ГАЛЕРЕЯ ФРИДЕНСРАЙХА ХУНДЕРТВАССЕРА




 

. Дом Фриденсрайха Хундертвассера в Вене

Дом Хундертвассера в Вене - зрелище невиданное. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как главный элемент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровные стены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. Прямо как в сказке "Ганс и Гретель": стены были из печенья, крышу покрывал пряник, а окна были из леденцов. Это муниципальное жилье - из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.

Дом Хундертвассера стал городской достопримечательностью. По словам самого мэтра "это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, соединяет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь…"

Построенный по заказу городских властей, дом стал доказательством возможности интеграции этого стиля в нашу действительность. Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Хундертвассер считал главным в доме окно, по его словам "все говорят, что здания состоят из стен. Я говорю, что здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание". Всего он использовал восемь типов окон.

Все люди непохожи друг на друга, всеми силами они пытаются отличаться один от другого. Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости руки "соскоблить" кладку. Или, взяв в руки кисть с длинной ручкой и в пределах ее досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы было видно с улицы: здесь живет человек, отличный от других, отличный от своих "стандартизированных" соседей.

Сам дом достаточно пестрый - каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования - серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир приметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части Дома Хундертвассера была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, "деревья-жильцы": растения возвращаются в город, помогают очищать воздух. И это их возвращение в город - некая компенсация за все то плохое, что человек сделал природе. А красота, регулирование климата, кислород, наконец - это непрерывная арендная плата, которую "платят" деревья [4].

Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus. Художник увлекался теорией трансавтоматизма, был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры Гауди, но главное - в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 20-х годов от Филонова до конструктивистов.

Австрийский художник не был не чужд современным ему художественным тенденциям. Не примыкая к какому- либо из тогдашних авангардистских течений, Фриденсрайх Хундертвассер выдвинул собственную программу “трансавтоматизма”, призванного спонтанно- творчески высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией.

Хундертвассер считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника.

В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум и имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур "Австрия представляет Хундертвассера континентам". Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, в Тель-Авиве, Варшаве, Рейкьявике, Копенгагене, Дакаре...

Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира. Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения. "Человек и природа должны жить в гармонии", - декларировал Хундертвассер.

Он разработал авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Исследователи творчества Хундертвассера утверждают, что его архитектурные мечты выросли из прочитанных в детстве книг про Винни Пуха и Кролика, выкапывающих себе норы и живущих в них... А также из обнаруженного в книгах по архитектуре древнейшего метода постройки зданий, существующего сотни, а может, и тысячи лет. Выкопать нору в земле и найти в ней убежище - вот фундаментальная идея всех архитектурных моделей. Известно, что много путешествовавший художник изучал эти постройки сам, побывав в Йемене, Судане, Новой Зеландии, у индейцев Пуэбло… Возможно, такая природная архитектура стала для него источником для развития собственного, альтернативного подхода к возведению зданий. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём - хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Хундертвассер брался за любые художественные задачи. Свое любимое животное - улитку со спиральным домом на спине - он разместил на своем проекте флага Новой Зеландии - страны, в которой, как и в Австрии, осталось множество зданий и сооружений его работы.

. Идея Блюмау

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное - не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр. Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель "Катящихся гор". Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими, манере. Окошки домиков - как водится, разных размеров и форм - бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедует на словах и реализует на деле.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

хундертвассер живопись архитектура блюмау

В рамках данной работы рассмотрены этапы жизненного пути, особенности творческого метода и художественной философии австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Творения Хундертвассера, особенно архитектурные, широко известны и щедро разбросаны по всему миру (Австрия, Япония, Новая Зеландия, Германия, Израиль, Швейцария, Португалия, США), а знаменитый венский Хундертвассер-хаус стал визитной карточкой австрийской столицы. В Германии по проектам знаменитого австрийца построено 14 объектов (жилой дом в Плохингене, «Лесная спираль» в Дармштадте, «Зелёная цитадель» в Магдебурге и др.).

Однозначной оценки творчества этого талантливого художника и архитектора нет до сих пор. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Он не придавал большое значение каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно: "Здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами". Второй кожей человека он считал одежду.

Он умер в Тихом океане на борту лайнера «Королевы Элизабет II» 19 февраля 2000 года. Он похоронен на своей земле в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов» под тюльпановым деревом в гармонии с природой.

В нем сошлись мудрость и непосредственность, любовь и эпатаж, традиция и революция.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов под впечатлением от произведений Гауди, создавая дома в его стиле, например, дом Хундертвассера в Вене (отсутствие жестких, прямых линий и острых углов, причудливые формы, яркие цвета).

Творения Хундертвассера- зодчего заметно перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для него стало отсутствие прямых линий, криволинейность поверхностей.

Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые им стены получают замысловатые изгибы.

На сегодняшний день Фриденсрайх Хундертвассер остается одним из представителей естественного, экологичного, биоморфного стилей. Во множестве городов по всему миру можно найти его здания, отличающиеся буйством красок и необычным исполнением. Они не оставляют равнодушными как ценителей искусства, так и туристов, на которых производит неизгладимое впечатление идея и стиль архитектурных проектов Фриденсрайха Хундертвассера.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: