Эмоциональное развитие младенца





Материал из Wiki.



Перейти к:навигация, поиск


Привязанность. Обзор научных публикаций Существует ряд отечественных и зарубежных исследований, доказывающих зависимость уровня общего развития ребёнка от качества детско-родительских отношений, в основе которых лежит привязанность. Под привязанностью в данном случае понимаются устойчивые, тёплые и близкие отношения между ребёнком и матерью или другим замещающим её взрослым. Взгляды авторов на механизм формирования привязанности разнятся. В основном противоположность мнений касается ответа на вопрос о механизме возникновения привязанности. Остановимся на теории привязанности, которая в настоящее время признается основной и позволяет лучше разобраться в закономерностях детского развития. В истоках создания этой теории лежат исследования психологов разных направлений. Во-первых, это данные ряда учёных о влиянии сепарации (разделения) ребенка и матери (Р. А. Шпитц, Дж. Боулби, Д. Берлингем, У. Гольдфарб). Их наблюдения показали, что при лишении или неполном удовлетворении основной потребности в близости с взрослым у ребёнка наступает состояние психической депривации. Комплексные исследования депривационного синдрома, в которых к психологам активно подключились врачи и педагоги, позволяют говорить о глубоком системном нарушении, оказывающем негативное воздействие на эмоционально-волевое, физическое, когнитивное и речевое развитие ребёнка. В области коммуникационных способностей наблюдаются парааутистические тенденции, нарушаются соматовегетативная и инстинктивная сферы. Иными словами, депривация отрицательно влияет на все органы и системы ребёнка.

Следующее направление, пополнившее теорию привязанности, представляют работы этологов (К. Лоренц, Р. Хайнд, Н. Тинберген), изучавших биологические основы поведения животных и сумевших преодолеть ограниченность бихевиористского понимания поведения. Ученые-этологи пришли к выводу о том, что поведение живых существ представляет собой не только реакцию на внешние стимулы, но существенно зависит от работы внутренних регулирующих программ. В частности, они обнаружили в поведении животных известную «запрограммированность» детёнышей на взрослую особь, что является необходимым условием их выживания. Социобиологические исследования были дополнены данными психологов о предпочтении новорождёнными социальных стимулов другим раздражителям. Джон Боулби, с именем которого связано само создание теории привязанности, предположил, что наличие управляющих программ или систем регуляции поведения является взаимно коррелирующим у матери и ребёнка и поддерживается за счет внешних событий, приносящих им удовлетворение. В ряде работ исследователь подчёркивает, что улыбка, плач и сосание представляют собой врождённые образцы поведения, играющие роль природной страховки против жизненных рисков. Значительный вклад в изучение привязанности внесли исследования Мэри Эйнсворт (М. Ainsworth), входившей в группу исследователей, которую возглавлял Д. Боулби. Она, в частности, выделила три типа привязанности (безопасная, небезопасная избегающая, небезопасная амбивалентная), а также связала форму привязанности с дальнейшим развитием характера ребёнка и моделями его взаимоотношения с окружающими людьми в более позднем возрасте. Чтобы оценить степень привязанности ребёнка к матери, М. Эйнсворт предложила использовать тест «незнакомая ситуация» или «ситуация с незнакомцем», в которой участвуют мать, ребёнок и незнакомый малышу взрослый. В процессе тестирования фиксировались особенности реакций детей на уход и возвращение матери, а также на появление незнакомого человека. М. Эйнсворт выявила, что 60-70 % детей надёжно привязаны к маме, они активно исследовали пространство и чувствовали себя спокойно в присутствии посторонних. Другие дети оказались ненадёжно привязанными, и такая ослабленная привязанность принимала две формы. Некоторые из этих детей при возвращении матери обижались, демонстрировали избегающее поведение, другая же группа вела себя амбивалентно (двойственно) — дети стремились к близости с матерью, но, достигнув ее, отталкивали мать.

Ниже мы более подробно остановимся на анализе механизмов формирования привязанности и начнем с рассмотрения особенностей поведения каждого члена диады «мать — дитя» в процессе их взаимодействия.






Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: