История возникновения паспортной системы




ЛЕКЦИЯ 3

ПАСПОРТНЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ

 

Исследование закономерностей развития паспортно-визовой системы имеет большое значение с точки зрения изучения туриз­ма как одной из развивающихся сфер рыночной экономики и как общественно-политического явления.

Интеграция российской паспортно-визовой системы в мировую, приближение ее к западным аналогам — вот цель, к которой мы должны стремиться в своей деятельности.

Для того чтобы в полной мере исследовать проблемы интегра­ции российской паспортной системы в мировую, необходимо уяс­нить понятия «паспорт», «паспортная система». Для этого, в свою очередь, нужно проследить путь возникновения и формирования исследуемой паспортной системы. Предметом изучения назван­ного объекта выступает нормативно-правовая база деятельности паспортно-визовой службы в рамках российских и международ­ных законодательных актов в сфере туризма.

Обратимся к истории возникновения паспортной системы и определим основные этапы развития паспортной системы в мире в целом и конкретно в России.

Затем предпримем попытку исследовать основные особенности и принципы формирования современной паспортно-визовой сис­темы России и рассмотрим основные проблемы интеграции рос­сийского заграничного паспорта в мировую паспортную систему.

 

История возникновения паспортной системы

Паспортная система зародилась еще в XV в., а первенство в ее изобретении принадлежит Германии. Нужно было каким-то образом отделить честных путешественников, торговцев и ремеслен­ников от огромного числа бродяг, разбойников и нищих, скитав­шихся по Европе. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Позднее такие документы стали называться паспортами. Слово паспорт происходит от французского pasesport, означавшего разрешение на проезд через порт.

Постспенно значение паспорта возрастало. В XVII в. в ряде стран Европы вводятся особые паспорта для ремесленных учеников, появляются специальные паспорта для людей из стран, где свирепствовала чума. Эти паспорта так и называли «чумные».

Роль паспорта как средства «легчайшего нахождения лиц, опас­ных для государства», становится незаменимой и в революцион­ные периоды. Например, изобретение, столь необходимое для аб­солютистской монархии, с удовольствием стала использовать революционная Франция конца XVIII в. И это несмотря на то, что слово «свобода» стояло первым в основном лозунге революции, Тогда, оправдываясь революционной целесообразностью, пришедшие к власти деятели ввели строгий запрет «всякой отлучке... без взятия установленного паспорта». С введением и укреплением этой системы возникло понятие «полицейское государство», которое же­стко контролировало граждан. Последнее, вводя институт паспорта, преследовало две основные цели: полицейскую — облегчение поимки преступников и контроль «за подозрительными лицами и виде охраны государственной безопасности» и фискальную — взи­мание определенных сборов за паспорт.

Со временем многие государства стали вводить у себя паспорта. В том, что паспортная система явилась не столько благом, сколько тормозом, особенно на пути экономических связей, государства Европы смогли убедиться уже к середине XIX в. К этому вре­мени все паспортные ограничения для передвижения были отменены в Германии, Дании, Испании, Италии и ряде других стран.

К концу XIX в. на смену паспортной системе в европейских государствах пришел так называемый легитимационный порядок, согласно которому гражданин не обязан иметь паспорт, а при необходимости его личность могла быть удостоверена другим документом. Паспорт становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу.

Важное значение для понимания современных интеграционных проблем мировых паспортных систем имеет тот факт, что в большинстве развитых стран давно пришли к выводу — паспортная система в традиционном, историческом ее понимании вступает в противоречие с основными правами и свободами личности. И связи с этим возник вопрос о целесообразности паспортной системы в современном мире. Негативная сторона паспортной системы очевидна: она идет вразрез с представлениями о правах человека. Отрицательные последствия паспортной системы сказываются не только на эволюции государственного либерализма, но и на самом государстве. Дело в том, что ограничение свободы пере­движения человека является одним из тормозов экономического прогресса: неравномерное распределение рабочей силы делает невозможным поступательное развитие промышленности.

Слабая экономика, в свою очередь, делает хрупкой основу си­лового государства. Это обстоятельство стало сознаваться европейским законодательством с середины XIX в., к началу XX в. «паспортные стеснения» в ведущих европейских странах упрощаются до минимума, а в Англии и Швейцарии и вовсе уничтожаются. Паспорт становится не обязанностью, а правом лица, «желающего удостоверить свою самоличность» (система факультативной ле­гитимации, существующая и поныне).

В США граждане для удостоверения своей личности чаще всего пользуются водительскими правами, но могут предъявить и другие документы, например кредитную карту, страховой полис.

В практике международного права процесс подтверждения лич­ности при отсутствии паспорта называется легитимацией.

В США и странах ЕС в последнее время решено ввести новую форму удостоверения личностиэлектронный паспорт. На вид элек­тронный паспорт будет похож на кредитную карточку, на кото­рую наносятся установочные данные владельца: гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, теплометрия лица и пр.

Въезжающий турист помещает свой электронный паспорт на специальный сканер, соединенный электронной связью с еди­ным компьютером, который моментально устанавливает его лич­ность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в данную страну). Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.

Существует несколько видов паспортов, признающихся в международной практике официальными документами, удостоверя­ющими личность.

Паспорт почетного консула выдается правительствами ряда государств (Монако, Исландия, Сан-Марино, Турция, Австрия, Мальта, некоторые страны Латинской Америки) так называемым «друзьям своей страны», среди которых политические и общественные деятели, а также бизнесмены, оказавшие ей существенную помощь или спонсирующие крупные спортивные и иные мероприятия.

Аналогичная ситуация и с белизским паспортом. В соответ­ствии с принятым в 1981—1985 гг. законом, государство Белиз (государство Британского Содружества в Центральной Америке) предлагает богатым инвесторам получить гражданство и паспорт.

Паспорт Ватикана во всех странах мира официально признается дипломатическим паспортом и выдается официальным католическим лицам в ранге не ниже кардинала.

Паспорт римского католического Ордена рыцарей Мальты вы­дается миссионерам и врачам, следующим к месту выполнения благотворительных акций и оказания помощи.

Камуфляжный паспорт (паспорт так называемой «исчезнувшей страны»), выданный страной, сменившей название (Британская Гайана, Британский Гондурас, Бирма, Датская Гайана, Hoвая Каледония, Родезия, Занзибар, Британская Вест Индия, Нидерландская Ист Индия, Цейлон, Верхняя Вольта, Новые Гебриды). Срок действия такого паспорта — 10 лет.

До недавнего времени международное сообщество относило к камуфляжным паспортам заграничные паспорта российских граждан, оформленные на бланках СССР.

Воз никновение и развитие паспортной системы в России

В России попытки установления контроля над передвижением коренного населения и иностранцев с помощью их регистрация путем выдачи паспортов и иных документов, идентифицирующих личность, отмечаются с XIII в. Тогда в Новгородских летописях впервые стали упоминаться проезжие грамоты.

Позже, когда возникла необходимость ограничения внутреннего передвижения значительной части населения, были введены новые документы идентификации личности, в том числе и паспорт. Причем вводились и соответствующие паспортные ограничения.

Государство открыло для себя определенные выгоды от введения паспортов. За годовой паспорт надо было заплатить немалую по тем временам сумму — 1 руб. 45 коп. Поэтому сбор паспортных пошлин приносил прямой доход государству.

Основные принципы паспортной системы в Российской Им­перии были установлены еще в начале XVIII в. В 1724 г. императорским указом для контроля над передвижением крестьян были введены прокормежные и пропускные письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещикам и приказчикам. Вторые — лицам, отправляющимся вдругие уезды. Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски получая оное, не волчался» (т.е. не был в бегах).

Главную роль в осуществлении надзора за передвижением населения играли местные административные органы и полиция. «Слоняю­щихся» и «гулящих» людей задерживали и допрашивали. Кресть­ян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам.

Во второй половине XVIII в. контроль над соблюдением паспорт­ного режима всецело переходит к полиции. С 1803 г. вместо прокормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта.

С 1809 г. в Санкт-Петербурге в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет. При перемене работы и места жительства, а также в случае окончания срока действия билета требовалась регистрация, причем билет не выдавался без положительного отзыва с прежнего места работы. Лица, заподозренные в ненадежности, могли быть высланы из города полицией.

Начиная с 1830-х годов и до конца XIX в. для крестьян и мещан установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и от срока их действия (максимально до 3 лет). Закон обязывал всем лицам предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую на установленных в городах заставах, а по прибытии на место – полиции.

В 1884 г. было принято «Положение о видах на жительство», в котором паспорт признавался как документ необязательный. От­ныне жителям Российской империи он был нужен только в случае поездки за границу, а также для выезда человека далее чем за 50 верст и дольше чем на 6 мес. Несмотря на то, что паспорт для выезда получить было не так сложно, сама необходимость испрашивать его и разрешение на отъезд, а также возмож­ность отказа властей, безусловно, были обременительными и унизительными для человека. Заграничные паспорта выдавались исключительно важным персонам и представляли собой подобие рекомендательных писем одного государства другому. К началу XX столетия нравы смягчились. По крайней мере всякие «политические преступники и аферисты» легко пересекали границы Империи, используя поддельные паспорта.

С 1 января 1895 г. в соответствии с «Положением о видах на жительство» началась выдача новых по форме документов. Данное Положение имело ярко выраженный сословный характер: бессрочные паспорта были установлены лишь для лиц привилегирован­ных сословий, мещане и крестьяне пользовались паспортами, срок действия которых не превышал 3 лет. Кроме того, вводились особые ограничения свободы передвижения для «евреев, сектантов, цыган и людей, находящихся под надзором полиции».

Дабы препятствовать разъездам «сомнительных личностей», власти обязывали всех домохозяев докладывать обо всех прибываю­щих жильцах. Это считалось важным, поскольку в царской России «органы» так и не смогли установить, что же означает точное понятие «место жительства» (при большевиках это положение стало обозначать «прописка»). Обыкновенно под местом жительства рас­плывчато понималось «главное средоточие» интересов человека, как-то: служба, недвижимость, запись в дворянских или городских книгах.

После Октябрьской революции первоначально была сделана попытка отменить какие-либо ограничения на передвижение на­селения, т. е. упразднить паспортную систему в ее общепринятом на тот период виде.

В частности, был издан декрет ВЦИК и СНК «Об уничтоже­нии сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г., уста­новлено единое общее гражданство Российской Республики и от­менен дореволюционный институт паспортной системы. Однако впоследствии перед советским государством остро встала задача всеобщей трудовой повинности и возникла необходимость за­крепления населения по месту жительства и введения контроля над передвижением граждан.

ВЦИК приняла декрет «О введении трудовых книжек в горо­дах Москве и Петрограде» 5 июня 1919 г., согласно которому все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обяза­ны иметь трудовые книжки, служащие — удостоверения лично­сти на территории республики. Такие трудовые книжки были введены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль над передвижением граждан из одной губернии в дру­гую.

Важным правовым актом стал декрет СНК РСФСР «О выезде за границу граждан РСФСР и иностранцев» от 20 мая 1922 г., установивший различный порядок получения разрешений на вы­езд за границу для граждан РСФСР и иностранных граждан.

Поскольку для персонального учета населения требовался еди­ный, удостоверяющий личность, документ, ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет «Об удостоверении личности» от 20 июня 1923 г., которым все прежние документы, дающие право на передвиже­ние по территории РСФСР, объявлялись недействительными. Граж­дане, прибывающие из-за границы, в том числе и туристы, мог­ли получить разрешение на въезд в РСФСР на основании паспорта, полученного ими от полномочного представительства РСФСР в соответствующей стране.

Было подписано постановление «Об установлении единой пас­портной системы по Союзу ССР и обязательной прописки пас­портов» от 27 декабря 1932 г. № 57/1917. Положение о паспортах устанавливало, что «все граждане Союза ССР в возрасте от 1б лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, рабо­тающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта». Отныне вся территория страны и ее население делились на две неравные части: ту, где была введена паспортная система, и ту, где ее не существовало. В паспортизированных мес­тностях паспорт являлся единственным документом, «удостове­ряющим личность владельца».

Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фами­лия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались постоянное местожительство и место работы; прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт; социальное положение. Вза­мен чинов и званий Российской империи новый строй устанавливал для людей следующие социальные ярлыки: «рабочий», «колхозник», «крестьянин-единоличник», «служащий», «учащийся», «писатель», «художник», «артист», «скульптор», «кустарь», «пенсионер», «иждивенец», «без определенных занятий».

Постановление Совнаркома СССР № 43 от 14 января 1933 г. утвердило «Инструкцию о выдаче паспортов», которая имела два раздела — общий и секретный.

Общий раздел устанавливал порядок и правила выдачи паспортов для большинства граждан СССР.

Секретный раздел устанавливал ограничения на выдачу паспортов и прописку в режимных местностях для следующих групп граждан: не занятых общественно-полезным трудом на производстве, в учреждениях, школах (за исключением инвалидов и пенсионеров); сбежавших из деревень кулаков и раскулаченных, если даже они работали на предприятиях или состояли на служ­бе и советских учреждениях; перебежчиков из-за границы, т. е. самовольно перешедших границу СССР (кроме политэмигрантов, имеющих соответствующую справку ЦК МОПРа); прибыв­ших из других городов и сел страны после 1 января 1931 г. без приглашения на работу учреждением или предприятием, если ими не имеют в настоящее время определенных занятий, или не работают в учреждениях или на предприятиях, но являются явными летунами; те, кто бежал из деревни до начала развертывания сплошной коллективизации; «лишенцев» — людей, лишенных советским законом избирательных прав, частных торговцев, священнослужителей; бывших заключенных и ссыльных, в том числе судимых даже за незначительные преступления (в постановлении от 14 января 1933 г. приводился не подлежащий оглашению специальный перечень этих лиц); членов семей всех вышеперечисленных групп граждан.

Иностранные граждане должны были предъявлять вид на жительство. Первоначально функции прописки реализовывались ме­стными и исполнительными органами.

И дальнейшем Совет Министров СССР принял «Положение о въезде в СССР и выезде из СССР» 19 июня 1959 г.

Самостоятельная служба по оформлению и выдаче виз и регистрации (ВИР) в системе милиции достигла пика своего раз­вития в конце 1970-х годов, когда в МВД СССР функционировало 35 отделов и 45 отделений.

В дальнейшем происходит сокращение подразделений ВИР, слияние их с паспортной службой и органами охраны обществен­ного порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: