(для обучающихся старших классов)
Цель: пропаганда здорового образа жизни; выработка у подростков негативного отношения к табакокурению; развитие мышления, памяти, внимания; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, аудиоколонки; презентация «Интеллектуальная игра о вреде курения», видеоролики «Как сигареты влияют на организм», «Что происходит с лёгкими после сигарет»; плакаты «Сделай правильный выбор», «Я не курю! И это мне нравится!»; цветные стикеры; чупа чупсы.
Ход мероприятия
ü Вступительное слово учителя:
Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.
А теперь послушайте отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: - Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
– Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?
Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% – от условий, в которых живет человек. Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение.
|
Владимир Иванович Даль, русский писатель и лексикограф, пишет: «Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». История приобщения европейцев к курению началась в Америке в 15 веке. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось даже, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Наша игра посвящена профилактике самой распространенной вредной привычки – курению.
ü Просмотр видеоролика «Как сигареты влияют на организм»
А теперь давайте познакомимся с нашими командами…. За ходом игры будет следить компетентное жюри в составе…
Конкурс №1. Вопрос-ответ (каждой команде зачитываются тестовые вопросы с тремя вариантами ответов; команде нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 б. Всего за конкурс – 11 б.)
1. В 19 веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?
а) Медики; б) пожарные; в) церковь?
|
2.При каком царе за курение табака - «дьявольского зелья» - в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь? а) При Петре I; б) при Алексее Михайловиче; в) при Михаиле Фёдоровиче?
3. В 1934году во французском городе Ницце компания молодёжи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос. Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив… а) 40 папирос; б) 50 папирос; в) 60 папирос.
4. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда? а) Сигареты с фильтром; б) сигареты с низким содержанием никотина; в) нет.
5. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме? а) 20-30; б)200-300; в) свыше 3000.
6. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр? а) Не более 20 %; б) 40 %; в) 100%.
7. Как влияет курение на работу сердца? а) Замедляет его работу; б) заставляет учащенно биться; в) не влияет.
8. Что происходит с физическими возможностями человека? а) Они повышаются; б) они не меняются; в) они понижаются.
9. Что такое пассивное курение? а) Вдыхание табачного дыма в помещении, где курят; б) когда куришь за компанию; в) когда не затягиваешься сигаретой.
10. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание: а) Тренировка на велотренажере; б) бег на 1,5 км; в) мытьё полов в школе.
11. Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены профессиями «некурящими»? а) Учителей и медиков; б) пожарных и милиционеров; в) егерей и подводников?
ü Слово учителя
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, послушайте факты о курении:
- Из каждых 100 чел., умерших от рака легких, 90 курили;
- из каждых 100 чел., умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
- из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
- Токсичность табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля.
- Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше по сравнению с женщинами, у которых мужья не курят. Пассивное курение увеличивает на 10–30% риск развития рака легких.
- Сужение капилляров кожи после выкуривания сигареты вызывает побледнение кожи. Регулярное курение мешает правильному питанию кожи.
- Кроме никотина и табачной смолы в табачный дым входит еще окись углерода – очень ядовитый газ.
ü Подведение итогов первого конкурса
|
ü Конкурс №2. Территория мудрых мыслей (каждая команда составляет пословицы из двух частей. За каждую правильно составленную пословицу – 1,5 балла. Всего за конкурс – 10,5 б.)
1. Табак курить — здоровье губить.
2. Заядлого курильщика даже муха крылом может перешибить.
3. Курильщик — плохой работник, все курит вместо дела.
4. Курит один, а плоды пожинают все.
5. От кого табаком несет — тот себя совсем не бережет.
6. Дьявольское зелье: нутро сжигает, деньги по ветру пускает.
7. Страстное курение — большой рывок к старению
ü Слово учителя
Пока жюри подводит итоги второго конкурса, давайте посмотрим, что происходит с лёгкими после сигарет.
ü Просмотр видеоролика «Что происходит с лёгким после сигарет»
ü Подведение итогов второго конкурса
Конкурс №3. Курить – здоровью вредить! (Каждой команде зачитываются вопросы. За каждый правильный ответ – 2 б. Всего за конкурс – 12 б.)
1. Назовите имя известного путешественника-мореплавателя, который первым из цивилизованного мира наблюдал, как индейцы выпускали изо рта дым, вытягивая его из листов, свернутых в трубки, заложенные на конце. (Колумб.)
2. Назовите однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (Табак.)
3. Назовите самое опасное вещество, входящее в состав табака, которое является медленным убийцей человека. (Никотин.)
4. Самая часто встречающая болезнь органов дыхания у курильщиков, от которой наступает смерть. (Рак лёгких.)
5. Карманный крематорий, сжигающий постепенно организм курильщика. (Сигарета.)
6. Как называется человек, который находится в комнате с курящим человеком? (Пассивный курильщик.)
ü Слово учителя
Пока жюри подводит итоги третьего конкурса, послушайте антиникотиновые страшилки:
1. У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли.
2. Курение сокращает жизнь.
3. Курение приводит к расстройству нервной системы.
4. У курящих людей слабеет память.
5. Постоянно приходится тратить деньги на покупку сигарет.
6. Курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и хриплым голосом.
7. Часто курящие испытывают боли в сердце.
8. Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.
9. От веществ, содержащихся в табачном дыму, желтеют зубы
10. Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.
11. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. 12. Курение приводит к импотенции у мужчин.
13. Дети, родившиеся у курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.
14. Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.
15. У курящих – неприятный запах изо рта.
16. У курящих подростков снижается успеваемость.
ü Подведение итогов третьего конкурса. Подведение итогов всех трёх конкурсов.
Вручение обучающимся чупа чупсов.
ü Работа с плакатом «Сделай правильный выбор».
ü Оформление плаката «Я не курю! И горжусь этим!»
Обучающиеся пишут на цветных стикерах предложение «Я не курю, потому что….»
Подготовила
учитель биологии и химии
Белореченской СШ
Потапова А.Е.