НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Т.А. Лозгачева, ТвГУ

В Программе воспитания и обучения детей в детском саду представлено содержание знаний детей о пространственных и плоскостных фигурах, см. [7]. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей, а также от системы специальных заданий и упражнений по распознаванию, выделению и называнию геометрических фигур. «Цель этих заданий – формирование и развитие наблюдательности ребенка, умения выделять существенные признаки предмета; умения сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства; умения делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов; умения распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком» [2].

Рассмотрим некоторые примеры заданий и упражнений, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.

Задание 1 [6]. Назовите геометрическую фигуру (младший дошкольный возраст).

Цель – учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Материал – 14 таблиц с геометрическими фигурами, на каждой таблице контурные изображения 2–3 фигур в разных положениях и описаниях. Таблицы сложены в конверт (см. рисунок).

Руководство – задание проводится с подгруппой детей. Воспитатель достает из конверта таблицы и предлагает рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название.

 

           
     

 


Рис.

Задание 2 [1]. Шар и круг (старший дошкольный возраст).

Руководство:

1. Педагог раздает детям пластилиновые шары разного размера, вылепленные на предыдущем занятии. Из трех имеющихся шаров надо выбрать пластилиновый шар среднего размера, взять стек-ножик и разрезать шар на две одинаковые половинки. Просит детей назвать фигуру, которая получилась на срезе. Затем на своей модели педагог показывает, что шар можно нарезать на кусочки, и везде на срезе будут получаться круги, только разной величины. Круг – это геометрическая фигура.

2. На листе бумаги дети с помощью трафарета рисуют круг, закрашивают его и вырезают ножницами.

Задание 3 [1]. Шар и круг (творческое, старший дошкольный возраст).

Руководство – с помощью трафарета на листе бумаги нарисовать круг, а потом превратить его в какой-нибудь предмет или существо.

Задание 4 [1]. Шар и круг (творческое, старший дошкольный возраст).

Руководство – раздать детям палитры с краской и небольшие модели конусов (деревянные или пластилиновые). Дети должны опустить основание конуса в краску и сделать на листе бумаги отпечатки.

Задание можно усложнить, если после первой пробы попросить детей составить из цветных отпечатков композицию.

Можно предложить детям работать на больших листах бумаги по два-три человека, создавая узор, дети могут придумать небольшой рассказ «Игры прыгающих конусов» и рассказать его по окончании работы.

Задание 5 [1]. Развертка конуса (старший дошкольный возраст).

Руководство:

1. У каждого ребенка – развертка конуса. Нужно раскрасить синим цветом боковую его поверхность, красным – основание, а зеленым отметить будущую вершину конуса.

2. Перед каждым ребенком – техническая развертка конуса. Дети раскрашивают его боковую поверхность и основание, отмечают вершину и склеивают конус.

Педагог показывает детям развертки различных геометрических тел. Дети должны найти среди них развертку цилиндра и развертку конуса. Развертку конуса, как и развертку цилиндра, можно превратить в какую-нибудь забавную игрушку, например в матрешку. А если использовать для конструирования несколько конусов или конусы и цилиндры вместе.

Упражнение 1 [3]. Узнай фигуру (младший дошкольный возраст).

Цель – развивать внимание и образную память.

Материал – у каждого ребенка три одноцветные геометрические фигуры (вырезанные из пластика или картона).

Руководство – педагог предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, а затем спрятать под лист бумаги. Показывает детям карточку с изображением фигур и кладет её на стол изображением вниз. Дети должны по памяти найти среди своих фигур такую же, для проверки можно сверить с образцом.

Варианты:

· Играя в следующий раз, надо взять другие фигуры. Например, в первый раз: круг, овал, квадрат; во второй – круг, квадрат, треугольник; в третий – квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. Называть фигуры не обязательно, но можно подсказывать их названия детям, чтобы они были «на слуху» (кроме тех, что дети могут назвать сами). Треугольники можно брать разной формы.

· Усложняющий элемент – разный цвет фигур. В этом случае педагог уточняет задание: «Найдите такой же формы». (В этом случае цвет может быть другим.) Или: «Найдите такой же форм и такого же цвета».

Упражнение 2 [3]. «Геометрическое домино» (младший дошкольный возраст).

Цель – применять умение распознавать форму фигуры.

Материал – домино с изображением геометрических фигур разного цвета т размера (примечание: геометрические фигурки либо вырезаются из цветной бумаги и приклеивают на картонные карточки, либо раскрашивают ярким фломастером). Например:

 

               
       

 


 

Способ выполнения: найти такую же карточку и по цвету и по размеру. При этом словесно проговаривается изображение на карточке: синий кружок, зеленый квадрат и т. д. Педагог просит показать все синие фигурки, все красные и т. д.

Упражнение 3 [4]. Сравнение фигур по разным признакам (средний дошкольный возраст).

Цель – учить сравнивать фигуры по форме посредством решения классификационной задачи.

Материал – фланелеграф и несколько кругов и квадрат (два цвета, цвет квадрата совпадает с цветом одного из кругов).

                     
       
 
 
   
 
   
 

 

 


Способ выполнения: найти лишнюю фигуру из данной группы фигуру. Объяснить почему она лишняя? Как можно разделить на две группы данные круги?

Упражнение 4 [4]. Тема «Геометрические тела» (средний дошкольный возраст).

Цель – учить выделять форму боковых поверхностей т оснований объемных тел.

Материал – карта с контурными изображениями оснований и боковых граней тел из набора «Цвет и форма», набор геометрических тел.

Способ выполнения: ребенок должен выбрать подходящие тела и расставить их по контурам, причем он должен догадаться, что некоторые тела могут быть уложены боком.

 
 

 

 


Упражнение выполняется индивидуально. Результаты обсуждаются коллективно.

Упражнение 5 [5]. Тема «Круг» (старший дошкольный возраст).

Цель – уточнять представление о круге посредством словесного описания фигуры, развивать проективное видение.

Материал – конверт с моделью круга из картона на каждого ребенка, мяч.

Вопросы: Что можно рассказать про этот круг? Можно сказать, что круг плоский? Можно сказать, что мяч плоский? Чем мяч похож на круг?

Упражнение 6 [5]. Тема «Круг» (старший дошкольный возраст).

Цель – уточнить представления о геометрических фигурах.

Вопросы: Как назвать фигуру 3 (Овал.) Фигуру 4? (Половина круга.) Фигуру 6? (Кусочек круга.)

Таким образом, знакомство и закрепление знаний о геометрических фигурах успешнее проходит в непосредственной активной деятельности детей при выполнении практических заданий и упражнений. Которые также активизируют мыслительные процессы, развивают пространственное и конструктивное мышление, формируют умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

 

Литература

1. Аромштам М., Баранова О. Пространственная геометрия дл малышей: Развивающие занятия. М., 2004.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., 2004.

3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет. М., 2005.

4. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет. М., 2005.

5. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет. М., 2005.

6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: