Орфографическая подготовка.




В тетради записать число и классная работа.

Десятое ноября

Классная работа

2. Познакомьтесь с видеоматериалом урока:

https://youtu.be/_vCFGzI-uf0

1. Подготовительная работа. С. 112

- Это репродукция картины И.Левитана. Давайте уточним значение слова "репродукция" в Толковом словаре. Прочитайте:

1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.

2. Воспроизведенные типографическим способом картина, рисунок.) Первый способ: фотографирование, второй способ: печать в типографии.

- Художник написал картину в 1895 году, когда жил в Тверской губернии в усадьбе с интересным названием Горка.

- Рассмотрите картину.

- Как вам кажется, эта картина передает такое же настроение, что и стихотворение А.С. Пушкина? Почему? (много солнечного света, ярких, теплых красок, поэтому настроение уже другое)

- Какие чувства вы испытываете при рассматривании картины? (радость, удивление, восхищение, восторг и т.д.)

- Какое название вы дали бы этому полотну?

- Художник назвал картину "Золотая осень". Как вы думаете, почему? (Он изобразил красивейший период этого времени года, который называется золотая осень).

2. Постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы познакомились с картиной И.И.Левитана "Золотая осень"? (Мы будем учиться писать сочинение по картине).

- Вспомните, какой вид работы называется сочинением? (Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и чувств.)

- Подумайте, кому будет интересно прочитать ваши сочинения? (Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать)

- Как именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)

- Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.)

- К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине.)

 

Как писать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описания - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступлениекак правило содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины)."

В выводах сочинения написать ответ на вопрос: Понравилась ли мне картина или нет? Почему?

 

3. Составление плана работы над сочинением.

- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? (нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)

- Что поможет определить порядок работы над сочинением? (Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением.

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

 

 

Записываем план сочинения:

План

1. Художник И.И.Левитан и его картина.

2. Осенний день.

3. Деревья в золотом наряде.

4. Лесная речка.

5. Моё впечатление о картине.

 

- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? (основная часть может состоять из подчастей).

- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? (Художник И.И. Левитан его картина).

- О чем нужно сказать в этой части сочинения? (О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).

- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте. (Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)

- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).

Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста).

- В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах.

- Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень").

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. (Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Переходим к основной части сочинения.

- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).

- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)

- Составьте предложение об осеннем дне на картине. (Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)

- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).

- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.

- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? (В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)

- Какими вы видите облака. (Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)

- Составьте предложение о небе и облаках. (По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).

 

ФИЗМИНУТКА

- Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите ровно и спокойно. Минутка релаксации

 

- Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? (Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.

-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. (Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)

- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? (наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).

- Составьте предложение о березах на картине. (На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).

- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).

- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)

- Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).

- С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. (вьется словно лента).

- Как образно можно назвать поверхность воды в реке? (зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).

- Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо).

- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5.

- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...)

- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? (восторг, восхищение, грусть, радость....)

- Составьте предложение о своих чувствах. (Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)

- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? (Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы.

- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)

 

Словарная работа

Словарь:

"художник изобразил..."

художник - живописец - мастер кисти - автор

"детали сюжета позволяют понять..."

картина - полотно - репродукция

"колорит картины..."

изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

"краски создают ощущение..."

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

"создается настроение..."

Орфографическая подготовка.

- Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо найти в словах орфограммы и подчеркнуть их ручкой.

Полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота – красоты, картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг, пейзажист, живописец, погожий, солнечный, лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг – восторгаться, вьётся.

 

Запись текста.

6.Запиши текст сочинения.

- Вспомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? (В ней будет три подчасти).

- Как будете записывать каждую часть? (С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? (5 абзацев).

- Приступайте к записи сочинения.

 

Как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе...

2. Обратите внимание на....

3.Вглядитесь пристальнее, как....

- Чему мы будем учиться, работая над сочинением? (грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины).

Итог урока. Рефлексия.

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).

- Почему мы это делали?

Орг. конец урока.

Примерное сочинение.

Перед нами пейзаж И.И.Левитана "Золотая осень". Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.

Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний день. Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому небу плывут легкие пушистые облака.

На переднем плане мы видим березовую рощу. Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в золоте осени!

Словно темно-голубая лента вьется лесная речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.

Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я думаю, что художник хотел передать в картине восхищение красотой золотой осени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: