Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов.
8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебник/Е.Л. Драчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288с.
9. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебник/Е.Н. Кнышева. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. – 304с.
10. Косьмин А.Д. Менеджмент: Учебник/А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208с.
11. Репина Е.А. Основы менеджмента: учебное пособие/Е.А. Репина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 240с.
12 Уткин Э.А. Практикум по курсу менеджмента: учебное пособие/Э.А. Уткин. – М.: Издательство «Зеркало», 2017. – 218с.
17. Попова А.А. Менеджмент. Практикум: учебное пособие/А.А. Попова. – Р/Д.: «Феникс», 20118– 252с.
18.. Сетков В.И. Основы общего менеджмента: учебник/В.И. Сетков. – М.: ИНФРА – М, 2015.- 169с.
Интернет источники:
1. www.allbest.ru
2. www.referanatemu.com
3. www.work.tarefer.ru
Технические средства обучения:
Ноутбук,компьютер.
Компьютерные программы:
Microsoft Office 2007-2010
Microsoft Windous XP Professional
Консультант +
1С версия8.3.
Критерии оценивания выполнения задания:
- владение терминологией и действующим законодательством
- соблюдение сроков сдачи
- способность нестандартно мыслить, анализировать информацию
- правильность предложенных вариантов решения поставленной задачи.
Оценка «5»:
- ставится если задание сделано в полном объеме, аккуратно и правильно оформлено на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности;
Оценка «4»:
- ставится, если задание сделано в полном объеме и правильно оформлено на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки;
|
Оценка «3»:
-ставится если задание сделано не в неполном объеме, но прослеживается знание материала, со ссылками на теоретический материал, но при этом допущены существенные ошибки;
Оценка «2»:
-ставится если отсутствует задание, или при решение задания обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить даже после консультации педагога.
Лекция
Раздел по теме «Организационные процессы в системе менеджмента»
ТЕМА 1. РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
План урока:
1 Возникновение науки об управленческих решениях
2 Понятие управленческого решения
3 Управленческое решение в контуре управления
4 Функции управленческих решений
5 Классификация управленческих решений
1 Возникновение науки об управленческих решениях
В ХХ в. сложилась новая отрасль знаний – теория принятия решений, которая возникла при решении военно-стратегических задач.
Теория принятия решений – набор понятий и систематических методов, позволяющих всестороннее анализировать проблемы принятия решений в условиях определенности и неопределенности.
Цель теории принятия решений – совершенствование процесса принятия решений. В основе теории принятия решений лежит:
– во-первых, формальный подход;
– во-вторых, принцип альтернативности;
– в-третьих, предположение о двух факторах выбора альтернативы:
1) представления лица, принимающего решение (ЛПР), о вероятностях различных возможных исходов (последствий), которые могут иметь место при выборе того или иного варианта решения;
2) предпочтения, отдаваемые различным возможным исходам.
В задачи теории принятия решений входит:
- многоцелевой характер решений;
- учет воздействия фактора времени;
- анализ неформализуемых понятий;
- оценка возможностей получения информации;
- динамические аспекты принятия решений;
- учет влияния решений на группы;
- организация коллективного принятия решений.
Теория принятия решений предписывает нормы поведения ЛПР, которым он должен следовать, чтобы не вступить в противоречие с собственными суждениями и предпочтениями. Однако теория не определяет как фактически отдельные лица должны себя вести. С этим связана редкость ее применения на практике. ЛПР интересуют конкретные способы достижения целей.
Разработка управленческих решений в виде самостоятельной дисциплины сформировалась во второй половине ХХ в. Основной предпосылкой стало развитие НТП, приведшего к появлению множества альтернативных вариантов решений в сфере управления. Их оценка все более усложнялась из-за наличия совокупности многих разнородных факторов.
В такой ситуации уменьшается способность руководителей к неформальной обработке информации в соответствии с его собственными суждениями и предпочтениями. Наука об управленческих решениях должна использовать теорию принятия решений, позволяющую формализовать некоторые субъективные данные, в совокупности с использованием человеческого фактора.
Предметом изучения курса являются управленческие решения, т. е. решения, принимаемые людьми в рамках системы управления организацией и оказывающие влияние на жизнедеятельность последней.
|
2 Понятие управленческого решения
Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимому действию (бездействию). Понятие решения в науке и практике неоднозначно.
Обычно под решением может пониматься:
– элемент множества возможных альтернатив,
– нормативный документ,
– устные или письменные распоряжения,
– регламентируемая последовательность действий для достижения цели;
– отражение осуществления поставленной цели;
– реакция на раздражитель.
Авторы работ по менеджменту определяют управленческое решение как:
– продукт управленческого труда,
– организационная реакция на возникшую проблему,
– выбор определенного курса действий из возможных вариантов,
– выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения,
– выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.
Наиболее удачным (с точки зрения В.С. Юкаева) определением является следующее:
Управленческое решение (УР) в организации представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или коллективного), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Организационный аспект предопределяет осуществление определенных действий, направленных на разработку и реализацию решения (создание системы коммуникаций, организация обсуждения проблем и альтернатив, инструктаж, мотивация, контроль).
Психологический аспект позволяет рассматривать решение как проявление логико-мыслительной деятельности субъекта, направленной на разрешение проблем организации и включающей разнообразные поведенческие черты.
Информационный аспект означает, что успешное принятие решения возможно только при наличии достоверной, своевременной информации, поступающей на каждом этапе принятия решения в нужном объеме и подвергающейся необходимому преобразованию.
Юридический аспект состоит в том, что любое решение с точки зрения правовых и нормативных актов должно быть корректным как по содержанию, так и по форме.
Экономический аспект проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные, прочие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость.
Социальный аспект заложен в механизме управления персоналом организации, который включает мотивационные рычаги для согласования деятельности коллектива.
Технологический аспект проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-вычислительными и иными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения.
Таким образом, управленческое решение – довольно сложное явление, составляющие основу ежедневного труда менеджера.
|
3 Управленческое решение в контуре управления
Одно из многих определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения. Системы управления называют «фабриками информации», а управленческие решения – продуктом их деятельности.
Управленческое решение представляет собой прямую связь между субъектом и объектом управления. Управление объектом (организацией) осуществляется опосредовано от ЛПР к управляемому субъекту (руководителю среднего звена).
Лицо, принимающее решение (ЛПР) –индивид, группа заинтересованных лиц или коллективный аппарат управления, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организации.
ЛПР имеет право:
- распоряжаться всеми или значительной частью ресурсов организации и принимать обоснованные решения на их задействование;
- назначать исполнителей на выполнение заданий;
- суверенно пользоваться результатами от решения проблемы или задачи;
- поощрять исполнителей за их работу.
ЛПР обязано:
– обеспечивать подчиненных ему руководителей и исполнителей ресурсами;
– контролировать их работу;
– при необходимости оказывать им помощь;
– нести ответственность за неудачу, напрасные расходы ресурсов.
4 Функции управленческих решений
Из задач, стоящих перед ЛПР, проистекают функции управленческих решений. Поэтому при разработке управленческого решения необходимо давать ответы на следующие вопросы:
– что производить,
– как производить,
– где производить,
– для кого производить и по какой цене,
– каковы результаты для различных заинтересованных лиц.
В качестве основных функций управленческих решений можно назвать следующие:
– направляющая функция – проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в разнообразных задачах. Одновременно решение является направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений;
– координирующая функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества;
– мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы и др.), экономических стимулов (премии), социальных оценки (творческая самореализация).
5 Классификация управленческих решений
В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений.
По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению «снизу». В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуации разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.
По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.
Приказ – наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей.
Распоряжение – это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.
По субъекту, принимающему решения, выделяются решения индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятии и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).
По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании от дельных его этапов.
По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.
По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения под разделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.
Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей – как одноцелевые и многоцелевые.
По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.
Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.
Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.
Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические и организационные.
Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.
Социальные решения направлены на улучшение условия труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.
Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.
Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.
Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.
Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.
Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на типы (рис.8).
Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями! Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией. Основное назначение экспертных технологий – повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.