Дидактический анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
Общая структура урока: | |
Каковы принципы организации учебной деятельности? | |
Какова основная дидактическая цель и задачи урока? | |
Какой тип урока выбран? | |
Каковы основные элементы урока? | |
Эффективно ли использовалось время на уроке? | |
Реализация основной дидактической цели урока: | |
Каково соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся? | |
Осуществлялась ли организация первичного закрепления? | |
Осуществлялась ли проверка качества знаний, умений, навыков? | |
Все ли учащиеся были задействованы в учебной работе? | |
Развивающая функция урока: | |
Как осуществлялось вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация)? | |
Как материал урока способствовал обучению учебным умениям? | |
Как осуществлялось развитие познавательной самостоятельности? | |
Как осуществлялось развитие творческого мышления? | |
Была ли на уроке информация для общего развития ученика? | |
Воспитывающая функция урока: | |
Как использовались воспитательные возможности содержания учебного материала? | |
Было ли на уроке приобщение к общечеловеческим ценностям? | |
Как учитывался интерес учащихся на уроке? | |
Как воспитывалось добросовестное отношение к учебному труду? |
Методы и средства обучения: | |
Были ли использованы методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации)? | |
Были ли использованы методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания)? | |
Были ли использованы методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником)? | |
Были ли использованы инновационные методы? | |
Работа с учениками: | |
Как осуществлялась подготовленность учеников к уроку? | |
Какова активность учеников на разных этапах урока? | |
Какие виды деятельности были на уроке? | |
Какова дисциплина учащихся на уроке? | |
Каково отношение учащихся к предмету, к учителю? | |
Какова динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины? | |
Как осуществлялось привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению? |
|
Психологический анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
Характеристика познавательных процессов: | |
Характеристика процесса восприятия учащихся на уроке | |
Характеристика процесса внимания учащихся на уроке | |
Характеристика процесса мышления учащихся па уроке | |
Характеристика процесса учащихся памяти на уроке | |
Характеристика качества усвоения знаний: | |
Каким образом осуществлялась работа над понятиями на уроке? | |
Как осуществлялось выделение главного, усвоение теории и ее связь с практикой? | |
Как происходило формирование убеждений, точность знаний? | |
Характеристика интеллектуальной атмосферы урока: | |
Насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся? | |
Уровень развития познавательных интересов: | |
Каким образом на уроке осуществлялось удовлетворение любознательности, постановка и разрешение познавательных проблем? | |
Как проходило использование коллективных форм учебного труда? | |
Каким образом развивались умения думать вместе, спорить, доказывать, опровергать? | |
Характеристика эмоциональной атмосферы урока: | |
Какое настроение учащихся было во время урока? | |
Осуществлялась ли и каким образом поддержка учителем мажорного тона урока, обеспечение положительных эмоций для воспитания интереса к учению? | |
Как осуществлялось формирование ответственности за свою работу у учащихся? | |
Каким образом эмоциональная атмосфера урока повлияла на работоспособность учащихся? | |
Характеристика развития учащихся в процессе обучения: | |
Какие умения и навыки были приобретены или закреплены? | |
Какие познавательные силы и способности при этом развивались? | |
Какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля)? |
|
Структурно-временной анализ урока
Дата__________________ Класс__________________
Ф.И.О. учителя________________________________
Тема урока____________________________________
Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: | |
Разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание? | |
Рациональность каждого их структурных элементов урока: | |
Какие элементы урока надо было сократить по времени? Для чего именно? | |
Какие элементы урока надо было увеличить? Для чего именно? | |
Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: | |
Сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала? | |
В какое время (начало, середина, конец) урока происходило усвоение нового материала? | |
Как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала? | |
Как проводилась его подача и закрепление, применение? | |
Качественное использование времени на отдельные элементы урока: | |
Рационально и эффективно ли использовалось время на опрос при изучении нового материала? | |
Каков уровень работоспособности при этом класса? | |
Сколько времени говорил учитель, учащиеся? | |
Сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов? | |
Рациональность использованных приемов и методов обучения: | |
Насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса? |
|