Просодическая сторона речи. Её особенности у детей с речевыми нарушениями




Просодика – это с ложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Просодическая сторона речи – это неотъемлемая часть речи. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов. Состояние просодической стороны речи имеет значительное влияние на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи человека.


û Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов.

û Пауза – знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).

û Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

û Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

û Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица, это язык инстинкта и телодвижений, являющихся, отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

û Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.

û Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым значением.

û Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

û Тембр голоса – окраска, качество звука.

û Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом значительным увеличением дыхательного объема преимущественно ротовым типом дыхания максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

û Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

О. Е. Грибова исследовала особенности интонационной стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Выявленные интонационные нарушения характеризовались рядом особенностей:

1. Нечёткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур.

2. Ошибочное употребление словесного ударения.

3. Ограниченные возможности голоса.

4. Некоторые изменения темпо-ритмической организации речи в сторону её убыстрения или замедления.

У таких детей наблюдаются не только трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными формами дизартрии структурные компоненты просодической стороны речи нарушены и имеют свои особенности, обусловленные степенью расстройства: а) речевое дыхание чаще всего верхнеключичное, вдыхая воздух, дети поднимают плечи; б) речевой выдох ослаблен, выдыхаемая воздушная струя слабая, короткая, прерывистая, поэтому в конце фразы голос затухает; в) речь монотонна, маловыразительна, почти безинтонационная; г) темп речи замедленный или наоборот ускоренный; д) ритм нарушен при восприятии или воспроизведении; 6. голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют, не умеют делать голос тоньше, «гуще»; е) голос либо тихий, либо чрезмерно громкий, дети не умеют его контролировать; ё) тембр чаще низкий.

Нарушение просодической системы является одним из наиболее частых проявлений при ОНР различного генеза. У детей данной категории часто нарушена мелодико-интонационная сторона речи, страдает темп, ритм, плавность речи, её четкость, а также модуляции по силе и высоте. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР (не только с третьим уровнем речевого развития, но и с нерезко выраженным недоразвитием речи) затрудняются в выборе правильного логического ударения, в постановке пауз. Такому ребёнку довольно сложно выделить при помощи интонации наиболее важную часть того или иного сообщения. Эти дошкольники не могут либо значительно затрудняются выразить вербальными средствами эмоционально-выразительную окраску устного высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении навыками правильного интонационного оформления различных по структуре и содержанию синтаксических конструкций. Речь дошкольников данной категории маловыразительна, монотонна, характеризуется недостатком междометий, риторических восклицаний, вопросительных предложений. В результате ребёнок с ОНР мало интересен своему здоровому сверстнику в качестве партнёра по коммуникации.

В. А. Артемов выделил четыре степени сформированности интонационной стороны речи у дошкольников:

1 степень (низкая) - грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) - изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя) - непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонированна, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая) - сформированность просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все выполнении специальных заданий.

Вывод: просодика – это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.У детей с нарушениями речи часто наблюдаютсятрудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, а также н арушения восприятия интонации.

Коррекция компонентов просодики является одним из главных моментов в работе с дизартриями. Занятия по формированию просодики у детей с дизартрией улучшают состояние основных компонентов просодической стороны речи и делают речь более выразительной, эмоционально окрашенной, а также способствуют решению коррекционных задач. У детей с ОНР различного генеза просодическая сторона речи характеризуется значительным недоразвитием. Довольно сложные нарушения просодических компонентов высказывания отмечаются при дизартрии, ринолалии, алалии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: