Основные функции категорий




 

В качестве форм мышления категории функционируют на 3-х уровнях осознанности.

Первый уровень: полностью неосознаваемым образом. Это имеет место тогда, когда в языке индивида отсутствуют слова, обозначающие категории. Например, ребенок не знает слова «причина», что не мешает ему спрашивать «почему?» и говорить «потому что». Это значит, что категория причины объективно налична как структурный элемент сознания, но субъективно ребенок ее не фиксирует.

Второй уровень: полурефлексивный. Он имеет место тогда, когда у человека есть слова, обозначающие категории, и он их регулярно и уверенно использует, но никогда не размышлял специально над их смыслом, не выработал его для себя сознательно, а пользуется смыслом, стихийно сложившимся в процессе языкового общения. При этом, как говорит М.Хайдеггер, категории большинством людей не ощущаются и не узнаются, будничный рассудок и расхожее мнение ничего не знают и даже ничего не нуждаются знать об этих категориях».

Третий уровень: полностью осознанный (рефлексивный). Он имеет место, когда смыслы слов, обозначающих категории, сформированы сознательно - в процессе изучения философии или посредством собственных размышлений.

Из вышеизложенного очевидно, что мысль может опираться на категории эксплицитно и имплицитно. Первая ситуация имеет место, когда слово, обозначающее категорию, эксплицитно наличествует в речи или тексте, например: «причиной удлинения этого металлического стержня является его нагрев». Если же имя, обозначающее категорию, не используется, категория содержится в мысли, как ее опора, имплицитно. Например: «Этот стержень удлинился, потому, что его нагрели» или «При нагревании металлический стержень удлиняется».

У детей до определенного возраста в словарном запасе нет понятий-категорий. Но это не значит, что их мышление, например, в 6-8 лет не категориально. Категории входят в их мышление досознательно и имплицитно. Аналогичным образом у первобытных народов в языке может не быть слов, обозначающих категории, тем не менее, их мышление категориально, поскольку оно есть и оно мышление. Например, реальные причинные связи они улавливают в виде фиксирования повторяющихся следований событий и учитывают их в своих действиях.

Таким образом, функционирование категорий разнообразно как по способам, так и по интенциям. Сознательно, полурефлексивно или рефлексивно категории выполняют ряд функций:

. Они структурируют мысль по содержанию, образуя смысловые ячейки, в которых выполняется конкретная содержательная мысль. Это имеет место всегда, знаем мы это или нет, хотим или нет. Но, владея учением о категориях, мы можем сознательно использовать возможности категориального строя.

. категории выступают как основание для взаимопонимания в общении между людьми и культурами.

. категории являются матрицами понимания и оценки смысла нового опыта. Этот процесс также может проходить как стихийно, так и рефлексивно.

. в философии категории выступают как системообразующая часть языка того или иного учения. В зависимости от того, какие категории философ признает значимыми, как их понимает, в значительной степени зависит идейное содержание его системы.

. категориальный строй мышления является объективной основой системного понимания мира, системного метода познания и деятельности.

 


Заключение

 

В заключение следует ещё раз отметить, что категории - явления довольно сложные для изучения в особенности людьми, не специализирующимися в философии. Тем не менее, изложенное в работе, позволяет сделать заключение, что категории являются универсальной формой мышления. Более того, это основная форма мышления человека, которой он пользуется, не всегда даже осознавая это.

Так большинство людей, не имея достаточно глубоких знаний относительно учения о категориях и, зачастую, даже не подозревая о его наличии, тем не менее используют неосознанно. Таким образом, категории, как форма мышления существуют независимо от осознания их человеком, то есть они объективны.

Несмотря на то, что учение о категориях насчитывает уже около двух с половиной тысяч лет, оно по-прежнему остаётся актуальным и нуждается в постоянном совершенствовании, поскольку категории являются основой мышления и эволюция учения о категориях означает эволюцию самого мышления.


Список использованной литературы

 

1. Асмус В. Метафизика и категории // Метафизика Аристотеля [интернет ресурс: <https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/asm_mA/07.php>];

2. Буданов В. Г. Когнитивная психология и когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий //Событие и смысл (Синергетический опыт языка). - М.,1999.;

3. Книгин А.Н Учение о категориях. Учебное пособие для студентов философских факультетов. - Томск. 2002.;

4. Маковельский А. О. История логики. Переиздание. - М.:Директ-Медиа, 2008.;

. Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006.;

. Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией А.А. Ивина. - М.: Гардарики. 2004.;

. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Кохановского В.Π., Яковлева В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: