ГАУДИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО Ф. ХУНДЕРТВАССЕРА




ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе объектом исследования выбраны жизнь и творчество австрийского архитектора и художника Фриденсрайха Хундертвассера, прославившегося такими архитектурными проектами, как Дом Хундертвассера в Вене, отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия, галерея KunstHaus, Вена, Австрия и многие другие.

Австрийский архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser) прославился своими зданиями в естественном, экологичном, биоморфном стиле.

Его видение мира и экологическое самосознание нашло отражение в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне и деятельности по охране окружающей среды. Его творчество - это целая философия, которую Фриденсрайх Хундертвассер выражал в своем собственном графическом стиле и оригинальных архитектурных концепциях.

"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники".

Его дизайн - это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь - неприкрытое чудачество. Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек, будучи известнейшим архитектором.

Австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера широкие массы знают по его «пряничному» венскому дому. Фридрих Стовассер, что называется, сделал себя сам. Придумал новое имя (Фриденсрайх означает «царство мира», Хундертвассер - «сто вод»), определил философскую и эстетическую концепцию своего творчества, создал собственное авангардистское течение (трансавтоматизм) и стиль бесконечной линии.


 

БИОГРАФИЯ

 

Фриденсрайх Хундертвассер - один из самых известных и получающих все большую популярность архитекторов XX века, создатель новой, постнеклассической эстетики. Начав как художник, он реализует свои авангардные, насыщенные экологизмом и эсхатологизмом, идеи в арт-акциях, архитектуре, графике.

Большинство людей, впервые сталкивающихся с его творчеством, так и остаются на первичном уровне восприятия формообразующих приемов и стилистических принципов: яркость, символизм, оригинальность подкупают. Знакомство с культурным контекстом разных десятилетий позволяет глубже понять логику творчества Хундертвассера, а также провести параллели с процессами, происходящими в эстетическом сознании и арт-практике начала третьего тысячелетия.

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Friedrich Stowasser - Фридрих Штовассер) родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу с экспериментальной системой Монтессори, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивающей творческие способности.

Если имя определяет судьбу, то в нем знаково все, от предрождественского дня рождения, намекающего на праздник и подарок, до даты смерти в 2000-м, когда заговорили о тысячелетиях и эпохах. Дитя мира, баловень судьбы, придумавший свое имя в 1949-м, после путешествия-странствия по Европе, когда холокост еще дышит в спину леденящим холодом, но так хочется мира и так хочется жить. «Почему люди не надевают короны? Потому что они слишком трусливы для того, чтобы быть королями» (1968).

Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Придуманное им для себя имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

Многочисленные поездки мастера привели его также в Новую Зеландию. К этой стране он испытывал особое пристрастие, она стала его второй родиной. Фриденсрайх Хундертвассер (Hundertwasser) - настоящий мультиталант, истинный мастер XX века, который проявил себя как художник, архитектор и эколог, а своими выдающимися манифестами во всем мире сделал себе имя.

Жизнерадостные творения Фриденсрайха Хундертвассера постоянно и у всех рождают только сказочно - кулинарные ассоциации: карамельный домик, магазин детских сладостей, стены из печенья, а крыша - леденец, - приторно сладкие восторженные эпитеты бывшего голодного и конформистского соцлагеря. Хотя, возможно этого и добивался художник, желая быть именованным «волшебником растительности или чем-то в этом роде».

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья. Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов. Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.


 

ГАУДИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО Ф. ХУНДЕРТВАССЕРА

 

Хундертвассера считают австрийским Гауди, что, в общем-то, не удивительно: и тот, и другой ненавидели жёсткие прямые линии и острые углы, оба стремились к плавным, неровным переходам, причудливым формам и ярким цветам. Как и у Гауди, у Хундертвассера были свои поклонники и свои недоброжелатели.

Наверное, ни один архитектор так не изменил и не прославил свой город, как Антонио Гауди Барселону. В его постройках, созданных как будто самой природой из камня, песка и разноцветных камешков, отсутствуют углы и прямые линии. Барселонцы очень дорожат этими жемчужинами архитектуры, безоговорочно выбрав собор Саграда Фамилья символом города.

Антонио Гауди начал руководить строительством этого собора в 1891 году, через 10 лет после начала его возведения.

В последующие 35 лет на глазах у изумленных каталонцев к небу поднялись воздушные, кружевные шпили, соединившие в себе и архитектурные, и природные формы. Смерть Гауди приостановила строительные работы: некоторые чертежи сохранились лишь в воображении их талантливого создателя.

Дома, построенные Гауди, изображены на всех барселонских открытках. Архитектор не только разработал чертежи самих зданий, но и тщательно трудился над дизайном обстановки, даже дверные ручки и петли созданы по его эскизам [5].

Ему, архитектору Гауди, было чуть больше тридцати, когда Общество почитателей Святого Иосифа предложило именно ему возвести этот собор, работы по строительству которого продолжаются и в наши дни, завершение как бы намечено на конец восьмидесятых этого столетия.

Из намеченных 12 башен при жизни архитектора были возведены всего лишь три.

Огромную роль в реализации нестандартных идей Гауди сыграла счастливая встреча с богатейшим человеком Каталонии, текстильным магнатом (и промышленником и эстетом) Эусебио Гуэлем, который на очень долгие годы стал покровителем архитектора.

Гауди стал семейным архитектором этого магната на 35 лет, вплоть до самой смерти богатейшего покровителя.

Для него архитектор построил совершенно необычный дворец, в котором соорудил 127 колонн, ни одна из которых не была похожа на другую. Но модерн и должен был быть необычным, нестандартным.

В этой постройке были применены и необычные параболические бетонные арки.

Для него же Гауди в 1903-1910 г.г. осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента, задуманного им большого садово-паркового комплекса на окраине Барселоны.

В студенчестве Гауди не терпел аналитическую геометрию, но обожал изучать искривление поверхностей. Он очень любил наблюдать за природой, в которой нет однородных по цвету объектов ни во флоре, ни в фауне, ни в мёртвой материи. Вот из этого разнообразия он и черпал свой насыщенный изгибами и красками архитектурный стиль.

Он презирал многих своих современников и классиков, пренебрежительно отзывался о Ван Эйке и Рембрандте, Сикстинской Капелле Микеланджело и многих других.

Последней его почти завершённой постройкой оказалась Каса Мила, известная под названием "Ла Педрера" - Каменная громада.

Касса Мила - это одновременно и каменная гора и море, покрытое волнами, будто кусок живой природы, вырванный из скал Каталонии, по сути, удобное городское жильё, одновременно и прагматичное, и экспрессивное сооружение.

И лишь на крыше, где столпились безглазые каменные монстры, мастер вновь напомнил всем о постоянно преследовавших его самого ужасах смерти - Memento Mori (помни о смерти).

Смерть настигла его тогда, когда он строил собор Саграда Фамилиа.

Это был огромный и безумно дорогой проект. Работы то начинались, то прекращались из-за постоянной нехватки средств на это строительство.

Гауди уже перевалило за 60 лет, когда он полностью сосредоточился только на этом храме, фактически отрешившись от всего мирского, почти войдя в анемическое состояние, хотя он был одним из ранних заказов архитектора, сделанного ему в возрасте всего лишь 30 лет.

Этому сооружению архитектор придавал особое значение как монументальному символу возрождающегося национального и социального возрождения Каталонии.

Здесь он разместил и свою мастерскую.

Порталы и башни храма изобилуют скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир. Сложность профилей и деталировки превосходит всё, что до сих пор было известно готике.

Этот храм является готическим модерном, хотя в его основу положен план обычного средневекового храма.

Когда летом 1926 года убогий неопрятный старик, шедший по улице Барселоны после работы, весь забрызганный краской и застывшим цементом, не обратил внимания на быстро приближавшийся трамвай, сбивший его, никто не смог своевременно опознать в нём великого архитектора. Он был без документов и гроша в кармане и был похож на бездомного бродягу, отношение к которым во все времена было одинаково безразличным.

И лишь в больнице для бедных выяснилось, что умирает Антонио Гауди. Врачи оказались бессильны спасти его.

Говорят, что он не любил фотографироваться, ещё и по этой причине его мало знали в лицо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: