Особенности организации работы с произведениями отдельных жанров и видов




Особенности изучения произведения с учетом его рода и жанра

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы: эпос, лирику и драму.

В эпическом роде литературы (др.-гр. еpos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — цепь словесных сообщений, рассказ о происшедшем ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем — самая существенная черта эпоса. Эпический текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Эпос способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. С понятием «эпос» связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о монументальности и масштабности творческого акта.

В лирике (др.-гр. lira — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания; эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Лирическая эмоция — это сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия (философские, пейзажные и гражданские стихотворения). Лирика отличается, как правило, малой формой, хотя существует жанр лирической поэмы («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма без героя» А. Ахматовой и т.д.). Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.

Драматические произведения (др.-гр. drama — действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь в них эпизодична и вспомогательна, основной же текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Драма ориентирована на требования сцены: она тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого, ее образность оказывается театрально-яркой. Драма имеет в искусстве две жизни: театральную и собственно литературную.

Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в начальной школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики и драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере изображения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.


Особенности организации работы с произведениями отдельных жанров и видов

Жанр Определение Жанровые признаки Особенности структуры урока Основные виды работы
Басня Стихотворный или прозаический рассказ поучительного характера, содержащий мораль. Персонажами басни являются чаще животные, растения, вещи. Аллегория, иносказание, мораль. Типичный порядок анализа басни таков: · Восприятие конкретного содержания; · Раскрытие композиции, особенностей действующих лиц, мотивов их поведения; · Выяснение главной мысли конкретной части басни; · Раскрытие аллегории; · Анализ морали. Анализ иллюстрации. Анализ речевой характеристики персонажей. Выразительное чтение. Передача в чтении своей трактовки басни. Различные виды драматизации: ü «живая картина» - изображение персонажей при помощи мимики и пантомимики, без использования голоса; ü произнесение реплики одного из персонажей с использованием мимики и пантомимики; ü развернутая драматизация. Словесное и графическое рисование. Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников. Сопоставительный анализ. Сопоставление формулировки морали и художественной идеи басни. Сравнение действенности прямого поучения и басни. Сравнение смысла басни и пословицы. Чтение по ролям.
Рассказ Небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа. Сюжет и его элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал); композиция; 1-2 главных персонажа. Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Анализ обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Анализ иллюстрации. Анализ кинофильма по рассказу. Анализ образа-персонажа. Анализ речевой характеристики персонажей. Восстановление деформированного плана. Пересказ. Словесное и графическое рисование. Словесное рисование сюжетной картинки. Сопоставительный анализ персонажей. Сопоставление текста рассказа и краткого пересказа сюжета. Сопоставление точек зрения рассказчика, персонажей и автора. Составление диафильма. Составление книжки с картинками. Составление плана текста с опорой на элементы сюжета. Составление плана. Сравнение вариантов названия. Стилистический эксперимент. Чтение по ролям. Экранизация.
Драматургия (пьесы) Художественное произведение, написанное в диалогической форме и предназначенное для театральной сцены. Предназначенность для сцены; особенности записи текста (ремарки автора, монологи, реплики героев); динамическое развитие. Как правило, не требуется подготовки к восприятию. При организации первичного восприятия возможно инсценирование отдельных эпизодов, если это заранее подготовлено учащимися. При разборе содержания основное внимание уделяется всевозможным проявлениям характера и взаимоотношений действующих лиц и нахождению способов передачи качеств и эмоциональных состояний героев в выразительном чтении и пластике. Драматизация. Словесное рисование декораций и костюмов. Чтение по ролям. Экранизация.
Стихотворение Небольшое художественное произведение, написанное стихами, ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя.   · Ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке; · Рифма – звуковой повтор стихотворных строк; · Повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. · Повышенная лексическая образность: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.   Обязателен этап подготовки к первичному восприятию. Условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися лирики: ü Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. ü Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение. ü Формирование у учащихся творческого и воссоздающего воображения. На этапе подготовки к первичному восприятию особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, т.к. дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в лирическом тексте. Использование произведений живописи перед чтением пейзажной лирики не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Предметом анализа является не развитие сюжета и мотивы поведения героев, а живописный образ словесного искусства. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.  
Эпическое стихотворение – стихотворение, отличающееся наличием сюжета, т.е. системой событий в их развитии. Сюжет, действующие лица, стихотворная форма. Т.к. в центре эпических стихотворений – образы-персонажи, то это роднит их с рассказом и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ.
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.д. Лирика делится на пейзажную, гражданскую, философскую, любовную, лирику дружбы. Лирический герой, художественный образ, переживания. Анализ иллюстрации. Анализ лирической композиции. Выразительное чтение. Музыкальное иллюстрирование текста. Передача эмоциональной тональности с помощью цветовой гаммы. Словесное рисование. Сопоставительный анализ лирического стихотворения и его жизненной основы. Сопоставительный анализ. Составление видеоклипа. Составление ритмической схемы. Стилистический анализ.
Сказка Народная сказка - устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечь и позабавить, отличающийся языковыми и композиционными элементами. Выделяют бытовые сказки, волшебные и сказки о животных. Ритмизованность, рифма, особенности композиции: ü Присказка, ü Зачин, ü Трехкратное действие, ü Финал, ü Конечная присказка. Наличие волшебства и чудесных элементов. Особенности методической организации урока: v В силу близости детям произведений данного жанра подготовка к восприятию может, практически, не проводиться. v Первичное восприятие лучше организовать в следующих формах: *выразительное рассказывание учителем (возможно с показом кукол-персонажей или иллюстраций); *чтение учителем при условии свободного владения текстом; *самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома; *комбинированное чтение (наиболее трудные фрагменты читает учитель). v При анализе обращается внимание на специфическую образность сказочной речи: повторы, традиционные эпитеты, устойчивые выражения. Анализируются и композиционные особенности в зависимости от жанра сказки. v Диалогическая форма сказки предполагает возможность ее выразительного чтения по ролям и инсценирования. В 3-4 кл. акцент делается на литературоведческом компоненте изучения сказок   Анализ иллюстрации. Анализ композиции. Все виды пересказа, кроме краткого. Иллюстрирование. Инсценирование. Сказывание сказки. Словесное и графическое рисование понравившихся эпизодов. Составление мультфильма. Сравнительный анализ сюжетов и героев изученных сказок.
Литературная сказка – сказка, созданная профессиональным писателем. Перед чтением литературных сказок имеет смысл ближе знакомить детей с писателем. Если чтению подлежит зарубежная сказка, то по возможности воссоздается колорит той страны, в которой происходят события. Возможно проведение литературных викторин, предназначенных для оживления читательского опыта и интереса. Выявление авторского начала. Сравнительный анализ вариантов перевода сказки. Сопоставительный анализ народной основы и авторского текста. Сравнение композиции народной и авторской сказки. Сравнительная характеристика персонажей.
Научно-познавательная литература Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность, сюжетность, конкретность и индивидуальность героев Особый языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов Данный вид литературы требует от школьников логического, изучающего способа чтения (в отличие от эстетического), поэтому обязательна подготовка учащихся к ее восприятию. На этом этапе важно решить 2 взаимосвязанные задачи: 1)возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие; 2)дать значительную информацию о предмете чтения. Первичное чтение обычно осуществляется детьми самостоятельно. Осознанность процесса обеспечивается заданиями типа: разделите текст на части, выделите главное и т.д. На этапе проверки первичного восприятия типичны вопросы и задания, предполагающие отделение знакомой информации от незнакомой, сопоставление полученных знаний с уже имеющимися сведениями по теме произведения. При анализе особое внимание уделяется терминам, определениям, выводам. Для организации эффективной работы над познавательной литературой необходимо привлекать дополнительную познавательную и справочную литературу, в том числе – школьные словари. Составление плана. Краткий пересказ. Сопоставление текста научной статьи и текста художественной литературы по близкой теме. Выделение познавательного материала и приемов, позволяющих заинтересовать читателя. Подготовка устного журнала. Эвристическая беседа.  

Лекция



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: