Менеджмент – управление любой хозяйственной деятельностью в рыночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рационального использования ресурсов.
Субъект управления – менеджер; объект – то, на что направлено управление.
Менеджмент:
1) (от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов.
2) (от лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по смыслу близко к русскому слову «руководить». Менеджер оперирует объектами, вещами и ситуациями, для достижения поставленных целей и задач. Понятие «Мен-т» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии.
Мен-т имеет пять функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Основные подходы к определению понятия «мен-т »:
1) Мен-т – функция или вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной цели, т.е. это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект на достижение поставленных целей организации.
2) Мен-т – организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.
3) Мен-т – процесс принятия управленческих решений, т.е. предприятие приспосабливается к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и другие элементы внешней среды. На основе принятых решений ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль.
|
4) Мен-т – орган или аппарат управления. Без аппарата управления организация не может существовать и работать эффективно. Аппарат управления имеет свою иерархию, которая находит конкретное отражение в структуре управления предприятием.
5) Мен-т – категория людей, разрабатывающих и реализующих управленческие решения. Выделяют три уровня мен-та: высшее руководство, среднее звено управления, низовое звено управления.
6) Мен-т – наука и искусство управления. Мен-т – область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Мен-т – искусство, т.к. управление различными видами ресурсов (трудовыми, материальными, финансовыми, информационными) требует личных способностей и таланта.
Практика управл-я уходит своими корнями далеко в историч. прошлое. Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении.
Первый период развития науки об управлении — «древний» (9—7 тыс. лет до н. э. — кон. XVII в.). Это наиболее длительный период развития управления. Первые и самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Началом генезиса менеджмента принято считать зарождение письменности в Древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Следующий шаг в развитии управления относится к 1760 г. до н. э. и связан с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными группами населения, далее во времена правления Навуходоносора II (682—605 гг. до н. э.) произошло соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.
|
Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469—1527). Он сформулировал основные принципы науки управления государством.
Обычно в этом периоде принято выделять несколько управленческих революций.
Первая управленческая революция (4—5 тыс. лет назад). В период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. В результате на свет появился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предпр-тель, но уже не религиозный деятель, чуждый всякой наживы.