Изобразительная деятельность как способ отражения окружающей действительности




Содержание

Введение ………………………………………………………………...……..….3

1. Изобразительная деятельность как способ отражения окружающей действительности ………………………………………….……………...…..… 5

2. Рисование как вид изобразительной деятельности и способ отражения впечатлений от окружающей действительности …………………….………..14

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы ………………………………………..…32

 

Введение

Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность.

Ребенок познает окружающую действительность на протяжении всего дошкольного детства.

Изобразительная деятельность является уникальным средством отражения впечатлений окружающей действительности и впечатлений от нее. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. На занятиях изодеятельностью осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности; нравственное воспитание; формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Ребенок, пытаясь передать свои чувства, впечатления, эмоции может использовать весь арсенал доступных ему средств и материалов – краски, карандаши, пластилин и др. Задача дошкольного учреждения – снабдить групповую комнату арсеналом средств отражения действительности и впечатлений от нее. Дать возможность детям заниматься деятельностью содержание и мотив, которой всегда связан с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра, запоминания и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.

Изобразительная деятельность как способ отражения окружающей действительности

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Рисование – это искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы.

Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Аппликация это способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

Конструирование - это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в творческой деятельности. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей.

Кроме того, от организации самостоятельной деятельности детей во многом зависит эффективность их обучения на занятиях. Ведь для развития ребенка необходимо, чтобы он не только успешно выполнял задания, но и переносил то, чему научился на занятиях, в свою самостоятельную деятельность.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться. Пытаясь изобразить увиденное, малыш рисует, лепит, вырезает, наклеивает, что-то конструирует.

" Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок " – утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи, восприятием, памятью, мышлением, воображением, фантазии, а так же и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Содержанием детского творчества является отражение современной действительности, а в связи с этим забота о приобщении ребенка к окружающей жизни; понимание значения искусства в воспитательных целях и использования его в работе с детьми; обоснование утверждения о том, что творческие способности ребенка могут успешно развиваться только под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Это отражение является не простым фотографированием явлений: ребенок учится перерабатывать воспринятое в своем сознании, отбирать наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

Е. А. Флериной были разработаны основные приемы обучения изобразительной деятельности: наблюдение предметов и явлений, рассматривание образца, показ приемов изображения и техники работы.

«Детское изобразительное творчество, — писала Е.А. Флерина, — мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства».

В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой.

Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Отношение к чему-либо всегда характеризуется эмоциональным состоянием. К. С. Станиславский говорил о необходимости для творческой деятельности актера иметь эмоциональную память, с тем, чтобы в нужный момент вызвать соответствующие чувства. Актер выразит их интонацией, словами, жестами. Мастерство художника-живописца, скульптора будет заключаться в том, чтобы благодаря многогранному использованию изобразительных средств созданный образ волновал, воспитывал зрителей.

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию, отражение впечатлений от окружающего и обеспечивает путь для проявления чувств, в том числе посредством цвета. Нет детей, которые бы не любили рисовать, экспериментировать с красками.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Ребенок не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей. Важно научить малыша не только самому понять и прочувствовать сущность предмета или явления, но и изобразить затем их так, чтобы они были правильно поняты зрителями, вызвали те же чувства, то же отношение, которые испытывал художник: в этом заключается общественная ценность произведений искусства.

Таким образом, изобразительная деятельность предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает творчество ребенка правдивым и убедительным, позволяет ему реалистически передать в художественных образах явления окружающего мира.

Опыт ребенка дошкольника постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием ит.д. Накопление впечатлений об окружающем мире является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, незначительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок создает не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его творение что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий по изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу и т.п.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Достижения науки и практики в области теории и методики эстетического воспитания привели к созданию системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Это было сделано коллективом авторов (Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской, В. А. Езикеевой, И. Л. Дзержинской, Т. Г. Казаковой), подготовивших книгу «Система эстетического воспитания в детском саду». В ней рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду, раскрываются программа, методы и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства.

Кроме исследований, охватывающих широкие проблемы творчества детей в различных видах изобразительной деятельности, в 60—70-е гг. усиленно разрабатываются отдельные вопросы методики: Т. С. Комаровой изучался вопрос о формировании графических умений в рисовании; Р. Г. Казаковой — об особенностях рисования с натуры детьми старшего дошкольного возраста и методах руководства им; Л. В. Компанцевой — о влиянии поэтических образов природы на творчество в рисовании детей старшего дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: