Механизм возникновения и развития привязанности




Поведение младенца в процессе общения

Приглашение к общению малыш выражает следующими способами:

· смотрит в глаза взрослого;

· его глаза широко раскрыты, светятся;

· губки вытянуты трубочкой;

· малыш вокализирует;

· его руки вытянуты и напряжены, ладони раскрыты;

· ножки вытянуты, напряжены.

Если младенец утомлён, хочет спать, он может сообщить о своем желании прекратить общение. При этом, вероятнее всего, он демонстрирует следующее поведение:

· отводит или закрывает глаза;

· отворачивает голову;

· подносит руки к голове, заводит их за голову;

· хнычет, потом начинает плакать;

· в крайних случаях наблюдается срыгивание, рвота.

Особенности поведения матери в процессе общения с ребёнком

Если понаблюдать за тем, как мама ведет себя и как она разговаривает с младенцем, то несложно заметить, что способ общения с ним резко отличается от поведения при взаимодействии с взрослыми или детьми старшего возраста. Кстати, общаясь с младенцем, подобное поведение демонстрирует практически любой взрослый.

Чем же характеризуется речь и поведение взрослого, когда они обращены к младенцу? Прежде всего, имитацией поведения младенца — издаваемых им звуков, выражения лица. Имитация поведения младенца позже сменяется аффективным подстраиванием, поддержкой его внутреннего состояния. Мама комментирует поведение ребенка и его отношение к происходящему. «Вот как Машенька хочет взять мячик. Ой-ой, как трудно достать. Тянемся-тянемся…. Вот и достала!» У взрослого члена диады наблюдается «детская речь». Его вокализации, обращенные к ребенку, осуществляются высоким, распевным голосом. Темп речи медленный, с длинными паузами. Используется монолог в форме диалога — при отсутствии ответных сигналов мама ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному, и мы можем наблюдать чередование сигналов матери и ребенка (Field, 1977). В диалоге проявляются особенности выражения лица взрослого, и происходит, так называемое, увеличение пространства зоны общения: взрослый, обращаясь к ребенку, поднимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот. Часто используется смена дистанции при общении: приближение и удаление от лица младенца. Все эти особенности поведения мамы циклически повторяются. Исследования показали, что повторение коротких цепочек коммуникативных действий лучше воспринимается ребенком, чем спонтанная речь без повторений, и более привлекательно, чем повторение отдельного сигнала. Повторение длинных цепочек, по-видимому, будет восприниматься младенцем как спонтанная речь. Кстати, все песенки и потешки основаны именно на повторении коротких цепочек, а позже, когда у ребёнка существенно возрастает объем памяти, длина цепочек, используемая в сказках и потешках, увеличивается.

Механизм возникновения и развития привязанности

Мы уже отметили, что механизм образования эмоциональных связей между матерью и ребёнком, или связывание (bonding), включается сразу же после рождения малыша. По мнению ряда авторов, процесс взаимодействия начинает малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери или другого замещающего её взрослого. (Далее мы для краткости будем использовать только слово «мама».) Используя особое поведение, формы которого схематически были описаны выше, мама в ответ на активность ребёнка начинает взаимодействие с ним. Ей еще не известен оптимальный уровень и объем стимуляции, и поэтому со стороны младенца нужна подсказка в виде обратной связи. Младенец отвечает матери, регулируя определенными сигналами необходимый ему уровень стимуляции. Если поведение мамы полностью соответствуют его потребностям, малыш демонстрирует положительную реакцию. Если сигналы матери недостаточно интенсивны, он не обратит на них внимания, если же они чересчур сильны для него, он отреагирует соответствующим образом. Эти сигналы, во-первых, оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние матери, сообщая ей об интересе, который она вызвала у малыша. Такое подкрепление поддерживает ее, делая процесс общения значимым и приятным. Во-вторых, интерпретация матерью сигналов младенца позволяет внести поправки в интенсивность её собственных сигналов. Таким образом, если малыш первым инициирует взаимодействие, то мама первой демонстрирует настраивающее поведение. Постепенно процесс настраивания становится взаимным, малыш синхронизирует свои движения с голосом и движениями матери, и можно ясно увидеть чередование сигналов матери и младенца. Многие исследователи сравнивают этот процесс с танцем. Оба члена диады заражаются друг от друга положительным эмоциональным состоянием, всё это доставляет им огромное удовольствие. В более позднем возрасте (второе полугодие жизни) малыш начинает делиться и своими отрицательными эмоциями. К году такое эмоциональное, ситуативно-личностное общение сменяется ситуативно-деловым, где оба члена диады демонстрируют совместно-разделенное или референтное внимание по отношению к объекту совместной деятельности. На этом этапе от отношений субъект-субъект они переходят к отношениям субъект-субъект-объект. По мере взросления, в процессе совместных игр малыш усваивает дальнейшие закономерности социального взаимодействия (очередность, инициатива в игре, соблюдение правил и т. д.). Дети постепенно начинают использовать навыки, которые они получили при общении с матерью, с другими взрослыми, а позже и с детьми. Изучение взаимоотношений младенцев с отцами показывает существование некоторых отличий отцовского стиля поведения: общение, по большей части, происходит в играх с ребёнком, а не в процессе ухода за ним; игры носят активный характер, где отцы проявляют больше физической силы, тормошат, подкидывают малышей. Несмотря на разницу материнской и отцовской модели поведения, отец, часто взаимодействующий с ребёнком, является такой же значимой фигурой привязанности, а впоследствии становится важнейшим посредником в социализации своего малыша. Итак, мы видим, что при формировании привязанности для каждого члена диады важно, как партнер воспринимает его сигналы и отвечает на них. Кроме того, поведение матери и младенца должно отличаться предсказуемостью, а сигналы считываемостью. Это приводит нас к предположению, что при нарушении хотя бы одной из составляющих взаимодействия есть вероятность нарушения гармоничных связей внутри диады.








Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: