Программа психологической коррекции
Неблагоприятных психических состояний и некоторых особенностей личности
Подростков с нарушениями слуха
Пояснительная записка
Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности глухих и слабослышащих детей, ставит их в специфические условия существования, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает не слышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества.
Даннаяпрограмма предназначена для работы с подростками в возрасте от 12 до 17 лет, имеющими нарушение слуха, рассчитана на один год работы. Занятия будут проходить один раз в неделю в кабинете педагога-психолога. Формы работы: групповая, индивидуальная.
Целью данной программы является выявление некоторых особенностей личности подростков с нарушением слуха, коррекция повышенной агрессивности, тревожности, неадекватной самооценки.
Задачи:
1. выявление уровня тревожности
2. диагностика агрессивности
3. изучение самооценки
4. снижение уровня тревожности
5. обучение социально приемлемым способам выхода агрессивности и других негативных чувств
6. формирование адекватной самооценки у подростков
7. формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, игротерапия, арттерапия, диагностические занятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, индивидуальные консультации. Следует сказать, что описанные ниже задания, по мере необходимости, психолог должен адаптировать к конкретной группе детей.
Этапы реализации:
1. Психодиагностический
2. Психокоррекционный
3. Консультационный
4. Аналитический.
Данная программа позволит скорректировать повышенную агрессивность, тревожность, неадекватную самооценку у подростков с нарушением слуха. Поможет им находить наиболее социально приемлемые способы поведения в стрессовых ситуациях, адекватно реагировать на происходящее вокруг, обучит социально приемлемым способам выхода агрессивности и других негативных чувств.
Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и решены ли поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
Учебно — тематический план
№ | тема | Всего часов | Теоретические | Практические |
Диагностика тревожности | - | |||
Диагностика агрессивности | - | |||
Диагностика самооценки | - | |||
Коррекция агрессивного поведения | - | |||
Формирование адекватной самооценки | - | |||
Снижения тревожности | - | |||
Формирование адекватных способов поведения | - | |||
8. | Повторная диагностика | |||
Итого |
Содержание программы
Диагностический блок.
Используемые методики:
1. методика диагностики агрессивности А.Ассингера
2. исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн
3. тест эмпатийного потенциала личности.
Далее необходимо освятить каждую из вышеперечисленных методик.
1. Методика диагностики агрессивности А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Также она направлена на выявление уровня агрессии у испытуемого. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда подростки, входящие в одну группу отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений.
Данный опросник содержит 20 вопросов, на которые предлагается три варианта ответа. Испытуемый должен выбрать один из трёх предлагаемых вариантов. Время ответов не ограничивается.
Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн.
Данная методика направлена на исследование уровня самооценки.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) подростками ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер и так далее. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). На бланке изображены 6 линий, они обозначают: способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, уверенность в себе. Испытуемые должны отметить на каждой линии то, как они оценивают уровень развития у себя данного качества.