Дидактический анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
| Общая структура урока: | |
| Каковы принципы организации учебной деятельности? | |
| Какова основная дидактическая цель и задачи урока? | |
| Какой тип урока выбран? | |
| Каковы основные элементы урока? | |
| Эффективно ли использовалось время на уроке? | |
| Реализация основной дидактической цели урока: | |
| Каково соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся? | |
| Осуществлялась ли организация первичного закрепления? | |
| Осуществлялась ли проверка качества знаний, умений, навыков? | |
| Все ли учащиеся были задействованы в учебной работе? | |
| Развивающая функция урока: | |
| Как осуществлялось вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация)? | |
| Как материал урока способствовал обучению учебным умениям? | |
| Как осуществлялось развитие познавательной самостоятельности? | |
| Как осуществлялось развитие творческого мышления? | |
| Была ли на уроке информация для общего развития ученика? | |
| Воспитывающая функция урока: | |
| Как использовались воспитательные возможности содержания учебного материала? | |
| Было ли на уроке приобщение к общечеловеческим ценностям? | |
| Как учитывался интерес учащихся на уроке? | |
| Как воспитывалось добросовестное отношение к учебному труду? |
| Методы и средства обучения: | |
| Были ли использованы методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации)? | |
| Были ли использованы методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания)? | |
| Были ли использованы методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником)? | |
| Были ли использованы инновационные методы? | |
| Работа с учениками: | |
| Как осуществлялась подготовленность учеников к уроку? | |
| Какова активность учеников на разных этапах урока? | |
| Какие виды деятельности были на уроке? | |
| Какова дисциплина учащихся на уроке? | |
| Каково отношение учащихся к предмету, к учителю? | |
| Какова динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины? | |
| Как осуществлялось привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению? |
Психологический анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
| Характеристика познавательных процессов: | |
| Характеристика процесса восприятия учащихся на уроке | |
| Характеристика процесса внимания учащихся на уроке | |
| Характеристика процесса мышления учащихся па уроке | |
| Характеристика процесса учащихся памяти на уроке | |
| Характеристика качества усвоения знаний: | |
| Каким образом осуществлялась работа над понятиями на уроке? | |
| Как осуществлялось выделение главного, усвоение теории и ее связь с практикой? | |
| Как происходило формирование убеждений, точность знаний? | |
| Характеристика интеллектуальной атмосферы урока: | |
| Насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся? | |
| Уровень развития познавательных интересов: | |
| Каким образом на уроке осуществлялось удовлетворение любознательности, постановка и разрешение познавательных проблем? | |
| Как проходило использование коллективных форм учебного труда? | |
| Каким образом развивались умения думать вместе, спорить, доказывать, опровергать? | |
| Характеристика эмоциональной атмосферы урока: | |
| Какое настроение учащихся было во время урока? | |
| Осуществлялась ли и каким образом поддержка учителем мажорного тона урока, обеспечение положительных эмоций для воспитания интереса к учению? | |
| Как осуществлялось формирование ответственности за свою работу у учащихся? | |
| Каким образом эмоциональная атмосфера урока повлияла на работоспособность учащихся? | |
| Характеристика развития учащихся в процессе обучения: | |
| Какие умения и навыки были приобретены или закреплены? | |
| Какие познавательные силы и способности при этом развивались? | |
| Какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля)? |
Структурно-временной анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
| Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: | |
| Разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание? | |
| Рациональность каждого их структурных элементов урока: | |
| Какие элементы урока надо было сократить по времени? Для чего именно? | |
| Какие элементы урока надо было увеличить? Для чего именно? | |
| Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: | |
| Сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала? | |
| В какое время (начало, середина, конец) урока происходило усвоение нового материала? | |
| Как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала? | |
| Как проводилась его подача и закрепление, применение? | |
| Качественное использование времени на отдельные элементы урока: | |
| Рационально и эффективно ли использовалось время на опрос при изучении нового материала? | |
| Каков уровень работоспособности при этом класса? | |
| Сколько времени говорил учитель, учащиеся? | |
| Сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов? | |
| Рациональность использованных приемов и методов обучения: | |
| Насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса? |