Кодекс Республики Беларусь об образовании




ТЕМА 1СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Нормативно-правовое регулированиесферы образования в Республике Беларусь.

1.2 Основные направления государственной политики Республики Беларусь в сфере образования.

1.3 Характеристика системы высшего образования Республики Беларусь.

 

Нормативно-правовое регулирование сферы образования

В Республике Беларусь

Сфера образования – область человеческой деятельности, направленной на обеспечение требуемого уровня образования и соответствующего воспитания личности (Система стандартов).

Особая значимость сферы образования в жизнедеятельности белорусского общества подтверждается уровнем ее правового регулирования и статусом нормативных правовых актов, в системе которых: Конституция Республики Беларусь, КодексРеспублики Беларусь об образовании, комплекс технических нормативных правовых актови другие законодательные и нормативные акты.

Конституция Республики Беларусь

В соответствии с Основным Закономгражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом[ст. 41].

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование. Конституцией страны гарантируется доступность среднего специального и высшего образования в соответствии со способностями каждого [ст. 49].

Законодательство об образовании направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулиро­вание общественных отношений в данной сфере на основе следующих принципов:

- соответствие Конституции Республики Беларусь;

- соответствие общепризнанным принципам международного права;

- обеспечение реализации права граждан на образование;

- обеспечение доступности образования;

- обеспечение качества образования;

- установление ответственности за несоблюдение законодательства об образовании.

 

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Основным нормативным правовым актом, обеспечивающим полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании (с дополнениями и изменениями), вступивший в действие с 01.09.2011 года.

Общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ, называются образовательными отношениями.

Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педаго­гические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.

Граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального и дополнитель­ного образования, а на конкурсной основе– бесплатного среднего специального и высшего образования, если соответствующее образование за счет средств республиканского (местных бюджетов) они получают впервые, а также послевузовского образования.

Второе и последующее профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское и дополнительное образование могут быть получены при условии обучения по иной специальности (направлению специальности, специализации, профессии).

В структурном плане кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части Кодекса содержатся правовые нормы, обязательные для всех участников образовательных отношений, всей сферы образования. Отдельными разделами выделены: основы правового регулирования в сфере образования; субъекты образовательных отношений; образовательные отношения; управление и международное сотрудничество; дисциплинарная ответственность; финансирование и материально-техническое обеспечение в сфере образования.В особенной части содержатся правовые нормы, отражающие специфику образовательной деятельности по видам образования (дошкольное образование, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское, дополнительное, специальное образование).

Кодекс содержит определения основных терминов:

образование – обучение и воспитание в интересах личности, обществаи государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;

обучение – целенаправленный процесс организации и стиму­лирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

получение образования – освоение содержания образова­тельной программы и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении;

обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;

образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законода­тельством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

учреждение образования – юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

Право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:

- развитием сети учреждений образования;

- созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, государ­ственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатного;

- финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования и государственных организаций образования, обеспечивающих функциони­рование системы образования;

- сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- установлением ежегодно учредителями государственных учреждений образования, государственных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, контрольных цифр приема для получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;

- предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

- созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;

- созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации;

- развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе[Кодекс].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: