Урок 4. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
На этом уроке
Вы узнаете:
· что такое двигательные действия,
· какие двигательные действия бывают,
· как осуществляется двигательная деятельность.
Ключевые слова:
Движение, двигательное действие, двигательная деятельность, бег, ходьба, прыжки, лазанье, нервная система, управление движениями.
Основное содержание
Любая двигательная активность человека связана с выполнением движений.
Согласно официально принятому определению, движение – это перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
Движение в физкультурной деятельности может как существовать само по себе, так и быть частью сложного технического приёма.
В этом случае мы говорим о серии связанных между собой движений, которые формируются в двигательное действие.
К способам двигательной деятельности, или двигательных действий, относятся бег, ходьба, прыжки, лазанье.
При беге и прыжках в высоту человек выполняет движения ногами, но в первом случае движение ног обеспечивает перемещение тела по горизонтали, а во втором – по вертикали.
Следует подчеркнуть, что направленность перемещения тела зависит от намеченной цели или задачи.
В физическом воспитании решение двигательных задач зависит от того, насколько хорошо человек может выполнить движение, входящее в двигательные действия.
За управление движениями в нашем организме отвечает нервная система, которая состоит из центральной, периферической и вегетативной нервной системы.
Центральная нервная система содержит более 14 млрд нервных клеток и представлена головным и спинным мозгом.
Головной мозг человека состоит из двух взаимосвязанных полушарий – правого и левого, ствола и мозжечка. Снаружи полушария мозга окутаны тонкой корой, в которой находится около 4 млрд нервных клеток.
|
Периферическая нервная система – это совокупность всех нервов тела, выходящих из центральной нервной системы. От головного мозга отходит 12 пар черепных нервов, а от спинного – 31 пара спинномозговых. Эти нервы передают импульсы от органов чувств к головному мозгу и от головного мозга к мышцам.
Вегетативная нервная система участвует в регуляции внутренних органов – сердца, кишечника, желёз.
Нервная система работает по двум принципам:
- по принципу рефлекса, то есть ответной реакции организма на поступившее извне раздражение;
- по принципу замкнутого рефлекторного координированного управления.
Второй принцип срабатывает во время выполнения сложных двигательных действий.
За координацию движений отвечает отдел головного мозга под названием мозжечок.
Успешное овладение двигательными действиями зависит не только от физиологических особенностей нашего организма, но и от некоторых психических процессов, таких, например, как внимание, память и мышление.
Внимание развивается, когда человек сосредотачивается на выполнении какой-либо двигательной задачи.
Основными свойствами внимания, от которых зависит успех в обучении двигательным действиям, являются объем, концентрация, устойчивость, переключение, подвижность, распределение.
Объем внимания определяется числом объектов, которое человек в состоянии воспринять.
Концентрация внимания характеризуется тем, сколько нервной энергии затрачено на выполнение двигательного действия. Предельная степень концентрации внимания не может сохраняться длительное время.
|
Устойчивость внимания – способность сохранять требуемую концентрацию в течение длительного времени.
Переключение внимания – способность быстро и точно переходить от одних действий к другим. Сознательное переключение внимания не является отвлечением. Способность переключать внимание является незаменимой во время спортивных игр, единоборств.
Подвижность внимания – переход внимания от одного объекта к другому даже тогда, когда человек поглощен выполнением какого-то действия.
Распределение внимания – способность концентрироваться на нескольких объектах или выполнять несколько действий одновременно. Например, во время спортивной игры следить одновременно за своими партнерами, защитниками, их перемещениями, мячом.
Память – психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении освоенных ранее движений, образов, мыслей.
Для обучения двигательным действиям нужны все виды памяти: двигательная, образная, эмоциональная, вербальная.
Основой для формирования двигательных навыков служит двигательная память.
Высшей формой творческой активности человека является мышление. Казалось бы, какая связь между занятиями физкультурой и мыслительной деятельностью? Самая прямая! Мыслительная деятельность включает в себя такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и конкретизация. При разучивании двигательных действий человек чаще всего опирается на такие мыслительные операции, как анализ, синтез и сравнение.
|
Используя анализ, мы раскладываем сложное двигательное действие на части и осваиваем каждую в отдельности (например, при изучении плавательных стилей изучаются сначала движения рук, затем ног, осваивается техника дыхания). С помощью синтеза все эти отдельные части соединяются воедино, благодаря чему получается целостное умение.
Сравнение позволяет нам определить, насколько близки мы к эталону выполнения того или иного двигательного действия.
Каждый человек наделен от природы способностью перемещаться в пространстве, то есть совершать движения.
Однако в нас не заложены готовые двигательные действия, с помощью которых мы могли бы решать разнообразные двигательные задачи.
Поэтому умением превращать движения в двигательные действия необходимо овладевать.
Наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия называется техникой физического упражнения.
Обучение двигательным действиям называется технической подготовкой. Основная ее цель – научиться выполнять двигательные действия в соответствии с теми двигательными задачами, которые надо решить.
Любое физическое упражнение состоит из двигательных действий.
Человек овладевает двигательным действием следующим образом: сначала он получает информацию о правильном выполнении этого действия, затем, в процессе его отработки возникает умение, которое по мере его автоматизации превращается в навык.
Двигательное умение – способность правильно выполнить действие, не доведенная до автоматизма.
Двигательный навык – правильное выполнение действия, доведенное до автоматизма.
При самостоятельном разучивании новых упражнений необходимо соблюдать ряд правил.
Правило первое: разбираем упражнение по частям, идем от простого к сложному.
Правило второе: от известного приема к неизвестному.
Правило третье: от освоенного к неосвоенному.
Выполни тренировочные задания
1. Вписывание слов/букв в текст.
Совокупность всех нервов тела, выходящих из центральной нервной системы, называется __________________________ нервная система.
1)вегетативная
2)периферическая
2. Вставка буквы/текста.
Психический процесс, заключающийся в запоминании и последующем воспроизведении освоенных ранее образов называется __________________________.
1)внимание
2)память
3. Соотнесите понятие и определение.
1)двигательное умение
2)двигательный навык
а) правильное выполнение действия, доведённое до автоматизма
б) способность правильно выполнить действие, не доведённая до автоматизма
4. Вставка буквы/текста.
Основной для формирования двигательных навыков служит ____________________________ память.
1)двигательная
2) образная
5. Выбери верные ответы.
Сколько нервных клеток содержит центральная нервная система?
1)10 млрд
2)12 млрд
3)14 млрд
4)16 млрд
6. Вставка буквы/текста.
Любое физическое упражнение состоит из ____________________________________.
1)двигательных умений
2) двигательных навыков
3) двигательных действий
7. Установите очерёдность этапов овладения двигательным действием.
1) отработка действия
2) навык
3) получение информации о правильном выполнении действия
4) умение
5) автоматизация
8. Вставка буквы/текста.
Высшей формой творческой активности человека является _________________________________.
1)произведение искусства
2) мышление