Тема 9. Черногорский царь Стефан Малый




План

1. Исторические предпосылки появления на политической сцене черногорского Лже-Петра III – Стефана Малого.

2. Стефан Малый во главе Черногории. Внутренняя и внешняя политика самозванца.

3. Попытки разоблачения Стефана и его гибель.

4. «Принц Албанский» - самозванец Стефана Малого.

 

1. Исторические предпосылки появления на политической сцене черногорского Лже-Петра III – Стефана Малого. В отличие от своих предшественников – самозванцев, выдававших себя за чудом спасшегося Петра Ш – Стефан Малый не угрожал власти Екатерины П и не претендовал на российский престол. Его главным интересом была борьба с османской и венецианской экспансиями.

Происхождение очередного Лже-Петра Ш достоверно неизвестно. Сам Стефан не спешил вносить ясность в этот вопрос, и постоянно менял свою биографию. Он назывался, то черногорским крестьянином из Далмации, то уроженцем Герцеговины, то «дезертиром из Лики». Стефан появился в январе 1766 года в сельской общине Маини близ Будвы на Адриатическом побережье и нанялся батраком в имение зажиточного крестьянина. Параллельно с этим начал целительствовать, и на этой ниве сразу же снискал доверие и уважение сельчан, т.к., в отличие от большинства лекарей, брал плату только в том случае, если больной выздоравливал. Обширная докторская практика стала и его первой политической трибуной. Стефан вел с приходившими к нему пациентами беседы о необходимости прекратить вражду и объединить черногорцев против общего врага.

Об уровне образованности Стефана до нас дошли самые противоречивые сведения. Так, его непримиримый противник митрополит Савва говорил, что Стефан был неграмотным, но это, все же, кажется маловероятным. А вот монах Софроний Плевкович утверждал, что Стефан был настоящим полиглотом — помимо сербохорватского, знал итальянский, французский, английский, немецкий, русский, греческий, турецкий, арабский языки. Некоторые современники отмечают, что Стефан по внешнему виду и манере держаться производил впечатление духовного лица. Другие говорят, что он хорошо знал крестьянский труд и обладал всеми необходимыми для сельскохозяйственных работ навыками. Одевался он обычно на турецкий манер («по-албански»), из чего некоторые сделали вывод, будто Стефан вырос в мусульманской среде и принял православие уже в сознательном возрасте, порвав с родней, что и послужило, якобы, причиной его изгнания и длительных странствий. Но и к «немецкой одежде» он относился без предубеждения: когда считал нужным, переодевался, и было видно, что в ней он чувствует себя вполне уверенно и комфортно, она не кажется непривычной для него. В общем, несмотря на обилие свидетельств, личность этого человека остаётся загадкой для историков.

Слухи о необычном пришельце распространились за пределы общины и очень удачно совпали с другим слухом – о том, что российский император Петр III не умер, как было официально заявлено, а сумел бежать и скрывается за границей, в одной из православных стран. Нетрудно догадаться, что со временем оба слуха сплелись в один: именно в Стефане Малом, загадочным образом прибывшем из ниоткуда, стали видеть чудом спасшегося российского императора.

Уже через месяц черногорский народ признал самозванца царем – причем не только российским, но и черногорским. В конечном итоге, вопрос о будущем Стефана был поставлен перед скупщиной, составлявшей в то время 7 тыс. человек. Решение было практически единогласным – к Стефану отправлялась делегация с просьбой принять верховную власть.

Реакция самозванца была неожиданной: 2 ноября 1767 года, когда к нему явились черногорские старшины, он разорвал грамоту, и заявил, что не примет власти, пока в стране будут продолжаться междоусобные распри. Требование это произвело соответствующее впечатление, но самое удивительное – ему охотно и с удовольствием подчинились! «Наконец Бог дал нам... самого Степана Малого, который умиротворил всю землю от Требинья до Бара без веревки, без галеры, без топора и без тюрьмы», – писал о нем один из старейшин.

В конце концов, Стефан все же «пошел навстречу» просьбам черногорцев и открыто объявил себя императором российским Петром III, но при этом почему-то настаивал, чтобы на государственной печати было вырезано имя «Стефан», под которым он и останется в истории.

 

2. Стефан Малый во главе Черногории. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Стефан Малый оказался умным и талантливым политическим деятелем. Начальный период своего сравнительно недолгого правления он полностью посвятил искоренению межплеменной розни. Кроме того, он решился на довольно смелый по тем временам шаг: для укрепления собственного положения он впервые среди славянских стран отделил церковь от государства.

Популярность Стефана все возрастала. Русский посол в Константинополе А.М.Обресков, внимательно следивший за событиями в Черногории, доносил Екатерине: «Прекратил между славянским народом разных званий издревле бывшие между ними вражды ». Ему вторил митрополит Савва, несмотря на враждебное отношение (как нетрудно догадаться, митрополиту пришлась не по вкусу идея про отделение церкви от государства), отдававший должное политической гибкости и уму своего противника: «Начал между народом черногорским великое благополучие чинить и такой мир и согласие, что у нас еще никогда не было ».

В основу своей внешней политики Стефан положил твердое намерение сохранить мир с соседями. Его расчет был понятен: дать стране время подняться и окрепнуть для будущей борьбы. Но это было понятно и туркам и венецианцам, которых такой вариант развития событий устроить не мог. Тем более, что сами черногорцы не настроены были долго собираться с силами и рвались в бой. На имя самозванца приходили письма, в которых выражалась готовность «пролить кровь в царскую славу». Вскоре от слов черногорцы перешли к делу. Десять провинций восточной Черногории, находившихся под турецким владычеством, восстали и отказались выплачивать дань завоевателям.

Славянские племена, подчиненные Венеции, тоже симпатизировали Стефану, и Венеция опасалась повсеместного восстания в своих владениях на восточном побережье Адриатики. Венецианцы первыми решили устранить неугодного правителя. При этом венецианский дож не желал доводить дело до открытого столкновения, и вместо этого переслал тайный приказ «Прекратить жизнь иностранца, виновника происходящих в Черногории волнений». Однако, нанятые венецианцами лекарь и греческий священник, которые должны были отравить Стефана, не смогли к нему добраться.

Потерпев поражение в попытке отравления, венецианцы перешли к более решительным действиям. Венецианское вторжение началось высадкой 4-х тысячного отряда, который двинулся на Майне, где ему противостоял отряд Малого в количестве 300 человек. Страна оказалась полностью блокирована с моря, но, несмотря, на первые неудачи, старейшины остались верны своему царю. Их ответ венецианцам был короток и ясен. Стефана назвали «человеком из царства Московского, которому мы обязаны везде до последней капли крови служить, будучи объединенными одной верой и законом, и язык у нас один. Все мы умрем, но от Московского царства отойти не можем ». К сожалению для черногорцев, противник понял фразу о готовности умереть за Стефана слишком буквально: венецианские карательные войска в октябре 1767 года жестоко расправились с населением приморских деревень.

Следующий удар нанесли турки. В январе 1768 года в Боснии и Албании они собрали 50-тысячное войско. Стефан Малый мог противопоставить этой армаде только 2-х тысячный отряд черногорцев. Он попытался было выгодно использовать рельеф местности, заняв горный проход у монастыря Острог, в узкой долине реки Морачи. Однако тактический маневр не удался. Отряд был разбит наголову, сам Стефан был вынужден спасаться бегством, и девять месяцев укрывался в одном из горных монастырей. В дальнейшем, однако, война стала приобретать неблагоприятный для османов характер, и 24 сентября 1768 года им было нанесено весьма чувствительное поражение. Вслед за этим в войну вступила Россия, и чтобы избежать распыления сил, султан приказал вывести войска из Черногории.

3. Попытки разоблачения Стефана и его гибель. Тем временем внутри самой Черногории у Стефана появилась оппозиция. Первым против самозванца ополчился митрополит Савва, который и раньше не питал к новоявленному правителю симпатии, а теперь окончательно почувствовал, что с ростом популярности и народной любви к Стефану Малому власть начинает ускользать из рук главы церкви. Савва даже обратился к русскому посланнику в Константинополе А.М.Обрескову, спрашивая у него, действительно ли Петру III удалось остаться в живых. «Удивляюсь, что ваше преосвященство... впали в равное с... вашим народом заблуждение» – написал тот в ответ.

Укрепившись, таким образом, в своих подозрениях, Савва разослал копии этого письма черногорским старейшинам и потребовал суда над самозванцем. Вызванный в феврале 1768 года на сходку старейшин, самозванец публично обвинил митрополита в служении интересам Венеции, спекуляции землей и присвоении денег и ценностей, присланных ему из Петербурга. И он тут же предложил «в наказание» разделить имущество митрополита между членами сходки. Предложение, само собой, было принято. Дом митрополита был разграблен, его стада угнаны, сам он вместе с родней взят под стражу. Ближайшим духовным советником Стефана стал бежавший в Черногорию последний сербский патриарх Василий Бркич, немедля призвавший черногорцев «почитать Стефана как русского царя». Чтобы окончательно закрепить победу, самозванец 29 июня 1768 года, в день Петра и Павла, организовал церковное служение и крестный ход во славу Петра Великого и своего «сына и наследника» Павла.

Вторую попытку разоблачения самозванца сделал российский генерал Ю.В.Долгоруков, отправленный в Черногорию Екатериной II с целью поднять черногорцев на восстание. 12 августа 1769 года Ю.Долгоруков вместе с эскортом из 17 человек, с трудом преодолев горные перевалы, появился в монастыре Брчели, где встретился со Стефаном. Стефан спокойно общался с черногорцами и русскими, не называя себя русским царем, и Долгоруков решил не предпринимать против него никаких действий. Однако, когда князь отправился в главный Цетинский монастырь, он узнал, что Стефан в селах снова начал агитировать черногорцев в свою пользу от имени Петра Ш.

Узнав об этом, Долгоруков отдал приказ арестовать Стефана, но черногорцы его игнорировали. Тогда российский посланник решил дискредитировать Стефана Малого в глазах обожающего его народа. Он подговариворил патриарха Василия Бркича (того, самого, которым Стефан заменил в свое время митрополита Савву!) принародно объявить Стефана Малого «бродягой и обманщиком, возмутителем нации».

Посчитав, что с самозванцем покончено, Долгоруков зачитал манифест Екатерины II (а его переводчик повторил текст по-сербски), в котором народу Черногории предлагалось подняться на борьбу с турками и принести присягу на верность российской императрице. Народ ответил приветственными криками, и после того, как была проведена присяга и целование креста, Долгоруков распорядился раздать черногорцам привезенные с собой 400 дукатов и распустить всех по домам. На следующий день верхом, с саблей в руке, к монастырю подъехал Стефан, и был встречен всеобщим ликованием. В самом деле, в глазах черногорцев присяга Екатерине II отнюдь не противоречила верности ее супругу и своему «царю».

Тем не менее, в этот самый момент Долгорукову все же удалось дискредитировать Стефана Малого в глазах черногорцев. Против самозванца поднялось возмущение, и его удалось обезоружить и заключить в тюрьму. Скорее всего, не последнюю роль в этом сыграли деньги русского генерала; возможно, в толпу заранее были запущены люди, нанятые Долгоруковым, которые и стали зачинщиками «народного недовольства».

Однако торжествовать победу оказалось рано, вскоре отношения местного населения с русской делегацией стали портиться, черногорцы с разочарованием писали в Петербург, что генерал Долгоруков оказался «не таковым» как его хотели бы видеть. Чувствуя, что удержаться у власти, без верных советников, хорошо знающих местную ситуацию, долго не удастся, генерал, по слухам, ежедневно советовался со своим пленником. После неоднократных бесед с лже-царём русский посланник понял, что никакой опасности для Екатерины II он не представляет, и освободил Стефана.

Вскоре Долгоруков осознал, что черногорцы на вторую войну за два года против турок не пойдут. Опасаясь за свою безопасность, он решил покинуть Черногорию. 24 октября 1769 года русская миссия ночью тайно оставила монастырь и ушла к морю, где ее ждало специально нанятое судно. Генерала сопровождали 50 черногорцев, нанятых на русскую службу, и Стефан Малый. Долгоруков вручил самозванцу патент русского офицера, подарил русский офицерский мундир и официально признал его правителем страны.

Таким образом, Стефан Малый фактически был официально признан правителем страны. В качестве такового, он установил контакты с командующим российской сухопутной армией Петром Румянцевым и Алексеем Орловым, возглавлявшим русскую эскадру Средиземного моря. Добрые отношения с Россией он сохранил и укрепил.

Но судьба оказалась неблагосклонной к этому незаурядному человеку. Уже через год, осенью 1770 года, при осмотре строительства новой горной дороги, рядом с ним взорвался заряд пороха. Стефан получил тяжелое ранение, следствием которого стала слепота. Находясь теперь безотлучно в монастыре Дольние (Нижние) Брчели, он ещё продолжал руководить страной через верных ему людей.

