Воздушная Навигация билет 6
Погрешности барометрических высотомеров вызванные изменением рельефа местности
Они неизбежны при барометрическом методе измерения высоты и возникают потому, что высотомер указывает в полете барометрическую высоту, а не высоту над пролетаемой местностью. Поэтому его показания будут расходиться с истинной высотой на высоту изменения (повышения или понижения) рельефа местности относительно того уровня, давление которого установлено на высотомере. Эти погрешности учитывают при расчете истинной и безопасной высоты полета. Поправку на рельеф местности определяет экипаж, используя полетную карту. При расчете истинной высоты эту поправку алгебраически вычитают из абсолютной высоты, а при расчете приборной высоты прибавляют.
НТС и его элементы
Элементами НТС являются: МК – магнитный курс ВС; V – воздушная скорость; МПУ – магнитный путевой угол (может быть заданным – ЗМПУ н фактическим – ФМПУ); V – путевая скорость; 6. – навигационное направление ветра; U – скорость ветра; УС – угол сноса; УВ – угол ветра; КУВ – курсовой угол ветра.
Фактический магнитный путевой угол – угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути. Отсчитывают его от северного направления магнитного меридиана до ЛФП по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Углом сноса называется угол, заключенный между продольной осью ВС и линией пути. Отсчитывают его от продольной оси ВС до линии пути вправо со знаком «плюс» и влево со знаком «минус». Может быть расчетным и фактическим. Расчетный отсчитывается до ЛЗП, а фактический до ЛФП.
Угол ветра –угол, заключенный между линией пути (заданной или фактической) и направлением навигационного ветра. Его отсчитывают от линии пути до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Курсовым углом ветра называется угол, заключенный между продольной осью ВС и направлением навигационного ветра. Отсчитывают его от продольной оси ВС до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
|
Элементы НТС характеризуют направление и скорость движения ВС относительно воздушной среды и земной поверхности. Они находятся в определенной зависимости между собой:
МК = ЗМПУ– (+УС); ФМПУ = МК + (±УС);
УС = ФМПУ – МК; УВ = ᵟ ± 180° – ЗМПУ;
КУВ = УВ + (±УС); ᵟ = ФМПУ + УВ ± 180°;
W = ОС + СВ = V cos УС + U cos УВ.
Углы сноса обычно небольшие, а косинусы малых углов близки к единице. Поэтому приняв cos УC = 1, получаем W ≈ V + U cos УВ.
Условия ведения визуальной ориентировки
На ведение визуальной ориентировки оказывает влияние:
-характер пролетаемой местности
-время года и суток. Лучшие условия бывают летом, когда все ориентиры наблюдаются в неискаженном виде. В переходные периоды года весной и осенью условия визуальной ориентировки ухудшаются.
-метеорологические условия
-высота полета. От него зависит дальность видимости ориентиров. Наилучшие высоты 2000-5000м
-скорость полета. Увеличение скорости особенно затрудняет ориентировку на малых высотах и при ограниченной видимости.
-обзор с самолета.
Контроль пути по направлению при полете от радиостанции.
Боковое уклонение и фактический угол сноса определяют по формулам: БУ = МПС —ЗМПУ; УСФ-МПС-МК, УСФ = КУР- 180°. Магнитный пеленг ВС МПС = МК+КУР± 180°. В практике МПС определяют по упрощенной формуле МПС = МК±α, где а = КУР—-180°. Знак «плюс» берется, если КУР>180°, знак «минус», если КУР< 180°. При КУР=180° МПС=МК
|
Пример. ЗМПУ =124°; МКР = 135°; КУР=175°. Найти МПС, БУ и УСФ.
Решение. 1. МПС = МК±α= 135°-5° = 130°.
2. БУ=МПС-ЗМПУ=130о-124о = +6°.
3. УСф-КУР-180о = 175о-180о=^5° или УСФ = МПС —МКР=И30°-135° = = -5°.
5.Контроль пути по дальности пеленгованием боковой радиостанции.
Для использования этого способа необходимо: настроить радиокомпас на выбранную боковую радиостанцию, определить ИПС и заметить время пеленгования; проложить полученный ИПС на бортовой карте от выбранной радиостанции Линия пеленга укажет, какого рубежа достигло ВС в момент пеленгования радиостанции. Этот простой способ обеспечивает достаточную точность контроля пути по дальности. Недостатком его является необходимость прокладки пеленга на карте, что не всегда удобно.
Пример. Маршрут полета Харьков—Воронеж. Радиостанция расположена в пункте Тим; в 10 ч 40 мин на КК = 38С отсчитай КУР=282°; ∆к=+2°; ∆м=Ч-6°. Проконтролировать путь по дальности.
Решение. I. Рассчитываем ИПС = ИК+ КУР± 180° = 46° + 282° - 180° =
= 148°.
2. Прокладываем на карте рассчитанный ИПС и определяем рубеж, достигнутый ВС. Это будет линия, соединяющая пункты Тим и Чернянка.