В условиях рыночной экономики, высокого динамизма производства условием выживания предприятия становится умение действовать на предельно широком поле неясных и нечетких способов поведения. Сегодня организационная культура малых предприятий не определяет пределы их гибкости, не выражает степень подготовленности коллектива к осуществлению преобразований.
Понятия «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие» используются как международные деловые термины. Различия в отношении к ним связаны с изменяющимися экономическими условиями и специфическими задачами этого сектора экономики.
Рассматривая сущность, место и роль малого предприятия следует отметить, что понятие «малое» характеризует его размер. Изучение различных точек зрения на определение понятия малого предприятия позволил выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к их определению[i][1]. Наиболее часто применяют количественый подход. По этому критерию применяют такие показатели, как численность занятых работников, объем производства и продаж, балансовая стоимость активов. При этом может быть использован как один из показателей, так и несколько. На практике такой подход реализуется по-своему в каждой стране. Показатель «число занятых» стал одним из наиболее часто используемых и сопоставимых для всех стран. Однако следует отметить, что в мировом опыте нет единого подхода к определению предельного количества работающих на предприятиях малого предпринимательства. Так, в Дании определяется численность в 20 человек, в рядом расположенной Швеции – 200, Японии – 300, США – 500. Наиболее типичный подход для Европы –100 человек. Это зафиксировано в международных документах Комиссии Европейских сообществ, Болттонского комитета, в национальных документах Австрии, Великобритании, Италии. В Германии и Франции данная численность определяется в 50 человек. Таким образом, важнейшая социальная характеристика функционирования малого предприятия не имеет общих критериев определения, что требует анализа их функционирования на рынке[ii][2].
|
Остановимся на особенностей функционирования предприятий малого бизнеса в Приднестровской Молдавской Республике. Это развитый индустриально-аграрный регион. Республика располагает значительным промышленным потенциалом. В состав промышленного комплекса входят следующие отрасли: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, электротехническая, химическая, деревообрабатывающая, мебельная, полиграфическая, стекольная, легкая промышленность, промышленность строительных материалов.
Ведущее место занимает отраслевая обрабатывающая промышленность, большое значение придаётся развитию сельского хозяйства. Традиционная сельскохозяйственная специализация не препятствует внедрению в экономику региона трудоемких и наукоёмких производств. Многие виды продукции, выпускаемые в Приднестровье, получили сертификаты, закрепляющие соответствие их качества мировым стандартам.
Экспортируются электротехнические изделия, приборы и средства автоматизации, автоприцепы и рефрижераторы, электроэнергия. В свежем виде овощи, фрукты, табак. Из стройматериалов - гравий, известняк.
|
Импортируются первичные энергоносители, минеральные удобрения, сельхозтехника, бумага, автомобильный и железнодорожный транспорт, бытовая техника и ЭВМ, хлопчатобумажное сырье, деловая древесина, товары народного потребления.
В докладе, посвященным 11-летию Республики, президент И. Смирнов отметил, что «объем ВВП в первом полугодии 2001 г. возрос по сравнению с прошлогодним уровнем на 17,0% и составил $112,0 млн, на душу населения – $173. в 2002 г. рост объемов инвестиций в экономику республики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 59,0%, за счет реконструкции и технического перевооружения СП АОЗТ «Молдавский металлургический завод», АОЗТ «Тиротекс», АОЗТ «Электромаш», АОЗТ «МГРЭС» и ГП «Молдавкабель».
Развитие внешнеторгового оборота за 7 месяцев 2001 г. характеризуется высокими темпами прироста, как экспорта, так и импорта. Общий объём внешнеторгового оборота составил $543 млн и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2000 г/ на 19,0%. в 2002 г. имеет место опережающий прирост экспорта над импортом. Так, объем экспорта составил $229,0 млн и увеличился на 20,0%, а импорт составил $314,0 млн и увеличился на 17,9%. Для сравнения Молдова: за январь-май экспорт – 233,9 млн. долл., импорт – 337,5 млн.долл. В первом полугодии 2001 г. Республика осуществляла экспорт в 55 стран СНГ и дальнего зарубежья, при этом в 22 страны экспорт по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. увеличился.
Наиболее крупными внешнеторговыми партнёрами остаются Российская Федерация, на долю которой приходится 25,2% общего оборота, Республика Молдова – 15,4%, Украина – 11,9 %, Италия – 4,8%, США – 6,7%.
|
Продолжается курс реформирования промышленного потенциала, целью которого является достижение устойчивого экономического роста, развития народного хозяйства повышение качества жизни населения. Развиваются интеграционные процессы на основе создания совместных предприятий, холдингов с иностранными партнёрами, инвестиционных, кредитных и лизинговых отношений. Уже работают совместные предприятия ЗАО «Днестравто», СП «Газполимерсервис», ЗАО «Приднестровьегазреализация», ЗАО «Александр Суворов». В дальнейшем планируется вхождение АОЗТ «Электрофарфор», ГУП «Прибор», ЗАО «Машиностроительный завод» в российские холдинги [iii][3].
Е. Акулай считает[iv][4], что субъекты малого бизнеса оптимально вписываются в сложившуюся структуру населенных пунктов Молдовы. Несмотря на высокую плотность населения, страна представлена значительным количеством небольших городов и поселков, что объективно благоприятствует становлению малых предприятий, предпочитающих работать на узких сегментах рынка.
С середины 90-х гг. начался процесс ужесточения основных направлений и методов регулирования, который продолжается до настоящего времени. «Система регулирования малого бизнеса должна носить активный характер и быть нацеленной, прежде всего, на стимулирование рыночных процессов, а также на «корректировку» дефектов рыночной экономики, тех процессов, которые рынок не в состоянии урегулировать без воздействия государства»[v][5].
В 2003 г., подводя итоги года, министр экономики ПМР Е. Черненко отметила, что по данным минэкономики в Приднестровье насчитывается 2836 малых предприятий и 10392 индивидуальных предпринимателя. Самый высокий процент малых предприятий - свыше 50% - в сфере торговли. Появилось малое предпринимательство и в промышленности – 12,3% от общего объема, в строительстве – 6,4%, жилищно-коммунальном хозяйстве – 6%. В 2002 г. объемные показатели по малому бизнесу выросли на 47%, в 2003 г. – на 36%. По итогам года «малый бизнес» заплатил налогов в бюджет на сумму 4,7 млн рублей, тогда как в 2002 г. - 2,2 млн. Выручка малого предпринимательства от реализации составила около 18 млн рублей, что на 50,3% превышает уровень соответствующего периода 2002 г.[vi][6]
Поддержка местных властей становится все более весомым фактором, обеспечивающим устойчивое положение и развитие малого предпринимательства. За последние годы создана экономическая и законодательная основа для развития предпринимательства. Действуют законы «О предпринимательской деятельности», «О малой приватизации», «О развитии малого предпринимательства», «О свободных экономических зонах», Положение «О лизинге».
Однако, несмотря на созданные условия, предприятия малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями, детерминируемыми, прежде всего, нестабильной политической и социально-экономической ситуацией. Сильное влияние оказала и экономическая блокада республики 2006 г., что привело к неустойчивости, хаотическому функционированию малых предприятий. Эта блокада стала той точкой бифуркации, в которой каждый руководитель предприятия малого бизнеса вынужден был решить как развиваться дальше и какую принять стратегию для выживания предприятия и его коллектива.
Следует отметить, что серьезные финансовые затруднения малого бизнеса не являются специфичными для периода кризиса, последний только усугубляет их. Финансовые проблемы, равно как и трудности поиска рынка сбыта товаров и услуг, присущи малому бизнесу со дня учреждения предприятия. Одна из значимых проблем в развитии малого бизнеса – низкая платежеспособность потребителей. Существенными для предпринимателей являются также проблемы, связанные с невыгодными условиями аренды помещений, высокими налогами, нестабильностью законодательства.
По мере прохождения предприятием различных стадий становления и развития ключевые проблемы заметно меняются. Для молодых предприятий менее существенна проблема высоких налогов, но более значима высокая конкуренция. Для предприятий, имеющих большой стаж работы на рынке товаров и услуг, остра проблема роста издержек, старения оборудования и технологий; ввиду накопления финансовых средств важную роль начинает играть ненадежность банков. На этапе создания у фирм возникают некоторые проблемы с организацией снабжения, которые быстро решаются. Однако по мере развития производства дают о себе знать недостатки в управлении бизнесом. Примерно после 2-4 лет с момента создания заметно усиливается потребность малых предприятий в осуществлении инвестиций с целью сохранения конкурентоспособности. Это обуславливает зарождение проблемы дефицита финансовых средств.
Нестабильность рыночной среды представляется одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих развитие малых предприятий. Это определяется их спецификой как более рентабельных и мобильных образований, по сравнению с крупным бизнесом, но характеризующихся при этом повышенным уровнем риска.
Таким образом, сопоставление реальных процессов с критериями и показателями организационной культуры малого бизнеса показывает, что они пытаются приспособиться к неблагоприятному воздействию внешней среды и пытаются адаптироваться к ней. При этом уровень подготовленности руководителей в большей степени является связующим звеном в формировании организационной культуры как единства внешней адаптации и внутренней интеграции. Здесь немаловажными являются и вопросы оптимизации стиля управленческой деятельности.
Индивидуальность стиля управления проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности (методов, приемов, принципов и т.п.), что детерминировано: во-первых, индивидными качествами и психологическими особенностями (ее направленностью, характером, типом темперамента, способностями и др.); во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, которые обусловливают применение тех или иных принципов и норм для организации применяемых способов в систему своей деятельности и поведения; в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области социального управления; в-четвертых, сложившейся организационной культурой. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления и средовые факторы, влияющие на деятельность.
Как показывает практика, в последнее время в стиле управления на предприятиях малого бизнеса особенно ярко проявляется «эффект потолка», обусловленным феноменом «позитивного сдвига риска». Этот феномен Р. Стоунера состоит в большей рискованности групповых решений по сравнению с индивидуальными. Этот уровень риска всегда выше среднегруппового. Выявлен еще один «решенческий» феномен — «выученного диссонанса», который приводит к максимизации еще одного феномена групповых решений, имеющего общий характер (установлен А.П. Вержбицким), феномена «асимметрии в оценке адекватности собственных и чужих аргументов». Он состоит в переоценке адекватности, обоснованности и ценности собственных аргументов и в недооценке правомерности, значимости аргументов иных членов группы[vii][7].
В управлении персоналом в этой связи большое значение приобретает фактор организационной культуры. На малых предприятиях она проявляется по-разному. В одних случаях помогает организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового. В других действует против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации корпоративной стратегии, проявляющиеся в сопротивлении новациям и через неэффективные коммуникации.
Отметим, что функционированию организационной культуры предприятий малого бизнеса мешают такие вызовы рыночного реформирования, как непоследовательность в реализации нормативных правовых положений и оказания государственной помощи, ограниченность финансирования и инвестирования, налоговый пресс. Это ведет к «теневым» формам работы данных социальных организаций, с одной стороны, а, с другой - к тому, что внутренняя интеграция является, во многом, единственным основанием выживания и ростом развития малых предприятий.
В целом, в настоящий период организационная культура предприятий малого бизнеса способствует лишь внутренней интеграции организаций, но не в полной мере обеспечивает внешнюю адаптацию предприятия к постоянно изменяющимся условиям. Следовательно, формирование, уровень и эффективность влияния организационной культуры на деятельность организаций малого бизнеса, их адаптацию к изменяющейся внешней среде зависят от времени существования организации, своевременных симметричных преобразований внутренней структуры организации в процессе адаптации к внешней среде.
[i][1] См. подробнее: Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы / Рук.авт.колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: ЗАО «Издательство экономика», 2002. С.534.
[ii][2] См.: Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М., 2001. С.4.
[iii][3] Из доклада Президента ПМР, посвященного 11-летию Республики, торжественное заседание 1.09.2001 г.
[iv][4] Акулай Е. Предпосылки развития малого бизнеса в Молдове, https://www.moldova.ru/, 07.10.2003.
[v][5] Акулай Е. Предпосылки развития малого бизнеса в Молдове, https://www.moldova.ru/, 07.10.2003.
[vi][6] https://olvia.idknet.com/ol162-12-03.htmб, опубликовано 23.12.2003
[vii][7] О феноменах «позитивного сдвига риска» и «выученного диссонанса» см. подробнее: Малышев К.Б. Психология управления. М.: ПЕР СЭ, 2000; Китов А.И. Психология принятия решений. М.: Экономика, 1977.