ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЛИНИИ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Основные принципы формообразования
Количество, расположение и конфигурация конструктивных линий зависит от объёма и формы изделия, а также от особенностей телосложения:
1. для изделий большого объёма, не выявляющего контуры фигуры, достаточно минимального количества швов (средний шов спинки + боковые швы), при этом контуры этих линий прямые или с небольшим прогибом;
2. для изделий малого и умеренного объёма, подчёркивающих контуры фигуры, применяют большое количество конструктивных швов (средний шов спинки + боковые швы + рельефы, бочок или талевые вытачки), при этом линии оформляются сложными вогнуто-выпуклыми линиями.
Построение края борта и разметка петель
Линию борта строят параллельно линии полузаноса (средняя линия переда) справа на расстоянии, равном ширине борта. Различают два вида застёжки: 1. 2. Алгоритм построения центральной застёжки: 1. от точки А5 вниз откладывают спуск горловины в зависимости от выбранного способа обработки горловины изделия и получают точку А6: - в изделиях с застёжкой доверху: А5А6 = 0,5…1,0 – для изделий плательной группы А5А6 = 1,0…1,5 – для изделий пальтово-костюмной группы А5А6 = 1,5…2,5 – для изделий с утепляющей прокладкой - в изделиях с открытой застёжкой величина А5А6 зависит от модели; |
![]() ![]() |
2. от точки А6 вправо откладывают величину ширины борта, которая зависит от диаметра пуговицы и рассчитывается по формуле: А6А7 = 3/4×dпуг+/0,5…1,0/ где меньшую величину берут для мелких пуговиц, большую – для крупных | ![]() ![]() |
3. из точки А7 вниз строят линию края борта строго параллельно линии полузаноса до низа изделия;
|
4. оформляют линию края борта в нижней части перпендикулярно линии низа изделия, со скосом или с закруглением (в зависимости от модели);
5. выполняют разметку петель:
- определяют уровень первой петли на расстоянии 1,0…3,5 см вниз от точки А6 по линии полузаноса: 1,0…1,5 см – для платьев и жакетов;
2,0…3,5 см – для пальто;
- рассчитывают длину петли в зависимости от диаметра пуговицы:
Дп = dпуг+/0,3…0,5/
где меньшую величину берут для мелких пуговиц, большую – для крупных
- выполняют разметку петли: начало горизонтальной петли намечают на 0,2…0,5 см от линии полузаноса в сторону края борта; вертикальные петли намечают точно по линии полузаноса.
6. количество петель и расстояние между ними зависит от модели и диаметра пуговицы, при этом целесообразно расположить одну из петель на уровне линии груди, другую – на уровне линии талии.
Алгоритм построения смещённой застёжки:
1. от точки А5 вниз откладывают спуск горловины в зависимости от выбранного способа обработки горловины изделия и получают точку А6;
- в изделиях с застёжкой доверху:
А5А6 = 0,5…1,0 – для изделий плательной группы
А5А6 = 1,0…1,5 – для изделий пальтово-костюмной группы
А5А6 = 1,5…2,5 – для изделий с утепляющей прокладкой
- в изделиях с открытой застёжкой величина А5А6 зависит от модели;
2. от точки А6 вправо откладывают величину ширины борта (не более величины Цг): А6А7 = 6,0…8,0 см – для платьев и жакетов
|
А6А7 = 8,0…10,0 см – для пальто
3. из точки А7 вниз строят линию края борта строго параллельно линии полузаноса до низа изделия;
4. оформляют линию края борта в нижней части перпендикулярно линии низа изделия, со скосом или с закруглением (в зависимости от модели);
5. выполняют разметку петель и пуговиц:
- определяют расположение первой петли:
а) уровень первой петли относительно точки А6:
1,0…1,5 см – для платьев и жакетов; 2,0…3,5 см – для пальто;
б) расстояние до первой петли от края борта: 0,5×dпуг+/1,0…1,5/
где меньшую величину берут для мелких пуговиц, большую – для крупных
- рассчитывают длину петли в зависимости от диаметра пуговицы:
Дп = dпуг+/0,3…0,5/
где меньшую величину берут для мелких пуговиц, большую – для крупных
- выполняют разметку петли;
- выполняют разметку параллельного ряда пуговиц симметрично относительно линии полузаноса;
6. количество петель и расстояние между ними зависит от модели и диаметра пуговицы, при этом целесообразно расположить одну из петель на уровне линии груди, другую – на уровне линии талии.
![]() ![]() | ![]() ![]() |
Рисунок 5.3 – Построение края борта и разметка петель