Эпические произведения составляют большую часть школьной программы. Эпос представлен в начальной школе разнообразными жанрами: рассказ, басня, сказка, повесть, сказочная повесть, роман в отрывках. Жанровые отличия не должны снимать при анализе того общего, что составляет сущность эпического рода литературы – его повествовательность и способность охватить жизнь в ее объективной полноте.
В центре анализа эпических произведений оказываются следующие компоненты:
o Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.
o Образы героев. Знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов.
o Автор как творец особого художественного мира произведения.
На разных этапах обучения в центре анализа будут находится не все компоненты, а наиболее доступные. Полнота анализа крупнообъемных эпических произведений в н/ш недостижима. Важно в каждом случае правильно определить доминанту анализа.
Эпическое произведение должно изучаться целостно. Важно, чтобы каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесенности с общим замыслом художника. Для этого необходимо соблюдение условий:
o Попеременно фокусировать внимание учащихся на элементах образной системы.
o Анализ должен сопровождаться синтезом
o Надо создать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций.
Общей особенностью анализа эпических произведений является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи.
Басня
При изучении басенного материала на первом этапе предпочтительнее его тематическая организация, а на втором – пообразная. Такое планирование позволяет сформировать у младших школьников сначала интерес к басне как особому способу видения окружающего мира, а затем возбудить у детей интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления (образа) в разных ситуациях для более глубокого постижения его сущности.
Общие методические рекомендации:
1. Структура урока по изучению басни не может быть жестко регламентирована.
2. В каждом отдельном случае необходимо особо фиксировать внимание детей на всех моментах поведения героев в их четкой последовательности, а не только на отдельных или основных.
3. Работа над языком басенного произведения не должна выделяться в отдельный этап урока, а должна проводиться в течении всего учебного времени и сопровождать любой компонент урока. При изучении басен традиционно использование пословиц:
a. Предлагается объяснить, соответствуют ли те или иные пословицы басне
b. Подобрать ряд пословиц и поговорок, подходящих к басне по смыслу;
c. Отобрать из предложенной группы только пословицы, соответствующие смыслу басни;
d. Распределение пословиц по темам;
e. Найти пословицы в самих баснях;
f. Работать над крылатыми выражениями из басен.
Работа над языком басни заключается и в том, чтобы приблизить авторский текст к современным школьникам. На каждом уроке проводится словарная работа.
4. Важно целостность восприятия басни подчеркивать целостностью предварительной работы с детской книгой, содержащей текст произведения.
Авторская сказка
Авторская сказка — это, по мнению Л.Ю. Брауде, «авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей» (Брауде 1977: 234).
Методические рекомендации, позволяющие организовать изучение авторских сказок:
1. Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгое время становления и развития данный жанр стал универсальным жанром, охватывающим изменения окружающей жизни и природы, достижения науки и техники. Поэтому изучение авторских сказок должно строиться, исходя из закономерностей и специфики жанра: произведение должно рассматриваться сквозь призму индивидуального авторского мировосприятия и в сопоставлении с общим развитием жанра;
2. многие авторские сказки, включенные в программу начального литературного образования, знакомы младшим школьникам по мультипликационным и художественным фильмам. Не считаться с тем, что дети смотрят и любят кино, бессмысленно и опасно. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника;
3. литературная сказка как образное отражение мира требует особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства художественного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения, понимания психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в основе своей составляют особый тип восприятия — эстетический. Именно такой тип восприятия позволит младшим школьникам осознать сказку как произведение словесного творчества, как отражение авторской картины мира;
4. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что активное эстетическое творчество захватывает все сферы духовной жизни ребенка, поэтому изучение литературной сказки должно сопровождать работами творческого характера: словесное и графическое рисование, сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту (фрагменту), инсценирование и драматизация, составление диафильма по мотивам всего произведения или отдельного фрагмента (по заданию учителя или наиболее понравившийся), творческие пересказы, выполнение аппликации, подбор музыкального сопровождения и т.д.
5. необходимо построить изучение авторской сказки на гармоничном сочетании серьезной литературоведческой основы урока и элементами игровой деятельности. В нашем случае были проведены игры «Черная шкатулка», «Узнай героя», «Раз словечко, два словечко, будет сказочка» и др. отдельные игровые действия;
6. при изучении авторской сказки необходимо использовать прием целенаправленного наблюдения, когда учитель вместе с детьми рассматривают, какими средствами и приемами автору удалось добиться соответствующего впечатления;
7. с целью уточнения роли конкретного произведения в ряду развития жанра «авторская сказка» можно использовать сопоставительный прием анализа. Учитель предлагает детям текст для сравнения и спрашивает: Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? и т.д.;
8. при изучении авторской сказки необходимо уделить большое внимание работе по узнаванию и воспроизведению стилистических особенностей текста: можно использовать такие приемы, как узнавание автора по стилю, сочинение продолжения сказки в подобном ключе, стилистически эксперимент, восполнение сказочных отрывков пробелами, восстановление сказки по рассыпанным частям и т.д.
9. большое внимание необходимо уделять формированию оценки и суждений: беседы на тему «Мой любимый герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый автор», тематические беседы о прочитанном, беседы о литературных героях, беседы о жанре, об авторе и т.д.
10. необходимо рассматривать каждую конкретную авторскую сказку в контексте общего сказочного жанра. Так, с этой целью часто организуют «Комнату сказок», «Уголок сказок»; в одной из школ Санкт-Петербурга организовано «Бюро находок», в котором хранятся вещи сказочных героев, сказочные предметы, выполненные самими школьниками; сотрудниками Московского дома творчества школьников организована игра «Строим музей сказок». Мы предлагает изготовить карту сказочной страны (см. Приложение Ж.) и постепенно заполнять ее по мере изучения произведений подобного жанра.