Опять в Вавилоне царь Навуходоносор II разработал эффективную систему управления и производственного контроля на текстильных и других фабриках.
В период правления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) в Древнем Риме им была разработана система территориального управления и административная иерархия Римской Католической церкви.
Четвертая управленческая революция (XVIII — XIX в.). Эта революция в мен-те практически совпадает с великой индустриальной революцией, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Она оказала гораздо более существ. влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие. Вместо единственного собственника в этот период появляется множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев бизнеса. Новая система собственности привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению админ-ции и мен-та в самостоятельную экономич. силу.
В действительности развитие управления не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее существовало несколько подходов, которые часто совпадали по отдельным направлениям.
Второй период развития науки об управлении — «индустриальный» (1776—1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту. Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономич. преимущ-ва, кот-ые орг-ции и общество получат в рез-те разделения труда, а также внес значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.
Третий период развития науки об управлении — «систематизация менеджмента» (1856—1950 гг.). Этот период знаменуется созданием ряда школ в науке менеджмента: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеч. отношений и поведенческая (бихевиористская) школа. В целом этот период можно охарактеризовать как крупный прорыв в генезисе менеджмента.
|
Возникновение мен-нта как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих.
Теория управления как наука является относительно новым явлением в истории бизнеса. Первая радикальная идея появилась в статье Генри Р. Тауна «Инженер как экономист». В этой работе Таун утверждал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Как основатель торговой палаты, Таун оказал значительное влияние на деловой мир. Его статья часто упоминается как начальная точка отсчета современной науки управления.
Современная система менеджмента. В настоящее время в мире насчитывается более 60 школ менеджмента, каждая из которых дает свое, отличное от других определение менеджмента, его сущности, принципов и методов. В конце XX — начале XXI в. появились новые понятия в менеджменте: «креативный менеджмент», «менеджмент изменений», «преобразующий менеджмент».
На развитие системы менеджмента в XXI в. все большее влияние оказывают следующие факторы и тенденции:
· нарастание глобальной конкуренции в самых разных сферах деят-ти, что уже ощутили на себе российские турфирмы и гостиницы;
· многократный рост скорости коммуникаций и принятия решений;
· «эффект масштаба» перестает действовать, и наиболее конкурентоспособными становятся небольшие и малые компании, способные гибко реагировать на изменения различных факторов;
|
· все большее распространение получает аутсорсинг (передача отдельных функций управления специализированным компаниям) и повсеместная автоматизация различных процессов;
· вместе с тем повышается роль «человеческого фактора», возрастает интерес к нестандартно мыслящим сотрудникам, инноваторам, способным предложить продукт-новинку;
· все больше стоимости создается с помощью нематериальных активов и интеллектуального капитала;
· преобладание межфункциональной деятельности менеджера требует сотрудничества, стирающего орг-ционные границы внутри компании, а потому соврем. менеджер должен выполнять не функции мастера планов и стратегий, а работу микроменеджера функциональных процессов;
· наиболее успешен бизнес тех, кто предвосхищает вопросы клиентов, а не просто отвечает на них.
Все вышесказанное подтверждает тезис о том, что управление современной гостиницей или турфирмой требует особых навыков, приемов, которые менеджер должен постоянно совершенствовать, обучаясь по все новым и новым направлениям, программам.
83. Функции менеджмента. Менедж-т сервисного предпр-я, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три осн. группы:
1) общее управ-е (устан-ние нормативн. треб-ний и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
2) управ-е структурой предпр-я (его создание, предмет деят-ти, правовые формы, связи с другими предпр-ми, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
|
3) конкр. области управл-я (марк-г, произв-во, кадры, фин-сы, осн. фонды).
Функция управления — это конкретный вид управленч. деят-ти, соответ-щая орг-ция работы, кот. осуществляется спец. приемами и способами. Каждая ф-ция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все ф-ции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деят-ти, называются конкретными.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять. Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем.
1)Функция планирования. Планир-е — это один из перв. этапов процесса управления, на кот. определяются цели любой орг-ции, а также ср-ва и методы их достижения. Планир-ние предст. собой непрерыв. процесс изучения новых путей и методов совершенств-я деят-ти фирмы за счет выявленных возможностей, условий и ф-ров, т.к. по достижении поставленных целей формулируются новые.
2)Организационная функция. Орг. ф-ция тесно связана с функцией планирования. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.
Организац. этап - это этап создания реальных усл-й для достижения заплан. целей. Речь идет о создании структуры фирмы и обеспечении ее всем необх-мым для реш. задач, опред-ных на первом этапе проц-са управ-ния - этапе планир-ния.
Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.
Сущ-ет ряд принципов, кот. следует руковод-ся в проц. реализации орг. ф-ции;
♦ определ-е и детализация целей фирмы, кот-е были обознач. в ходе планир-я;
♦ определение видов деят-ти, необходимых для достижения этих целей;
♦ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;\
♦ координация разл. видов деят-ти, порученных каждой группе, посредством установ-я рабочих взаимоотнош-й, включая четкое определение того, кто осущ-ет рук-во (у одного подчин-го не может быть двух нач-ков), т.е. каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит;
♦ единство цели — каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации;
♦ размах контроля, или размах менеджмента, — каждый менеджер отвечает за управляемых им работников.
3)Мотивация. Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.
При рассмотрении данного вопроса менеджмент предпр-я сферы сервиса и туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) потребителей услуг и мотивацию трудовых отношений.
Рассмотрим мотивацию потребителей услуг на примере туристской сферы.
Мотивы путеш-вий — это причина, цель поездки, при отсут. которой данная поездка не состоялась бы. Инф-ция о цели путеш-я необх-ма прежде всего для того, чтобы правильно разделить тур рынки на сегменты и определить целевые рынки, полож. в основу разработки модели управ-я турпотоками и маршрутами.
В связи с этим выдел-ся 5 осн. групп мотивации путеш-вий: физическая (отдых для тела, лечение, спорт), межличностн. (нов. знакомства, общение, соц. контакты), престижная (личност. развитие, признание), психологич. (отдых для ума, нов. впеч-ния), культурная (знакомство с чужими странами, иск-во, религия).
Мотивация трудовых отношений — это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деят-ти. В этих целях используются:
♦ стимулирование, то есть побуждение раб-ков к активной деят-ти с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);
♦ собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее.
4)Координация Сущность ф-ции коор-ции закл. в обеспеч. согласованности действий всех звеньев системы управ-я и совершенств-нии установл. режима работы. Цели коор-ции — установл-е взаим-вия в работе производст. подразд-ний, рук-лей и спец-тов и устранение помех и отклонений от задан. режима работы.
Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.
Для вып-ния ф-ции коор-ции необходимо созд-е эфф-ной системы обратной связи, т.е. получение данных о рез-тах. Сист. обрат. связи позв-ет рук-ву выявить непредвид. проблемы и скорректир-ть свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения орг-ции от наиб. эффектив-го пути движ-я к поставл. целям.
5)Функция контроля В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деят-ти, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деят-ти с установленными стандартами (планами). Различают три вида контроля:
Предварительный контроль. В орг-циях предв. контроль исп-ся в 3 ключевых областях. В обл. человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и проф. знаний и навыков, кот-ые необходимы для выполнения конкр. задач орг-ции, в обл. материальных — контроль за кач-вом сырья, в обл. финансовых ресурсов механизмом предв. контроля явл-ся бюджет.
Текущий контроль. Осущ-ется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеч. планов и инструкций. Чаще всего объектом его явл-ся сотрудники.
Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем.
Некот. орг-ции создают целые системы контроля, функции которых состоят в посредничестве м/у планами и деят-ю, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями — определенными первонач. планами менедж-та — и реальными показателями деят-ти орг-ции. Все системы контроля базируются на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:
♦ эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьш-е расходов, связ-х с обнаруж-ем и устранением выявл-х в процессе контроля недостатков; сокращ-е расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
♦ выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;
♦ определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;
♦ своевременность контроля — временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;
♦ гибкость контроля — необходимо приспособление к реальным условиям;
♦ простота контроля — контроль должен соответствовать возможностям людей;
♦ соответствие виду деят-ти — неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.
В практике управления существует своего рода технология контроля. Какая бы технология контроля ни применялась, конечная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.