Но власть Стефана над Черногорией не устраивала турок. Скадарскому паше удалось внедрить в его окружение предателя – грека Станко Класомунья, который устроился слугой к Стефану и втерся к нему в доверие. В августе (по другим сведениям – в октябре) 1773 года, дождавшись, пока в монастыре останется мало людей, ночью Станко убил потерявшего зрение и способность передвигаться Стефана, отрезав ему голову. Заявив служителям монастыря, что Стефан спит и не велел его беспокоить, грек вынес голову Стефана с собой в мешке и через Скадарское озеро бежал в Скадар, где и получил обещанную за убийство Стефана награду. В дальнейшем голова самозванца была переправлена в Константинополь в качестве подарка султану. Тело Стефана было похоронено в церкви Святого Николая в монастыре Дольние Брчели.

 

4.«Принц Албанский» – самозванец Стефана Малого. Известность Стефана Малого в Европе того времени была так велика, что его именем попытался воспользоваться авантюрист международного масштаба Стефан Занович – албанец, родившийся в 1752 году. В 1760 году его семья переехала в Венецию и очень разбогатела на торговле обувью. Образование этот Стефан, как и его брат Примислав, получил в Падуанском университете. Джакомо Казанова в своих «Мемуарах» назвал братьев «двумя великими мошенниками».

Братья Зановичи стоили один другого, так что бежать из Венеции им пришлось одновременно. Вместо них на площади святого Марка были повешены их портреты – не в картинных рамках, а на виселице. Но Стефан, по общему мнению, все же, превзошел брата и был мошенником более высокого уровня. Он прекрасно владел холодным оружием, был знаком со многими влиятельными людьми в разных странах.

Стефан Занович много путешествовал по Европе, посетив разные города Италии и Германии, Англию, Голландию, Францию, Пруссию, Польшу. Во время этих странствий он называл себя разными именами: Беллини, Балбидсоном, Вартом, Чарновичем, Царабладосом и графом Кастриотом-Албанским. По понятным причинам, долго этот авантюрист нигде не задерживался. В Амстердаме, предъявив рекомендательные письма венецианского посла в Неаполе, Стефан так чувствительно «пощипал» местных банкиров, что едва не спровоцировал войну Голландии с Венецианской республикой. В роли миротворца пришлось выступить австрийскому императору Иосифу II.

В Черногорию он попал как раз из Амстердама. Здесь он попытался выдать себя за убитого Стефана Малого, но черногорцы хорошо помнили своего «царя», и ещё раз «воскреснуть» российскому императору Петру III было не суждено. Это не помешало потом авантюристу представляться в Европе именно «черногорским царем Стефаном Малым» и выдавать себя за него. В 1784 году он написал книгу «Степан Малый, иначе Этьен Птит или Стефано Пикколо, император России псевдо-Петр III», в которой приписал себе деяния настоящего царя черногорцев, добавив к ним выдуманные рассказы о «своих антитурецких подвигах». Потом авантюрист в качестве «черногорского царя» взялся помогать голландцам в их конфликте с австрийским императором Иосифом II из-за судоходства по реке Шельде. Запутавшись в интригах, он все же попал в амстердамскую тюрьму, где и покончил жизнь самоубийством.

 

Список литературы

1. Мыльников А.С. Искушение чудом (Русский принц, его прототипы и двойники-самозванцы) / А.С.Мыльников. – Л.: Наука, 1991. — 296 с.

2. Негош П. Горный венец. Самозванец Степан Малый / П.Негош. – М.: Художественная литература, 1988. — 366 с.

3. Рыжов В.А. Стефан Малый. Черногорские приключения «Петра III» [Электронный ресурс] / В.А.Рыжов. //Сайт «Военное обозрение». – 2019. – 15 октября 2019. – Режим доступа: https://topwar.ru/163542-stefan-malyj-chernogorskie-prikljuchenija-petra-iii.html

4. Усенко О. Г. Монархическое самозванчество в России в 1762–1800 гг. (опыт системно-статистического анализа) [Электронный ресурс] /О.Г.Усенко. // Россия в XVIII столетии. – М.: Языки славян. к-ры, 2004. – Вып. 2. – С. 290–353. – Режим доступа: https://olegusenko1965.narod.ru/index/0-101

5. Фрейденберг М. Степан Малый из Черногории [Электронный ресурс] / М.Фрайденберг. // Вопросы истории. – 1975. – № 10. – С. 18 – 32. – Режим доступа: https://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=407



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: