дальше.
Круглый стол Участники и учитель расположены напротив друг друга, ведется свободное обсуждение, учитель предлагает вопросы, позволяющие рассмотреть тему с разных позиций.

 

4. Укажите понятие, соответствующие следующей характеристике «направляемый структурированный процесс интеракции (взаимодействие, взаимовлияние с принятием роли собеседника) в группах с помощью вербализации и визуализации»

a. Модерация;

b. Дискуссия;

c. Диспут;

d. Деловая игра.

5. Укажите в списке техники модерации

a. Мозговой штурм;

b. Карусель;

c. Метод номинальной группы;

d. Квадро;

e. Метод «горячего» стула.

6. Укажите в списке техники проведения дискуссии

a. Мозговой штурм;

b. Карусель;

c. Метод номинальной группы;

d. Квадро;

e. Приоритеты;

f. Снежный ком

g. Метод «горячего» стула.

7. Укажите «киты» модерации

a. Визуализация;

b. Активизация;

c. Вербализация;

d. Презентация;

e. Коммуникация;

f. обратная связь.

8. Укажите функции педагога, которые он реализует при использовании интерактивных методов обучения

a. Педагог-игротехник;

b. Педагог-наставник;

c. Педагог-консультант;

d. Педагог-организатор игры;

e. Педагог-коммуникатор;

f. Педагог-инициатор;

g. Педагог-психолог.

9. Укажите техники аргументации

a. Техника разделения аргументов;

b. Эхо;

c. Техника «Ссылка на три причины»;

d. Интерпретация;

e. Оценка мнений.

10. Определите порядок этапов интерактивного взаимодействия

a. Духовного осмысления;

b. Экзистенциального переживания;

c. Проблемно-ориентировочный;

d. Интерактивной коммуникации;

e. Интроспективного понимания.

11. Расположите в нужном порядке технологические этапы проведения модерации.

a. Презентация решения;

b. Постановка проблемы;

c. Межгрупповое принятие решения;

d. Оценка проблемы;

e. Обоснование проблемы;

f. Установление благоприятного фона;

g. Образование и расположение групп;

h. Рефлексия.

12. Выберите функции методов обучения.

a. Мировоззренческая;

b. Воспитывающая;

c. Политико-идеологическая;

d. Контрольно-оценочная;

e. Развивающая.

13. Расположите в правильной последовательности этапы проведения модерации «мозговой штурм»

a. Реализация процедуры «мозговой атаки»;

b. фиксация выдвинутых идей;

c. Экспертная оценка идей;

d. Подбор группы лиц для генерирования идей;

e. Знакомство группы с правилами проведения «мозговой атаки».

14. Укажите этапы организации модерации

a. Технологический этап;

b. Прогностический этап;

c. Подготовительный этап;

d. Аналитический этап.

15. Укажите техники проведения дискуссии:

a. Метод смыслового поля;

b. Симпозиум;

c. «Зебра»;

d. Метод точечных вопросов;

e. «Квадро».

16. Укажите позиции участников коммуникации:

a. Я мыслю;

b. Я говорю;

c. Я слушаю;

d. Ты говоришь;

e. Ты слушаешь;

f. Ты понимаешь;

g. Я понимаю, что ты понимаешь.

17. Укажите техники, способствующие регуляции эмоционального состояния:

a. Вежливый отказ;

b. Информационный диалог;

c. Проявление уважения к партнеру;

d. Перевод конфликта в будущее;

e. Формулирование провокационных вопросов;

f. Проговаривание состояния партнера.

 

18. Укажите (перечислите) элементы структуры коммуникации.

19. Сформулируйте требования к модератору

20. Вставьте определяемое понятие «__________ - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, взаимодействие учителя и учащихся, школьников между собой, с природой и окружающей средой».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: