Купол был третьим великим открытием римлян.




 

Впервые его стали применять при строительстве огромных терм - бань, где одновременно могли находиться несколько сот человек. Бани всегда были излюбленным местом времяпрепровождения римлян. Помимо бассейнов с горячей и холодной водой при термах существовали залы для отдыха, для гимнастических занятий и даже библиотеки. Первые общественные термы построил в Риме все тот же Октавиан Август.

 

Термы Каракаллы в Риме. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.

Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима.

Строительством терм руководил друг и зять Августа консул Агриппа.

 

Их нельзя сравнивать с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков". Сколько тщеславия, сколько презрения к другим народам! И вместе с тем именно в этих словах ключ к пониманию всей архитектуры императорского Рима: полезность, расчет, величие.

 


 

Слайд 6

Мудрый администратор и хороший полководец, Адриан очень любил искусство и в первую очередь архитектуру.

А став императором, повелел соорудить в окрестностях Рима грандиозную виллу, где вос­произвели все известные тогда архитектурные стили.

Для восстановления храма Юпитера в Риме император пригласил прославленного зодчего Аполлодора из Дамаска, который не востановил после пожара, а построил новый храм. 27-25 г. до н.э.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Когда-то перед храмом расстилалась длинная прямоугольная площадь. Замыкал ее мощный широкий пор­тик, где 16 колонн в три ряда (первый - 8 колонн, вто­рой и третий - по 4 колонны) несли тяжесть огромного треугольного фронтона. Площадь и портик как бы скрадывали впечатление, что храм круглый. И, только пройдя сквозь распахнутые бронзовые двери, человек оказывался в удивительном пространстве. Подобного нет ни в одном здании мира. Человек попадал внутрь ог­ромной сферы из воздуха и света. Да, да, именно сферы, способной вместить десятиэтажный дом. Диаметр круглого храма и его высота от пола до верхней точки купола одинаковы - 43,2 метра. Сам купол внутри равен половине шара. На его вершине огромное круглое отверстие диаметром почти девять метров. Врывающийся в него луч света еще сильнее подчеркивает материальность сферического пространства.

Император Адриан посвятил этот чудесный храм всем главнейшим богам Рима. Поэтому и стали называть его Пантеон, что по-древнегречески означало "храм всех богов". В огромных нишах величаво восседали Юпитер, Марс, Венера, Рома. Всего ниш - семь.

А чтобы не нарушать ощущение круга, ниши отделены от зала мраморными коринфскими колоннами. Но если внимательно приглядеться, то неожиданно понимаешь, что это вовсе не ниши, а традиционные римские арки.

Меж полукружиями больших арок первого яруса архитектор поместил полукружия маленьких арок. Они принимали на себя распор больших и укрепляли всю конструкцию. А еще выше круглилась над головой полусфера бетонного свода. Для прочности свод сделан кессонным - из прямоугольных углублений с четко выступающими стенками-ребрами.

Так зодчий из Сирии, достигнув чисто зрительных эффектов, сумел вместе с тем построить очень прочное здание, простоявшее, несмотря на пожары, войны и землетрясения, уже без малого девятнадцать веков.


 

Слайд 7

Практичные римляне умели пользоваться всеми лучшими достижениями других народов и предыдущих поколений. Они, например, успешно переняли у греков систему ордеров - дорическую, ионическую, коринфскую. Но используя их, внесли свои изменения, свою систему. Это очень хорошо видно на примере самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира. Не случайно его назвали Колизеум, что означало "исполинский".

Строительство амфитеатра завершили в 80 году н.э. при императоре Тите, том самом, что вместе со своим отцом Веспасианом покорил Иудею и разрушил храм в Иерусалиме. В плане Колизей представляет собой огромный эллипс периметром в 524 метра. Его большой диаметр равен 188, а малый - 156 метрам. В центре находилась арена. Ее большая ось - 86, а малая - 54 метра. Под ней находились многочисленные коридоры, выложенные камнем, и помещения для ди­ких зверей. По коридорам на арену выходили гладиа­торы и выпускали зверей.

Вокруг арены на высоту 45 метров поднимались каменные скамьи для 50 ООО зрителей. Снаружи Колизей выглядел четырехъярусным строением. Три нижние - представляли собой три арочные аркады. Причем в простенках между арками первого яруса поднимались дорические колонны, во втором ярусе - ионические, в третьем - коринфские. Четвертый ярус был глухой стеной. А там, где в нижних стояли колонны, архитектор поставил пилястры - плоские колонны. Так в одном здании органично сочетались три ордера. В про­сторных арках трех первых ярусов стояли статуи богов и мифологических героев. А четвертый ярус имел спе­циальные устройства, которые держали огромный тент, натянутый над всем Колизеем. Он защищал зрителей от палящих лучей солнца и дождя.

Слайд 8

К III в н.э. новой религией оказалось христианство

. Убеждением, что те, кто на земле живет плохо, будут счастливы в загробном мире, а богачи и угнетатели будут испытывать на том свете адские мучения.

Понимая, что христианство становится все сильнее и сильнее, римские императоры сначала прекращают гонения на новую религию, а потом даже пытаются привлечь ее на свою сторону.

В 320 году христианам, наконец, разрешено было строить в Риме свои храмы.

Их внешний облик сложился быстро. Новые храмы были двух типов.

 

Первый - дом для общих молений - базилика. Она родилась из административных зданий Древнего Рима, где размещались или рынки, или судебные залы. В плане оно прямоугольное, разделенное внутри колоннами на три или пять пролетов - нефов. Средний, самый высокий и самый широкий имел с западной стороны полукруглую или многоугольную пристройку - апсиду, в которой, как правило, стояла статуя императора. Христиане статую, конечно, убирали, а на ее место ставили алтарь. Перед ним сооружали, выдвинутую в храм, площадку, где во время молитвы находились священнослужители и певчие - хор. Так утвердился первый тип храма.

 

Базилика Святого Павла

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла. В 386 г. Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики.

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещенных в медальонах по внутреннему периметру здания. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрет, настанет Конец Света.


Слайд 9

Второй тип - многоугольные или круглые в плане небольшие здания - ротонды, увенчанные небольшим куполом. Их обычно строили или над могилой прославившегося христианского мученика, или возводили рядом с базиликой для церемонии крещения но­вообращенного. Тогда круглый храм называли баптистерий. У древних греков это было имя теплого отделения бани. У древних римлян - бассейна для плавания в банях. Первоначально христиане крестили новообращенных в реках, источниках или бассейнах. Поэтому и в центре баптистерия создавали небольшие бассейны. В первые века христианства не принято было, как утвердилось позже, крестить человека во младенчестве. Церемония крещения являлась одновременно и отпущением всех ранее совершенных грехов. Поэтому многие, самые практичные и хитрые, старались креститься как можно позже. Порой перед самой смертью. Верующий, не принявший еще крещения, назывался "оглашенный", то есть имя его как христианина было оглашено публично в базилике. Но существовало правило: не принявшие крещения не имели права находиться в базилике во время молитвы. Они должны были стоять в специальном помещении у входа - нартексе, или притворе.

 

Баптистерий — («крестить », крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей.

Первый баптистерий был построен во Флоренции не позднее V века. Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: