ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО: Дмитрий Ольховой, 2018.




Дитер Дум

Неосостоявшийся шанс на социализм

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО: Дмитрий Ольховой, 2018.

 

 

ОТ РУССКОГО ПЕРЕВОДЧИКА: Что меня радует в текстах Дитера Дума – это то, что он сохраняет исконный, оригинальный смысл в таких понятиях, как «капитализм», «социализм», «коммунизм», на которые мы, русские, в силу небезызвестного «зигзага истории», смотрим очень искажённо и однобоко. Фактически, понятие «коммунизм» в России было настолько опошлено и искажено, настолько тесно слилось с понятием «тоталитаризм» (означающим прямо противоположное), что в настоящий момент крайне мало кому приходит в голову, что вообще-то слово «коммунизм» происходит от слова «коммуна», что с латыни переводится на русский как «община» (в обоих языках от слова «communis» = «общий»). И «коммунизм» - это такой строй, при котором общество состоит из самоуправляющихся малых (человеческого масштаба) общин. И что понятие «коммунизм» появилось задолго до Карла Маркса, и многие коммунисты домарксистской эпохи (конца XVIII и начала XIX вв.) совершенно не связывали идею коммунизма с идеей насильственного переворота. Что коммунистические проекты XVIII - начала XX вв. – это как раз преимущественно добровольные объединения единомышленников, очень сильно похожие на экологические поселения и поселения родовых поместий 1970-х – 2000-х, которые создавались с очень похожими мотивами и сталкивались с очень похожими задачами и трудностями.

В связи с этим становится очень интересно посмотреть на «капитализм», «социализм» и «коммунизм» глазами жителя ФРГ, чьё восприятие не было искажено какой-либо насильственной идеологией, взявшей на вооружение эти понятия.

 

ОТ АНГЛИЙСКОГО ПЕРЕВОДЧИКА: Ровно 50 лет назад, в мае 1968, международное антиимпериалистическое студенческое движение достигло кульминации в виде молодёжных выступлений во Франции. В это же самое время Дитер Дум, психоаналитик и социолог, выступая в качестве агитатора «новых левых» в немецком студенческом движении, сформулировал слоган «Революция без эмансипации есть контрреволюция» [1]. Позже, в 1972 году, он развил идею о взаимовлиянии и взаимообусловленности политической революции вовне и освобождения от психологических структур страха внутри человека в своей, ставшей очень популярной, брошюре «Страх в капитализме» (Angst im Kapitalismus). В последующие годы исследование этой проблемы привело его к радикальному социальному эксперименту, который к 1995 году развился в Центр Исследования мира (Peace Research & Education Center) в Южной Португалии.

 

Радикальная критика капитализма требует внятного и целостного образа возможной альтернативы. Каким должно быть устройство нового, посткапиталистического общества? Существует ли какой-то реалистичный план по поводу прекращения эксплуатации и создания мира на Земле? Сейчас, в начале XXI века, мы находимся в такой точке, когда не только наши жизни, но и существование многих других биологических форм на нашей планете зависит от искреннего ответа на эти вопросы.

Студенческое движение в Германии прошлого (XX) века было частью международной борьбы против власти империалистов и авторитарных общественных структур. Оно достигло своего пика 50 лет назад. В это время я был лидером студенческой организации в районе Маннгейма-Людвигсхафена. Я помню своё воодушевление этим духом антиавторитарного протеста, солидарность между незнакомыми людьми на улицах, гостеприимство между товарищами во всех городах и эту общую готовность бороться против варварства и бесчеловечности существующего общества. В то же время, уже тогда я задавался вопросом, действительно ли мои товарищи верили в те вещи, которые они говорили и цитировали из популярных книг - такие, как, например, «Вся власть в стране – рабочему классу!». Мы хорошо представляли то, против чего мы боролись, но, по правде говоря, у нас не было ясной позитивной цели. Это было чистой воды «анти-движение», рождённое определённой формой гнева, который довольно скоро и как-то незаметно распространился на отношения внутри движения - между разными леворадикальными группами. И глядя на это, я начал понимать, что эта борьба не может увенчаться успехом, пока психологические структуры внутри нас, выражающиеся через этот гнев, будут оставаться прежними.

Подлинный социализм требует какого-то социального базиса, т.е. людей, которые были бы его носителями. Недостаточно декларировать его идеологически и политически без знания тех межличностных основ, которые делают его реальным на уровне отношений конкретных людей. Как мы ведём себя, как мы поступаем, столкнувшись с конфликтами на почве сексуальности, любви и ревности, со скрытым соперничеством, борьбой за превосходство и т.д.? Насколько мне известно, почти все социалистические движения, вплоть до настоящего времени, терпят поражение именно по причине подобного рода конфликтов между людьми. Весь тот ужас во внешнем мире, который мы хотели побороть через политические стратегии, продолжал существовать внутри наших групп. Изначальная солидарность между нами довольно быстро была вытеснена идеологическими разборками, борьбой за лидерство, авторитет и интеллектуальное превосходство, взаимной клеветой и открытой ненавистью. Начиная с момента, как первые протестующие вышли на улицы с портретами Сталина, и после, когда изначальное движение начало распадаться на множество так называемых «К-групп»[2], я чувствовал глубокий, дикий инфантилизм происходящего. Насилие, которое все эти люди хотели победить снаружи себя, жило также и внутри них. Из-за чего движение изначально было обречено на распад изнутри.

Понятие «социализм» указывает на идею человечного и справедливого общества. «Левые» потерпели поражение из-за противоречия между этой целью и тем поведением, на которое они пошли в попытках её достичь. Социалистические или коммунистические структуры, которые должны были быть построены снаружи – структуры, основанные на общинности, справедливости, равноправии и солидарности, - ещё не существовали в психике тех людей, которые пытались их построить. Чего по-настоящему не хватало – это такого образа [будущего общества], такого видения, которое имело бы силу встать выше обыденных человеческих конфликтов на почве соперничества, зависти и ревности. Конфликтов, которые порождались не столько человеческими целями, сколько – выражаясь психологическим языком, - идеологической компенсацией неразрешённых психологических проблем по поводу любви, беспокойства и власти. Я вышел из леворадикального политического движения и на несколько лет ударился в поиски, исследования, путешествия и посещение других мест, в которых люди работали над культурным преобразованием общества. Для меня это был поиск ответа на вопрос, как создать устойчивую социальную, духовную и этическую основу для привлекавшей меня политической идеи.

В 1968 Руди Дучке говорил о «необходимости перманентной, разворачивающейся во времени культурной революции, в особенности в высокоразвитых капиталистических странах центральной Европы, как о [необходимом] условии для того, чтобы появилась возможность революционизировать всё общество». Четырьмя годами ранее он писал в своём дневнике, что Иисус Христос был «величайшим мировым революционером». Эти удивительные утверждения, содержащие проблески новых идей, имеет смысл принять на вооружение сегодня, если мы хотим инициировать общемировое движение за истинное освобождение.

Для того, чтобы переориентировать общество в более человечном направлении, нам нужна совершенно иная [политическая] концепция, которая включала бы в себя внутреннюю трансформацию самих революционеров[3]. Именно по этой причине я написал известные «Мангеймские тезисы» и буклет «Революция без эмансипации есть контрреволюция» тогда и продолжаю работать над этими идеями и по сей день. Что привело к появлению «Плана исцеляющих живых пространств» (Healing Biotopes Plan) и образа новой цивилизации на Земле «Terra Nova»[4]. И в ходе 40-летней практики жизни в общине мы пришли к пониманию некоторых истин, которые, как мне кажется, являются фундаментальными для любого человеческого движения.

Не может быть мира на Земле до тех пор, пока продолжается внутренняя война в человеке, которая, например, выражается в наших любовных отношениях. Мы можем достичь во внешних отношениях ровно такой объём мира, какой мы реализовали внутри себя. Именно поэтому ключевым для любой миротворческой работы является научиться видеть образ по-настоящему устойчивого мира. Природой нам брошен вызов: воспринять всерьёз образы тех подлинных стремлений и переживаний, которые уже скрыты в наших душах, и преобразовать их в эффективные маяки для нашего движения. Это включает в себя наши внутренние образы из таких областей, как любовь, сексуальность, община, религия, образы новой этики отношений друг к другу, общемирового сотрудничества с другими группами, нашего сосуществования с животным миром, и, наконец, образы реализации всего этого из потенции в реальность. Проект, который вырос из идеи «Плана исцеляющих живых пространств», работает на создание общемирового объединения (сети) людей и групп, которые заняты практическим поиском ответов и решений как глобальных проблем планеты, так и – в этом же самом контексте – путей и решений для своих сугубо личных ситуаций. В настоящее время мы сотрудничаем с группами по всему миру, в частности с Общиной Мира Сан Хосе де Апартадо (San Jose de Apartado) в Колумбии, Стандинг Рок (Standing Rock) в США, центром пермакультуры Тиеда и Седа Абала (Tiyeda and Seda Abalah) в Того и многими другими. Работая в кризисных регионах, эти проекты сотрудничают в выработке общего глобального направления. Что привело к постепенно поднимающемуся движению под лозунгом «Защитить Святое» (Defend the Sacred), впервые прозвучавшем в индейской резервации Стэндинг Рок (Standing Rock) [в связи с протестом индейцев против строительства нефтепровода через их земли] и формированию коллективного образа будущего ненасильственного мира «Terra Nova».

В то же самое время, когда немецкие и международные студенческие движения поднимались с лозунгами борьбы против капитализма, в других местах планеты проявили себя совершенно иные попытки переориентировать развитие человеческого общества. Возникли крупные общины, основанные на экологических и духовных ценностях, такие как Ауровиль в Индии, который тоже отмечает 50-летие в этом году, ашрам санньясинов в Пуне, а также хорошо известные духовные общины Финдхорн (Findhorn) в Шотландии и Даманхур (Damanhur) в Италии. Последней в этом перечне (но не последней по значению) я бы назвал австрийскую общину Фридрихсхоф (Friedrichschof), которая стремительно выросла на первой волне революционного энтузиазма и также пыталась исследовать вопросы, связанные с сексуальностью, на свой – несколько односторонний – манер. Могли ли все эти, такие разные движения внести свои, соответствующие вклады в формирование социально-психологической основы для человеческого общества нового типа? Глядя на этот процесс ретроспективно, из настоящего, мы можем увидеть огромное множество инициатив и движений, стремившихся освободить человеческую жизнь из тисков капиталистического мира и приблизить нас к такому будущему, ради которого стоило бы жить. Так что кажется почти случайным, кто из нас вместе с каким из этих движений начал свой поиск и вырос. Тем не менее, тогда, в 1970-х, всё ещё не ощущалось какого-либо общего основания или общей цели, которая могла бы объединить все эти группы.

Многие первопроходческие импульсы проявили себя в тот период, многие вещи требовали изучения и осмысления для выработки какого-то реалистичного всеохватывающего видения общечеловеческой ситуации. Жажда такого целостного видения и привела меня в конце 1976 к моему первому добровольному отшельничеству на ферме в Нижней Баварии, где я провёл полгода, размышляя надо всем, что видел, и ища какой-то осмысленный выход из идеологических дебрей, в которых я оказался.

Путь, начавшийся с полученных тогда ответов, привёл к основанию экопоселения Тамера в Португалии, школы мира и целостный модели жизни, в практической реализации которой участвуют в настоящее время около 170 единомышленников, а также растущей международной сети. В настоящее время мы работаем уже не только над обустройством конкретно нашей общины, но, скорее, над формированием основ новой, человечной цивилизации по всему миру.

 

ПРИМЕЧАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ПЕРЕВОДЧИКА:

В сети есть запись интерактивного вебинара, посвящённого 50-летней годовщине студенческого движения 1968 года, от 27 мая 2018:

(https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Yolar3MoZSw)


[1] В английском и немецком языке (как и в русском юридическом), слово «эмансипация», помимо значения «освобождение (от зависимости)», имеет также значение «обретение полной дееспособности и юридической самостоятельности (в частности, в связи с достижением совершеннолетия), выход из-под опеки». Таким образом, смысл формулы «революция без эмансипации есть контрреволюция» для англоязычной и немецкоязычной аудитории звучит примерно как «свержение господ без выхода из инфантильного рабского состояния и принятия на себя полной дееспособности и ответственности за свою жизнь есть возвращение в рабство». – прим. перев.

[2] «K-Gruppen” – немецкий политический слэнг 1960-х – 1970-х, собирательное название левых политических группировок, имеющих в названии или лозунгах слово «Kommunist». – прим. перев.

[3] В оригинале «the comrades» - «самих товарищей» - прим. перев.

[4] Terra Nova – «Новая Земля» (лат.) – прим. перев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: