Раздел Социальные отношения.




БАНК АРГУМЕНТОВ ДЛЯ ЭССЕ

Раздел Философия.

Идея: противоречивость и сложность человеческой природы, взаимодействие биологического и социального в человеке.

 

Примеры эссе:

· «Человек — это живое противоречие и в этом качестве — живая загадка» (С. Булгаков).

· «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир — в человеке, но и мир так же сложен, как и человек» (П. Флоренский).

· «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. А. Бердяев).

· «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе» (П. С. Гуревич).

Теория: определение «человек», биологические и социальные черты человека и их связь.

 

История:

Ярким примером сложности и многоплановости человеческой натуры является историческое событие под названием Рождественское перемирие. В разгар Первой мировой войны перед Рождеством на фронте были распространены случаи прекращения военных действий. Солдаты противоположных сторон обменивались подарками, проводили совместные обеды, играли в футбол. После праздников им приходилось вновь браться за оружие и продолжать военные действия. На примере этого события мы видим, что в человеческой натуре могут сочетать как жестокость, так и гуманизм.

 

Общественная жизнь (СМИ): https://monocler.ru/chelovek-protivorechivyiy/

В научно-популярном журнале я прочитал статью о том, как противоречивость человеческой натуры отражается в нас. Автор говорит, что зачастую мы даже не замечаем, как несогласованны наши действия и мысли. Например, мы можем осуждать воровство, но при этом незаконно скачиваем

«пиратские» фильмы и музыку в Интернете. А сын известного наркобарона Пабло Эскобара вспоминает об отце, как о нежном, внимательном и чутком родителе. Автор статьи приходит к выводу, что противоречивость свойственна человеку и даже кажется ему привлекательной.

Общественная жизнь (СМИ):

В 1966 году житель Остина Чарльз Уитмен задушил свою мать, зарезал жену, а утром поднялся на 27-й этаж Техасского университета и с балкона открыл огонь по прохожим, убив 16 и ранив 32 человек. В записке, составленной накануне, он предположил, что причина его действий — органическая, и просил провести вскрытие. В мозгу Уитмена действительно нашли опухоль, которая, как гласил медицинский отчет, могла влиять на его поведение. Этот пример лишний раз демонстрирует взаимосвязь биологического и социального начал в человеке. Поведение человека имеет не только социальные предпосылки, но и зависит от состояния и здоровья организма.


Личный опыт (литература): Пьеса Уильяма Шекспира «Гамлет»

Главный герой произведения Гамлет возвращается в родной замок в связи со смертью отца и хочет отомстить за него, узнав причину смерти. Основной мотив трагедии Шекспира заключается в поиске смысла жизни и вопросах выбора.

Известный момент, когда герой восклицает «быть или не быть?», отражает всю сложность человеческой натуры. Душевные порывы, месть, надежда, вера – эти проявления свойственны только человеку.

 

 

Идея: неразрывная связь человека с обществом, социальная сущность человека.

 

Примеры эссе:

· «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).

· «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).

· «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери).

Теория: определение «личность», «социализация», социальные потребности человека, этапы и агенты социализации.

 

История:

В Древнем Риме к преступникам применялось особое посмертное наказание

— проклятие памяти. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника. Таким образом человек переставал быть частью общества не только физически, но как личность в воспоминаниях потомков.

 

Общественная жизнь (СМИ): https://theoryandpractice.ru/posts/9348-odinochestvo

Статья в научно-популярном журнале демонстрирует, что изоляция от общества настолько вредна для человека, что отражается даже на его организме. В ходе многочисленных опытов было доказано, что одиночество отражается на качестве сна, давлении и воспалительных процессах. Конечно, также изоляция отражается на сознании. Например, проводились психологические эксперименты, в которых людей помещали в изолированные комнаты, куда не проникал ни звук, ни свет. Вскоре участники эксперимента начинали испытывать тревогу, галлюцинации, искажения времени.

 

Общественная жизнь (СМИ):

Джини Уайли – девочка, проведшая в социальной изоляции 13 лет жизни. С девочкой контактировал только отец, который и держал ее взаперти в подвале и обращался с ней, как со слабоумной. В момент освобождения поведение Джини никак не соответствовало человеческому, а девочка скорее напоминала собаку. На тот момент её умственное развитие соответствовало годовалому ребенку. Однако, возвращение в социальную среду помогло девочке освоить речь, но полноценно


догнать в развитии своих сверстников Джини не удалось. На этом примере мы можем убедиться, как нахождение в обществе важно для полноценного развития личности.

 

Личный опыт (литература):

В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» мы знакомимся с юношей-горцем, который волей случая оказался в плену в мужском монастыре. Хоть главный герой и был окружен людьми, но он не понимал их языка, тосковал по Родине. Мы можем говорить об изоляции от привычного ему общества и одиночестве. Непонимание служителями монастыря приводит молодого человека к идее побега и скоропостижной смерти. На примере Мцыри мы можем убедиться, что разрыв с родной средой и непонимание окружающими также приравнивается к изоляции, и может привести к негативным последствиям.

 

Личный опыт (литература):

Рассказе А. Куприна "Чудесный доктор" основан на реальных событиях. На семью Мерцаловых валятся болезни, беды и несчастья. Отец семейства думает о самоубийстве, но случайная встреча с доктором - известным профессором Пироговым, изменила всё. Помощь и поддержка доктора помогла семье выдержать все испытания. На этом примере мы видим, как для людей важна поддержка и помощь.

 

 

Идея: роль трудовой деятельности в развитии личности.

Примеры эссе:

· «Труд облагораживает человека» (В. Г. Белинский).

· «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги» (А. П. Чехов).

· «Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» (А. Эйнштейн).

Теория: определение «деятельность», виды деятельности (игра, учеба, труд, общение), особенность трудовой деятельности.

 

 

История:

В Советском союзе существовал борьба с тунеядством. В 1960-ых годах лица, не работавшие в течение четырех месяцев, подлежали уголовной ответственности. Каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. Таким образом государство обозначало особую роль трудовой деятельности не только для развития отдельной личности, но и для свей страны и общества.

Общественная жизнь:

Согласно законодательству в Российской Федерации действует система борьбы с безработицей. Согласно Федеральному закону «О занятости населения в


РФ» гражданам помогают найти подходящую работу, повысить квалификацию, оказывают помощь в переезде. Государство ставит своим приоритетом найти работу для каждого желающего гражданина. Пособия по безработице не имеют целью содержать человека, а мотивируют его найти работу. С ростом занятости снижается уровень преступности, теневой экономики, алкоголизма и повышается ВВП. Такая социальная политика демонстрирует важность и полезность труда для человека.

Личный опыт (литература):

Главный герой поэмы А. С. Пушкина "Евгений Онегин" представляет собой образ «потерянного» человека, которого мучала скука и душевная пустота. Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному – терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилась в безрадостное существование. Этот литературный герой демонстрирует важность труда, как вида деятельности, его влияние на развитие личности, социализацию.

Личный опыт:

Примером также может служить моя мама, которая после длительного декретного отпуска по уходу за младшим братом, очень хотела выйти на работу. По ее словам, работа давала ей энергию и стремление развиваться.

 

 

Идея: общество как целостная система, глобализация современного мира.

Примеры эссе:

· «Общество — относительно целостный феномен, состоящий их трёх независимых друг от друга сфер: социальной структуры, которая создаётся на технико-экономической основе, политической системы и культуры» (Д. Белл).

· «Общество не обязательно соответствует политическим границам» (С.

Тернер).

· «Глобальное развитие становится всё более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера» (В. В. Путин).

Теория: определение «общество», «глобализация», признаки глобализации, положительные и отрицательные последствия глобализации.

История:

Множество факторов стало причиной глобализации, но особую роль сыграла международная торговля. В Древнем мире торговые пути имели большое значение в сближении стран - Великий шелковый путь из Восточной Азии в Средиземноморье, Путь из варяг в греки от Балтийского моря в Византию. Кроме обмена ресурсами эти пути также позволяли узнать другие народы и их культуру, заимствовать научные открытия и находки, путешествовать. Например, из Китая порох попал в Европу и стал активно применяться в военном деле.


История:

Во времена немого кино в Японии существовала отдельная профессия комментатора — бэнси. Многие аспекты европейской и американской культуры, эмоции и жесты героев зачастую были непонятны японцами, и бэнси поясняли их зрителям, причём делали это на разные голоса. Басом комментировались действия злодеев, тенором — героев-любовников, фальцетом — женщин. Этот пример демонстрирует разность культуры в обществах восточной и западной цивилизаций, также их обмен ценностями, диалог культур как последствие глобализации.

Общественная жизнь (СМИ):

В телепередаче я узнала о международной организации «Гринпис». Эта организация представлена по всему миру и принимает любых людей, выступающих за сохранение природы. В соответствии с годовым отчётом за 2015 год, у «Гринпис» более 42 000 000 онлайн-сторонников по всему миру, 36 000 активных волонтёров и 3 300 000 человек поддерживают работу организации личными пожертвованиями. Такое глобальное сотрудничество очень важно для решения экологических проблем, стоящих перед человечеством.

Общественная жизнь (СМИ):

Понятие «космополитизм» означает идею мирового гражданства и отсутствия политических границ. Для космополитизма характерно отношение к человеку как к свободному индивиду в рамках всех Земли и приоритет всего человечества над интересами отдельного государства. В поддержку этой идеи даже было создано Всемирное правительство граждан мира, которое выдает желающим паспорта гражданина мира.

Личный опыт:

Когда мы только начинали изучать английский язык в начальной школе, моя мама заострила внимание на том, что этот предмет необходим. Она объяснила, что английский имеет статус международного языка и поэтому его знание так необходимо для современного человека. Знание языков открывает перед современным человеком перспективы обучения и работы за рубежом, путешествий и новых знакомств.

Личный опыт (кино):

Фильм «Игра на понижение» рассказывает о группе финансистов, которые смогли предвидеть развитие событий финансового экономического кризиса 2008 года. Она раскрывает, как действия американских инвесторов привели к необратимым последствиям для всего мира. Благодаря тесным экономическим связям, выстроенным в процессе глобализации, последствия действия одних стран и обществ могут сильно повлиять на жизнь других стран.

 

 

Идея: противоречивость общественного прогресса.

Примеры эссе:


· «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации» (Ж. Э. Ренан).

· «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

· «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло» (И. Хейзинга).

Теория: определение «прогресс», противоречивость прогресса, критерии прогресса, формы прогресса: эволюция, реформа, революция.

История: https://hi-news.ru/science/pyat-uchenyx-kotorye-pozhaleli-o-svoix-izobreteniyax.html

Зачастую научный прогресс противоречив. Многие ученые, совершив прорыв в науке, усложнили общественные отношения. Например, Альфред Нобель является изобретателем динамита (1867). Его изобретение использовалось в горнодобывающей промышленности для подрыва завалов. Однако, динамит все же более популярен как оружие, уничтожившее множество людей. Сам Нобель мечтал, что его открытие положит конец войнам. Список изобретателей, чьи открытия усложнили общественную жизнь, могут дополнить Михаил Калашников, Артур Галстон, Роберт Оппенгеймер и другие.

Общественная жизнь (СМИ): https:// www.gazeta.ru/comments/2014/12/30_a_6364345.shtml

Исследования современных социологов говорят о том, что мы живем в самое мирное время за всю историю существования человечества. Именно в наш век количество вооруженных конфликтов и преступность на самом низком уровне. Однако, вследствие глобализации и развития вооружения опасность войн повысилась. В наше время локальный конфликт может перерасти в мировой, а использование ядерного вооружения может привести к вымиранию человечества.

Личный опыт (литература):

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» нам представляют общество будущего, где люди живут в мире и достатке. Граждане этого общества смотрят телешоу, ездят на автомобилях, не ощущают нужды. Однако, упрощение быта привело к моральной деградации. Герои романа не читают книг, не любуются природой, не мечтают, они лишь потребляют блага цивилизации.

 

 

Идея: большое значение природы для человека и общества, губительное воздействие хозяйственной деятельности человека.

 

Примеры эссе:

· «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).

· «Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни» (Н. Н. Моисеев).


· «Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее, во взаимодействии общества и природы» (Л.B. Жаров).

Теория: определение «биосфера», как общество влияет на природу (описать как отрицательное, так и положительное влияние), глобальная экологическая проблема и пути ее решения.

История:

В 1987 году в докладе ООН "Наше общее будущее" была сформулирована концепция устойчивого развития. Под этим термином понимается такой темп развития общества, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений. Основными принципами концепции являются: ограниченное использование ресурсов окружающей среды, сохранение стабильности и мира, обеспечение целостности экосистем. Эта концепция является примером того, как человечество берет на себя ответственность не только за экологическую ситуацию, но и за жизни следующих поколений.

Общественная жизнь:

Религиозно-философское учение джайнизм проповедует отречение от земных интересов и непричинение вреда любым живым существам. Монахи- джайны живут в крайнем аскетизме, носят марлевые повязки, процеживают питьевую воду, чтобы случайно не вдохнуть и не проглотить какую-нибудь букашку, и подметают впереди себя дорогу специальной метёлкой, дабы никого не раздавить. Сейчас в Индии и других странах насчитывается 8 миллионов последователей джайнизма. Возможно, распространение идей джайнизма поможет людям заново взглянуть на свое потребительское отношение к природе и угрозу глобального экологического кризиса.

Личный опыт (литература):

Главный герой рассказа В. П. Астафьева «Хвостик» прогуливается по острову, где раньше была прекрасная природа и тишина. Но он видит, что сейчас все изменилось в худшую сторону благодаря отдыхающим, которые не уважают природу и оставляют мусор за собой. Самым ярким моментом его прогулки становится мальчик, смеющийся над бедным сусликом, застрявшим в оставленной консервной банке. Этот мальчик символизирует новое безнравственное поколение, которое уже не уважает природу и относится к ней потребительски.

 

 

Идея: «парадокс познания» - чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем; постоянное расширение поля знаний, его безграничность.

Примеры эссе:

· «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний —

он постоянно расширяется» (арабская пословица).

· «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д.

И. Менделеев).


· «Там, где прежде были границы науки, теперь её центр» (Г. К. Лихтенберг).

Теория: определение «познание», уровни познания – чувственный и рациональный, истина и ее критерии.

История:

Примером может служить Афанасий Никитин - русский путешественник, писатель, купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием

«Хождение за три моря». Он стал одним из первых европейцев, достигших берегов Индии. Благодаря своим путешествиям Никитин познакомился с новыми странами и народами, их обычаями и культурой. После публикации его заметок все больше людей заинтересовались путешествиями, ведь для них открылся совершенно новый мир, о котором раньше никто не знал.

История:

В качестве аргумента могу привести произведение искусства: "Гравюра Фламмариона" 1888 года. На ней изображён человек, одетый в средневековую одежду пилигрима с посохом в руке. Он добрался до края Земли и сквозь купол неба рассматривает устройство Вселенной. Подпись гласит: «Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли». Текст, который эта иллюстрация сопровождает, звучит так: «что же такое тогда это голубое небо, которое безусловно существует и которое закрывает от нас звезды в течение дня?». Эта гравюра иллюстрирует любознательность человечества, желающего узнать о каждом событии во вселенной и больше.


Общественная жизнь (СМИ):

В газете написали о группе ученых изучавших почву в устье рек в Ленинградской области. Казалось бы, что там можно найти интересного? Исследователи нашли образцы звездной пыли. Такие же образцы были найдены в Швеции. Анализ образцов позволил сделать предположения о причинах ледникового периода. По их мнению 466 миллионов лет назад произошло столкновение астероидов, а последствия этого столкновения в виде частиц и пыли образовали плотную завесу в атмосфере Земли. Это не позволило солнечным лучам проникать и охладило нашу планету. Это открытие крайне полезно, ученые предполагают, что пыльная завеса в космосе


может быть использована в будущем для предотвращения глобального потепления. Таким образом, даже спустя тысячи лет человечество находит неизведанное на нашей планете.

Общественная жизнь (СМИ):

В журнале «Вокруг света» я прочитал статью о том, что даже в XXI веке до сих пор находят новые виды животных и растений. Открывая новые виды, ученые получают сотни сопутствующих вопросов: когда появилось это животное? почему о нем не было известно ранее? к какой группе его отнести? и другие. На этом примере видно, как одни открытия порождают целую цепь новых.

Личный опыт (литература):

В фантастическом романе Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» главные герои узнают о возможности достигнуть центра планеты через вулкан. Отправившись в опасное путешествие, исследователи открывают целый подземный мир с огромными грибами, динозаврами, древними людьми и многим другим. Хоть это и не правда, мы можем убедиться, что смелые домыслы могут привести человека к новым открытиям.

 

 

Идея: трудности на пути достижения истины.

Примеры эссе:

· «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото и скрытый клад» (Дж. Локк).

· «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти» (Р.

Тагор).

· «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л.Н. Толстой).

Теория: определение «истина», виды истины (относительная и абсолютная), критерии истины, практика как главный критерий истины.

 

 

История:

Ученый Александр Флеминг долгое время изучал микроорганизмы. Однажды, из-за беспорядка в лаборатории ученый заметил, что появившийся в мензурке грибок уничтожил жившие там микроорганизмы. Это послужило толчком к открытию пенициллина, который до сих пор активно использующегося в медицине. Эта ситуация доказывает нам, что путь к открытию истины также лежит через ошибки и случайные совпадения.

 

Общественная жизнь (СМИ): https://journal-shkolniku.ru/lister.html

Ко многим очевидным нам вещам люди пришли только через многочисленные ошибки. Например, процедура мытья и обеззараживания рук хирургов перед осмотрами и проведением операции вошла в практику только к 1860 году. До этого многочисленные смерти пациентов связывались с качеством воздуха, загадочными эпидемиями и другими причинами.


Личный опыт (литература):

Ярким литературным примером является Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников искал свою истину: «тварь я дрожащая или право имею?». Поиск ответа на свой вопрос заставил Родиона совершить преступление и отправиться на каторгу.

 

Идея: роль практики в познании мира.

 

Примеры эссе:

· «Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фуллер).

· «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л.

Фейербах).

· «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта» (И. Кант).

 

Теория: определение «познание», «истина», критерии истины, практика как главный критерий истины, как основа и цель познания.

 

История:

Ещё в VI в. до нашей эры Пифагор считал, что Земля имеет шарообразную форму. И только в Средние века Христофор Колумб доказал это, совершив первое кругосветное путешествие. Сейчас мы можем быть в этом уверенными, так как запускаем спутники, и можем посмотреть на планету из космоса. Это демонстрирует роль практики как главного критерия истины, основы и инструмента познания.

История:

Чарльз Дарвин – основатель эволюционной теории на основе естественного отбора. Его теория родилась из практики селекции - искусственного отбора животных и растений человеком. Практика выведения новых пород одомашненных животных натолкнула ученого на мысли о том, как аналогичный процесс повлиял на появление человека.

Общественная жизнь (СМИ): https://ratobor.com/projects/odin-v-proshlom/

Проект "Один в прошлом" заключается в помещении человека в воссозданное поселение Древней Руси. Герой эксперимента был лишен всех удобств современного мира: он боролся с грызунами, добывал пищу, готовился к зиме. Этот эксперимент проводился и с научной точки зрения. По его окончанию были подтверждены и опровергнуты некоторые гипотезы относительно быта древнерусского человека. На примере этого проекта мы можем убедиться в значительной роли практики в процессе познания и как главного критерия истины.

Личный опыт:

В детстве мне часто говорили, что нельзя играть с мячом в комнате, так как можно разбить стеклянные предметы в комнате. Конечно же я не придавал


значения этой информации, не считал ее правдивой. Только после того, как я разбил вазу, я действительно понял, что многие вещи вокруг хрупкие. Получается, что я подтвердил родительские слова практикой и усвоил урок.

 

 

Идея: деятельность ученых, смелость и стремление к истине наперекор общественному мнению; моральная ответственность ученых за свои открытия.

Примеры эссе:

· «Успехи науки – дело времени и смелости ума» (Вольтер).

· «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью учёного» (Л. Фейербах).

· «Светоч истины часто обжигает руку того, кто его несет» (П. Буаст).

Теория: определение «наука», особенности научного познания, функции науки, виды наук.

История:

Лев Зильбер – выдающийся советский врач и ученый. Несмотря на значительные открытия и упорную работу, ученый неоднократно был арестован. Например, в 1930 году Зильбер установил причину вспышки чумы в одном из регионов страны. Эпидемию вызвали местные обычаи, а не происки шпионов, как это позиционировали власти. Последствием стал арест ученого. Однако, даже в суровых условиях ссылки, ученый продолжал свою работу и везде находил применение своим знаниям и умениям. Пример выдающегося ученого Льва Зильбера демонстрирует стремление человека к познанию мира, даже в непригодных для этого условиях; не получая благодарностей от государства, ученый продолжал трудиться ради помощи людям и продвижения науки.

История:

Среди католиков немало учёных, сделавших открытия, которые прямо противоречили религиозным догматам. Самый известный такой человек — Николай Коперник, он был священнослужителем и занимался астрономией. Выдвинув теорию, согласно которой Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот, Коперник сделал колоссальный шаг вперед для науки. Однако, эта теория ударила по устоявшимся взглядам религиозного общества о том, что Земля - центр мироздания. Труды Коперника оказались под запретом церкви. Эта история показывает нам, как важно ученому стремиться к истинному знанию несмотря на возможные осуждения. Наука должна быть объективной, независимой и честной.

История:

Когда Эйнштейн в 1905 году придумал теорию относительности, из которой следовало, что физика должна отказаться от использования понятия эфира, ученым потребовалось десять лет, чтобы согласиться с этим выводом. Долгое время его не принимали, так как это открытие просто не укладывалось в голове и не соответствовало ранее заявленным гипотезам.

Общественная жизнь (СМИ):


Китайский врач Ли Вэньлян один из первых сообщил о распространении нового опасного коронавируса. Он обратился к гражданам через социальные сети, пытаясь привлечь внимание к проблеме. Однако, власти Китая не захотели поднимать панику и вынесли врачу предупреждение не делать больше «ложных» заявлений. В течение следующего месяца врач исследовал вирус и пытался помочь заболевшим. Однако, Вэньлян заболел сам и умер от осложнений.

Личный опыт (литература):

Негативный образ ученого формируется в романе К. Воннегута «Колыбель для кошки». В романе поднимается вопрос гражданской ответственности ученого за свои открытия. Герой романа – ученый Феликс Хонникер, создавший в этой книжной вселенной атомную бомбу и опасное вещество разрушительной силы

«лед-9». Проживший всю жизнь, не задумываясь о последствиях, Хонникер был полностью погружен в науку. Ученый талантливо делал то, что ему нравится, однако, все его действия были эгоистичны и полны безразличия к окружающим.

 

 

Идея: ценность любых знаний.

Пример эссе:

· «Познание — это условие и инструмент цивилизации. Оно полезно, даже если в его процессе не ставится никакой определённой практической цели» (В. Большаков).

· «Знание – орудие, а не цель» (Л. Толстой).

· «Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нём сведения» (С. Джонсон).

Теория: определение «познание», виды познания, истина как результат познания.

История:

В Венгрии в концентрационных лагерях было доказано большое количество математических теорем. Люди на грани смерти стремились сделать вклад в человеческие знания, не имею представления как это может пригодиться кому-то. Чаще всего они даже не доживали до признания их открытий.

Общественная жизнь (СМИ):

Шноблевская премия — это мероприятие, созданное как пародия на знаменитую Нобелевскую премию. На ней награждают ученых за достижения, которые сначала смешат, а затем заставляют задуматься. Например, за исследование расплёскивания кофе, когда человек идёт задом наперёд или исследования о том, что камни из почек выводятся намного быстрее, если отправить пациента кататься на американских горках. Смешные открытия, служат средством популяризации науки и помогают взглянуть на исследования с неожиданной стороны. Исследование трудноприменимых на практике явлений отражает призвание ученого - расширять границы неизвестного.

Общественная жизнь (СМИ):


Русский астрофизик Батыгин в интервью рассказал, что сейчас работает над открытием девятой планеты солнечной системы. У его исследования нет практического применения, будущее открытие никак не повлияет на жизнь землян. Однако, вся фундаментальная наука строится на этом принципе. Чаще всего фундаментальные знания впоследствии находит свое применение в практической жизни.

Личный опыт (литература):

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается общество будущего, в котором книги находятся под запретом. Пожарная служба сжигает все найденный экземпляры. Но существует тайное сообщество, которое пытается сохранит знания поколений путем заучивания текстов наизусть. Их мечта – уничтожить тиранию режима и воссоздать уничтоженную культуру. Этот пример демонстрирует ценность знаний и борьбу за их сохранение.

 

 

Идея: мораль как общественный регулятор.

Примеры эссе:

· «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, a

о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант).

· «Моральные ценности потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь» (А. Моруа).

· «Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс). Теория: определение «мораль», функции морали, признаки морали. История:

Во время правления Фридриха I в Германии в XVIII веке было введено понятие «прусских добродетелей». Фридрих выставлял себя как пример следования добродетелям — и требовал того же от подданных. Именно следованием своду моральных правил, среди которых были бережливость, любовь к порядку, мужество, честность и многие другие, объясняли успешное существование многоконфессионального и многоязычного прусского государства.

Общественная жизнь (СМИ): https://postnauka.ru/faq/12092

Золотое правило нравственности было сформулировано достаточно давно, оно звучит следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Возникает справедливый вопрос: так ли универсально это правило, и применимо ли оно в современном обществе? Например, террористы и анархисты совершали насильственные действия, потому что считали их приемлемыми и по отношению к себе.

Ученые считают, что дополнительно к золотому правилу необходимо добавить новый критерий – алмазное правило. Алмаз символизирует твердость, нерушимость, и в то же время – индивидуальность и многогранность, которой обладает личность. Алмазное правило предписывает делать то, что никто не сможет сделать, кроме тебя, и при этом приносит пользу наибольшему числу


людей. То есть предполагает, что твои уникальные способности и возможности должны служить всеобщему благу.

Общественная жизнь:

Некоторые ученые считают, что мораль есть продукт эволюционных сил. То есть предполагают, что в сознании людей закрепились в форме морали именно те модели поведения, которые помогли человеку выжить. Аналогичное поведение свойственно некоторым социальным животным, например, муравьям и слонам: они сдерживают инстинктивный эгоизм для тех или иных целей, способствующих развитию их вида. Эгоизм человека способен разрушить группу, породить конфликты, снизив шансы на выживание. Так, например, приводится предположение, что родительская любовь и забота о младших членах семьи – это результат эволюции, потому что это значительно повышает шансы потомства на выживание.

Личный опыт (литература):

Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» знакомо нам всем с детства. Стихотворении строится на объяснении отцом сыну хороших и плохих поступков. За детскими примерами о том, что надо чистить зубы, не пугаться вороны, чистить валенки, стоят нормы морали: не обижать маленьких, любить труд, быть смелым. Мы убеждаемся, что ребенок, как формирующаяся личность растет в социальной среде, частью которой является мораль. Закономерными кажутся вопросы мальчика о том, что хорошо и что плохо, ведь моральное воспитание является неотъемлемой частью социализации.

 

 

Идея: искусство, его значение для общества; особенности искусства как формы духовной культуры.

Примеры эссе:

· «Гений искусства стоит в табели о рангах выше, чем гений науки: мы знали бы сегодня законы падения тел без Галилея…но симфоний Бетховена не было бы без Бетховена» (В. Нернст).

· «Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытных тайниках его души» (М. Волошин).

· «Земля в конце концов выветривается, и пыль улетает с ветром, все ее люди умирают, исчезают бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно» (Э. Хемингуэй).

Теория: определение «искусства», функции искусства, особенности искусства (субъективность, автобиографичность, творческий характер), художественное познание.

История:

Примером художественного познания – познания с помощью средств искусства и художественных образов может служить следующая ситуация.


Известный врач Н. И. Пирогов однажды наблюдая за работой скульптора осознал, как гипс можно использовать в медицине. Там он впервые увидел действие раствора из гипса на полотно. Он сразу же догадался, что его можно использовать в хирургии для фиксации переломов. Тогда ученый понял, что данная повязка может найти широкое применение в военно-полевой практике.

История:

Во время Гражданской войны художник Д. С. Моор создал плакат “Ты записался добровольцем?” целью которого было призвать людей на борьбу против Белого движения. Этот объект искусства в яркой художественной форме обращался к людям, а использование местоимения “Ты” позволяло каждому, кто прочитал данный плакат, применить его смысл к себе. Так, люди начинали записываться добровольцами в ряды Красной армии. Этот пример демонстрирует особое воздействие искусства на личность каждого зрителя, а также силу искусства мотивировать и вдохновлять людей.

История:

Существует много примеров, когда искусство



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: