Особенности изучения произведения с учетом его рода и жанра
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы: эпос, лирику и драму.
В эпическом роде литературы (др.-гр. еpos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — цепь словесных сообщений, рассказ о происшедшем ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем — самая существенная черта эпоса. Эпический текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Эпос способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. С понятием «эпос» связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о монументальности и масштабности творческого акта.
В лирике (др.-гр. lira — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания; эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Лирическая эмоция — это сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия (философские, пейзажные и гражданские стихотворения). Лирика отличается, как правило, малой формой, хотя существует жанр лирической поэмы («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма без героя» А. Ахматовой и т.д.). Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.
Драматические произведения (др.-гр. drama — действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь в них эпизодична и вспомогательна, основной же текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Драма ориентирована на требования сцены: она тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого, ее образность оказывается театрально-яркой. Драма имеет в искусстве две жизни: театральную и собственно литературную.
Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в начальной школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики и драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере изображения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.
Особенности организации работы с произведениями отдельных жанров и видов
Жанр | Определение | Жанровые признаки | Особенности структуры урока | Основные виды работы |
Басня | Стихотворный или прозаический рассказ поучительного характера, содержащий мораль. Персонажами басни являются чаще животные, растения, вещи. | Аллегория, иносказание, мораль. | Типичный порядок анализа басни таков: · Восприятие конкретного содержания; · Раскрытие композиции, особенностей действующих лиц, мотивов их поведения; · Выяснение главной мысли конкретной части басни; · Раскрытие аллегории; · Анализ морали. | Анализ иллюстрации. Анализ речевой характеристики персонажей. Выразительное чтение. Передача в чтении своей трактовки басни. Различные виды драматизации: ü «живая картина» - изображение персонажей при помощи мимики и пантомимики, без использования голоса; ü произнесение реплики одного из персонажей с использованием мимики и пантомимики; ü развернутая драматизация. Словесное и графическое рисование. Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников. Сопоставительный анализ. Сопоставление формулировки морали и художественной идеи басни. Сравнение действенности прямого поучения и басни. Сравнение смысла басни и пословицы. Чтение по ролям. |
Рассказ | Небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа. | Сюжет и его элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал); композиция; 1-2 главных персонажа. | Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Анализ обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. | Анализ иллюстрации. Анализ кинофильма по рассказу. Анализ образа-персонажа. Анализ речевой характеристики персонажей. Восстановление деформированного плана. Пересказ. Словесное и графическое рисование. Словесное рисование сюжетной картинки. Сопоставительный анализ персонажей. Сопоставление текста рассказа и краткого пересказа сюжета. Сопоставление точек зрения рассказчика, персонажей и автора. Составление диафильма. Составление книжки с картинками. Составление плана текста с опорой на элементы сюжета. Составление плана. Сравнение вариантов названия. Стилистический эксперимент. Чтение по ролям. Экранизация. |
Драматургия (пьесы) | Художественное произведение, написанное в диалогической форме и предназначенное для театральной сцены. | Предназначенность для сцены; особенности записи текста (ремарки автора, монологи, реплики героев); динамическое развитие. | Как правило, не требуется подготовки к восприятию. При организации первичного восприятия возможно инсценирование отдельных эпизодов, если это заранее подготовлено учащимися. При разборе содержания основное внимание уделяется всевозможным проявлениям характера и взаимоотношений действующих лиц и нахождению способов передачи качеств и эмоциональных состояний героев в выразительном чтении и пластике. | Драматизация. Словесное рисование декораций и костюмов. Чтение по ролям. Экранизация. |
Стихотворение | Небольшое художественное произведение, написанное стихами, ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя. | · Ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке; · Рифма – звуковой повтор стихотворных строк; · Повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. · Повышенная лексическая образность: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. | Обязателен этап подготовки к первичному восприятию. Условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися лирики: ü Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. ü Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение. ü Формирование у учащихся творческого и воссоздающего воображения. На этапе подготовки к первичному восприятию особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, т.к. дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в лирическом тексте. Использование произведений живописи перед чтением пейзажной лирики не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Предметом анализа является не развитие сюжета и мотивы поведения героев, а живописный образ словесного искусства. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста. | |
Эпическое стихотворение – стихотворение, отличающееся наличием сюжета, т.е. системой событий в их развитии. | Сюжет, действующие лица, стихотворная форма. | Т.к. в центре эпических стихотворений – образы-персонажи, то это роднит их с рассказом и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ. | ||
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.д. Лирика делится на пейзажную, гражданскую, философскую, любовную, лирику дружбы. | Лирический герой, художественный образ, переживания. | Анализ иллюстрации. Анализ лирической композиции. Выразительное чтение. Музыкальное иллюстрирование текста. Передача эмоциональной тональности с помощью цветовой гаммы. Словесное рисование. Сопоставительный анализ лирического стихотворения и его жизненной основы. Сопоставительный анализ. Составление видеоклипа. Составление ритмической схемы. Стилистический анализ. | ||
Сказка | Народная сказка - устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечь и позабавить, отличающийся языковыми и композиционными элементами. Выделяют бытовые сказки, волшебные и сказки о животных. | Ритмизованность, рифма, особенности композиции: ü Присказка, ü Зачин, ü Трехкратное действие, ü Финал, ü Конечная присказка. Наличие волшебства и чудесных элементов. | Особенности методической организации урока: v В силу близости детям произведений данного жанра подготовка к восприятию может, практически, не проводиться. v Первичное восприятие лучше организовать в следующих формах: *выразительное рассказывание учителем (возможно с показом кукол-персонажей или иллюстраций); *чтение учителем при условии свободного владения текстом; *самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома; *комбинированное чтение (наиболее трудные фрагменты читает учитель). v При анализе обращается внимание на специфическую образность сказочной речи: повторы, традиционные эпитеты, устойчивые выражения. Анализируются и композиционные особенности в зависимости от жанра сказки. v Диалогическая форма сказки предполагает возможность ее выразительного чтения по ролям и инсценирования. В 3-4 кл. акцент делается на литературоведческом компоненте изучения сказок | Анализ иллюстрации. Анализ композиции. Все виды пересказа, кроме краткого. Иллюстрирование. Инсценирование. Сказывание сказки. Словесное и графическое рисование понравившихся эпизодов. Составление мультфильма. Сравнительный анализ сюжетов и героев изученных сказок. |
Литературная сказка – сказка, созданная профессиональным писателем. | Перед чтением литературных сказок имеет смысл ближе знакомить детей с писателем. Если чтению подлежит зарубежная сказка, то по возможности воссоздается колорит той страны, в которой происходят события. Возможно проведение литературных викторин, предназначенных для оживления читательского опыта и интереса. | Выявление авторского начала. Сравнительный анализ вариантов перевода сказки. Сопоставительный анализ народной основы и авторского текста. Сравнение композиции народной и авторской сказки. Сравнительная характеристика персонажей. | ||
Научно-познавательная литература | Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность, сюжетность, конкретность и индивидуальность героев | Особый языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов | Данный вид литературы требует от школьников логического, изучающего способа чтения (в отличие от эстетического), поэтому обязательна подготовка учащихся к ее восприятию. На этом этапе важно решить 2 взаимосвязанные задачи: 1)возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие; 2)дать значительную информацию о предмете чтения. Первичное чтение обычно осуществляется детьми самостоятельно. Осознанность процесса обеспечивается заданиями типа: разделите текст на части, выделите главное и т.д. На этапе проверки первичного восприятия типичны вопросы и задания, предполагающие отделение знакомой информации от незнакомой, сопоставление полученных знаний с уже имеющимися сведениями по теме произведения. При анализе особое внимание уделяется терминам, определениям, выводам. Для организации эффективной работы над познавательной литературой необходимо привлекать дополнительную познавательную и справочную литературу, в том числе – школьные словари. | Составление плана. Краткий пересказ. Сопоставление текста научной статьи и текста художественной литературы по близкой теме. Выделение познавательного материала и приемов, позволяющих заинтересовать читателя. Подготовка устного журнала. Эвристическая беседа. |
Лекция