Лексические средства языковой выразительности:
1. АНТОНИМЫ:
· позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
· помогают уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее
· делают речь яркой, образной, выразительной
выражают авторскую оценку
2. СИНОНИМЫ:
ü помогают избежать однообразия изложения,
ü разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
ü позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
ü помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
ü позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
ü позволяют тонко и красочно описывать явления,
ü способствуют точности и ясности высказывания,
ü дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
Омонимы используются:
ü — для выразительности и экспрессии речи.
ü — для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
3. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
ü служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
ü делают речь яркой и убедительной,
ü служат для передачи торжественности момента,
ü служат для воссоздания исторической обстановки,
ü служат средством речевой характеристики персонажа,
ü используются для создания комического эффекта, иронии;
ü помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
ü подчёркивают достоверность сказанного,
ü служат названиями реалий прошлых лет.
4. ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
5. СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств выразительности речи.
|
6. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
ü используется писателями как языковая основа произведения,
ü употребляется в любых условиях общения,
ü служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
7. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
ü создаёт стилистическую окраску слова,
ü одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
ü используется для словесной характеристики героя.
8. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
· помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
· служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
· служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
· служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
9. КНИЖНЫЕ СЛОВА:
· позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
· помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
· служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
· служат речевой характеристикой персонажей.
10. ЭПИТЕТЫ:
· усиливают выразительность, образность языка произведения;
· придают художественную, поэтическую яркость речи;
· обогащают содержание высказывания;
|
· выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
· создают живое представление о предмете;
· оценивают предмет или явление;
· вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
· помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
11. СРАВНЕНИЯ:
· как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
12. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
· придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
· характеризуют все стороны жизни человека.
· Усиливают экспрессивную окраску речи. Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску.
13. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
· помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
· средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
· средство передачи монотонности и однообразия действий,
· повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
· средство выражения многократности или длительности действия.
14. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:
· служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
15. МЕТАФОРА:
· Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.
|
Грамматические средства языковой выразительности:
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
· помогают перечислить действия героев;
· позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
· конкретизируют признак предмета.
2. ОБРАЩЕНИЕ
· называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
· выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,...
· раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
· в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая,...
3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
· - выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
· -выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
· -указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
· -указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
· -указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
· -указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
· -используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
· помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
· помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
· помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
· помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
· помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
· поясняют или уточняют нарицательное существительное;
· помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: … они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
· помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
· помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
· помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
· помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
· помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
· помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
· помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
· помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
· помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.
7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
· несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
· помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.
8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ
· помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...
9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ
· помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
· помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.
10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
2. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
3. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...
11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.
2. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
3. СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
4. СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.
5. СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
6. СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
· помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
· помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.
· помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
· помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
· помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.
· помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.
· помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
· помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
· помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал.
· помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.