Содержание
Введение
1. Литейный цех ковкого чугуна
2. Литейный цех серого чугуна
3. Сталелитейный цех №1 (участок крупного литья)
4. Сталелитейный цех №1 (участок специального литья)
5. Сталелитейный цех №2
Введение
Минский автомобильный завод является одним из старейших и крупнейших автомобильных заводов на территории СНГ. Основная доля продукции завода приходится на тяжелые грузовики, но также выпускается и другая техника: прицепы, спецтехника, автобусы.
С первых партизанских рот, пришедших 16 июля 1944 года на восстановление1мастерских для ремонта автомобильной техники, с
постановления Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске ведет свою летопись Минский автомобильный завод. Сооружению будущего первенца белорусского автомобилестроения страна отдавала все, что могла. И уже в октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов.
Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, лишь возвестили о рождении белорусского автомобилестроения1. Автомобиль МАЗ-205 представлен на рисунке 1.
Чтобы Минские автомобили быстрее заработали на стройках страны, завод предстояло строить темпами, которые диктовало время. Уже в конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди.
В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и даже превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем, увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой – «Гран-при».
|
В ноябре 1958-го на Минском автозаводе произошло событие, во
многом предопределившее его дальнейшее развитие: были собраны образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену автомобилям 1первого семейства – МАЗ-200. Но путь к новым машинам оказался непростым. Он потребовал и времени и сил. Впервые были и сложные технические решения, всесторонние испытания создаваемой техники, реконструкция производства. Однако все эти задачи оказались под силу заводчанам. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошел последний автомобиль первого семейства МАЗов – автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым МАЗам. Завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, успешно наращивая их производство. В 1966 году на знамени предприятия появилась первая награда – орден Ленина, а в 1971 году – орден Октябрьской Революции.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства.
|
Каждая четвертая деталь автомобиля МАЗ — это отливка. Литейное производство Минского автозавода изготавливает отливки от 5 1грамм до 300 кг и более. Сегодня в литейном производстве работает около 2400 человек. Производство состоит из четырех цехов: стальцеха-1, стальцеха-2, цех ковкого чугуна, цеха серого чугуна, и двух вспомогательных — ремонтного цеха литейного оборудования, цеха заготовки шихты.
Литейный цех ковкого чугуна
Год ввода в эксплуатацию: 1950 г.
Производственная площадь: 16900 м2
Проектная мощность: 14600 тонн
Номенклатура: 512 наименований.
Развес отливок: от 0.12кг до 115кг
Основной материал: ВЧ45, ВЧ50
ЛЦКЧ состоит из следующих участков:
1.шихтовой
2.плавильный
3.смесеприготовительный
4.формовочный
5.заливки форм
6.стержневой
7.обрубкой
Шихтовой участок предназначен для приема и хранения шихтовых
материалов, а также материалов, которые поступают для смесеприготовительного отделения, а также для последующего складирования и вывоза отработанных материалов на городскую свалку.
Основным1оборудованием на участке являются мостовые краны с магнитной шайбой или грейфером. На данном участке так же установлено сушило для просушки песка, которое работает на природное газе, мельницы для размола глины. В процессе размола, образовав‑шаяся через систему предварительной очистки, мелкодисперсная фракция продуктов помола, поступает в циклон, выброс воздуха осу‑ществляется в атмосферу.
|
Плавильный участок предназначен для расплава шихтовых матери‑алов и получение жидкого металла.
Смесеприготовительный участок предназначен для приготовления песчано-глинистых смесей на бегунах мод. 116. В результате подготовки материалов для данного отделе‑ния происходит образование пылевидной фракции песчано-глинистых смесей, которые сообщаются с атмосферой через общеобменнуювенти‑ляцию. Готовая формовочная смесь по системе ленточных конвейеров подается на формовочный участок.
Формовочное отделение предназначено для изготовления песчано-глинистых форм, которые в дальнейшем подаются для заливки металлом, после чего опоки по конвейеру поступают на отделение выбивки форм. В процессе выбивки происходит интенсивное пылеобразование.
Формообразующее оборудование | ||||
Цех | Наименование оборудование | Размер опок, мм | Произво-дительность, ф/ч | Год ввода в эксплуата-цию |
АФЛ-1 мод.2301 | 700х650х250/200 | |||
ЛЦ КЧ | ||||
АФЛ-2 мод.2304 | 700х800х250/200 | |||
АФЛ-3 мод.2045 | 1000х800х350/300 | |||
ЛК-1 мод. ЛО97 (3 пары) | 1000х800х350/300 | 1973, 1979, 1980 |
Участок заливки форм на данном участке производится заливка металла в формы, в процессе заливки происходит внутрифирменное модифицирование чугуна с выделением продуктов взаимодействия расплава и модификатора в виде дыма, который взаимодействует с атмосферой через общеобменную вентиляцию.
Стержневой участок служит для изготовления1стержней, которые
в дальнейшем подаются на формовочное отделение и предназначены
для формирования полости в теле отливки. В качестве связующего материала используется смола фенолоформальдегидная марки СФ-480, катализатор отверждения M-I и карбомидофурановая смола Ш-90, катализатор Кч-41.
Стержневое оборудование | |||
Цех | Наименование оборудования | Производи-тельность, съём / ч | Год ввода в эксплуатацию |
ЛЦКЧ | Стержневой п/а мод.4544 (3 шт.) мод.4749 (3 шт.) мод.4758 (3 шт.) мод.4752 (3 шт.) мод.4747 (3 шт.) | 25-35 25-35 40 35 35 | 1969, 1987, 1989, 1980, 1989, 2007 |
смеситель шнековый С2Ш6 | 6 т/ч |
Обрубной участок предназначен для очистки отливок от остатков формовочной смеси и литниковой системы с помощью очистных барабанов, очистных камер, гидроклина, наждаков. В результате этого процесса образуется мелкодисперсная пыль, которая через систему очистки уда‑ляется в атмосферу.
На данном участке находится отделение по покраске отливок. В качестве краски используется водно-дисперсионная грунтовка. Окраска осуществляется методом окунания отливок в ванну, а также с помощью пульвелизатора. Испарения из окрасочной камеры с помощью вентиляции поступают в гидрофильтры, после чего в атмосферу.