Психодиагностика, как область научного исследования.
История развития психодиагностики.
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка психологического диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение».
Согласно современному общенаучному преставлению, под термином «психодиагностика» подразумевается распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении (см. приложение 1).
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Г. Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Г. Роршах – клякс (см. приложение 2).
Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих в основе становления психологической диагностики, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Развитию психологической диагностики способствовали потребности в обществе, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса в более точных количественных методах оценки признаков свойств личности. Исходные позиции разных авторов при построении психодиагностического инструментария различны.
|
Современная психодиагностика используется в медицине и образовании, управлении персоналом и профориентации, прогнозировании социального поведения (разводов), судебно-медицинской экспертизе, психологическом консультировании, психологии личности и межличностных отношений и т.д.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина, опираясь на положения психологии и социальной психологии, разрабатывает принципы и методы постановки психологического диагноза, как практика – это специфическая форма деятельности по постановке диагноза (выявления свойств, характеристик, типов и т.д.).
Профессионально – этические аспекты психодиагностики.
«Объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований (см. приложение 3).
|
Понятие «Метод», «Методика»
Как любая научная дисциплина психодиагностика имеет методологическую основу, определяющую конкретные практические методы исследования. Методология – это совокупность основных фундаментальных принципов науки. Психодиагностика базируется на теоретических положениях общей психологии, ее отраслей (предметных областей), положениях социальной психологии, а также использует данные психометрики.
Целесообразно разделять понятия «метод», «методика» и «техника диагностирования». Под методом следует понимать универсальный способ познания и описания явлений действительности, в основе которого лежит определенный теоретический принцип. Под методикой – совокупность технических способов и средств, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих способов и средств.
Методика всегда «привязана» к изучению какого-либо конкретного предмета в отличие от метода, который носит более общий и, следовательно, универсальный характер. Методика содержит доступные для пользователя критерии фиксации диагностической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию. Иначе говоря, методика – это уже решенная психодиагностическая задача, имеющая способы получения информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов (тест Роршаха, диагностики межлич-ностных отношений Лири и т.д.).
Под техникой диагностирования принято понимать совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода (например, приемы статистического анализа, контроля надежности информации, измерения количественных характеристик и т.д.).