Карасев Л.В. «Движение по склону» (Вещество и пустота в мире А.Платонова) Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу . М., 1995.




7. Мухин А.Г. «Бытие в тупике»: (Аномальность в языке повести А.Платонова «Котлован») //Рус. словесность. 2001. №1.

8. Павловский А.И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова "Котлован") //Русская литература. 1991. №1.

9. Толстая Е.Д. Апокалипсис Андрея Платонова //Толстая Е.Д. Мир после конца: Работы о русской литературе ХХ века. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002.

Творческие задания

1-й подгруппе – выписать и прокомментировать примеры внешних характеристик персонажей;

2-й подгруппе - выписать и прокомментировать примеры «аномальности» в языке платоновской повести;

3-й подгруппе – проанализировать образы пространства в повести Платонова.

Темы сообщений

1. Образ ребенка в творчестве А. Платонова.

2. «Герои ума» и «герои сердца» в повести Платонова «Котлован».

3. Философия Н. Федорова и ее влияние на творчество А. Платонова.

 

Семинарское занятие №7

Тема:

Поэма «Реквием» в контексте творчества А. Ахматовой

План:

3. История создания и публикации поэмы “Реквием”

4. Жанровые особенности произведения. Споры о жанре.

5. Особенности композиции поэмы. Авторское “Я” в произведении.

6. Пушкинские образы в “Реквиеме”.

7. Библейские мотивы в поэме.

8. Фольклорные традиции в поэме “Реквием”.

Литература:

6. Бурдина С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А.Ахматовой «Реквием» //Филол. науки. 2001. №6. С.3-12.

7. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. - Изд.2-е. - М.: Сов. писатель, 1989. - 333 с.

8. Воздвиженский В.Г. Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой // “Царственное слово”. Ахматовские чтения. Вып.1. - М.: Наследие, 1992. С.21-28.

9. Кудасова В.В. “Реквием” А.А.Ахматовой. К проблеме жанра. //Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир, 1991. С.25-33.

10. Михеева С.А. Автобиографизм и эпическое мышление в “Реквиеме” А.Ахматовой //Автор. Жанр. Сюжет. - Калининград, 1991. - С.25-31.

11. Небольсин С. О двух “памятниках” из наследия А.Ахматовой //Поэзия: Альманах. Вып.53. - М.: Молодая гвардия, 1989. С.38-44.

12. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. 192 с.

13. Руденко М.С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой //Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.9. Филология. 1995. №4. С.66-78.

 

Творческие задания

1-й подгруппе – выписать из текста поэмы библейските образы и символы, составить комментарии к ним;

2-й подгруппе – найти в поэме и прокомментировать скрытые и прямые цитаты, литературные и культурные реминисценции, аллюзии;

3-й подгруппе – выписать из поэмы примеры использования фольклорных образов и мотивов.

Темы сообщений

  1. Пушкинский подтекст ахматовского творчества.
  2. Образ Памятника в поэзии Ахматовой и в поэме «Реквием».
  3. Автобиографическое начало в сюжете поэмы.

Семинарское занятие №8

Тема: Проблематика и поэтика

романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

План:

 

1. История создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Реальная основа произведения. Проблема прототипов.

2. Проблематика романа. Вечные темы и историзм “Мастера и Маргариты”.

3. Литературные и фольклорные традиции в романе “Мастер и Маргарита”.

4. Особенности поэтики романа (своеобразие композиции; фантастическое и реальное).

 

Вопросы и задания:

 

 

1. Проследите эволюцию замысла, историю создания и публикации романа Булгакова. Выделите основные редакции булгаковского романа.

2. Составьте список исторических и литературных источников романа Булгакова.

3. На основе работы Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»), определите основной круг мотивов романа Булгакова.

 

Литература:

1. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.

2. Галинская И.Л. Загадки известных книг: [О Д.Сэлинджере и М.Булгакове] - М.,1986.

3. Гаспаров Б.М. // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. - М.: Наука. Изд. Фирма “Восточная литература”, 1993. С.28-82.

4. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” //М.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С.312-334.

5. Злочевская А.В. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – оригинальная версия русского метаромана ХХ в. //Рус. словесность. 2001. №2. С.5-10.

6. Золотоносов М. “Сатана в нестерпимом блеске...”: о некоторых новых контекстах изучения “Мастера и Маргариты” //Литературное обозрение. 1991. №5. С.100-107.

7. Йованович М. Об источниках “Мастера и Маргариты” //Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1992. №1. С.60-72

8. Кораблев А.А. Тайнодействие в “Мастере и Маргарите” //Вопросы литературы. 1991. №5. С.35-55.

9. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991. – 175 с.

10. Сухих И. Евангелие от Михаила. 1928-1940. «Мастер и Маргарита». Булгаков. //Сухих И. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М., 2001. С.313-347.

11. Яновская Л. Горизонтали и вертикали Ершалаима //Вопросы литературы. 2002.

 

Семинарское занятие №9

Тема: Художественный мир романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

План:

1. История создания и публикации романа.

2. Проблема жанра романа «Доктор Живаго».

3. Символика имени главного героя.

4. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души.

5. Концепция личности, её соотношения с историей и вселенной в романе Пастернака.

6. Сюжетные переклички прозаического и стихотворных текстов. Роль и значение стихотворной части романа.

7. Евангельские мотивы в тетради стихов Юрия Живаго.

 

Вопросы и задания:

1. Какую оценку получил роман «Доктор Живаго» у современников Пастернака? Что нового в интерпретации романа предлагают современные исследователи творчества поэта? (по материалам книги «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: Сборник материалов и статей. – М., 1990).

2. Как реализуется в романе единство тем Природы, Истории, Любви. В каких эпизодах такое гармоническое единство прослеживается наиболее зримо?

3. Большинство исследователей отмечают параллелизм судьбы Юрия Живаго и Иисуса Христа. В чем истоки такого параллелизма и как он прослеживается в романе?

4. Какие евангельские сюжеты, темы и образы проецируются на стихи Живаго? Какие из них можно считать лейтмотивами всего романа?

Литература:

1. Лихачев Д.С. Поэтическая проза Б.Пастернака// Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1984. С.167-183.

2. Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака // Литературное обозрение. 1987. №9.

3. Борисов В.М.; Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. N 6. С. 205-248.

4.Архангельский А. «Гамлет» и «Гефсиманский сад» (начало и конец «Стихотворений Юрия Живаго»)// Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1996. С.661-664. (Школа классики)

5. «Быть знаменитым некрасиво». Пастернаковские чтения. Вып. 1. М.,1992.

6. Ким Юн, Ран. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака как «текст в тексте» // Филологические науки. М., 2000. N 2. С. 3-12.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: