Повторяющийся призыв к справедливости




1. Кто такой пророк?

2. В чем заключаются миссия и служение пророков, согласно данным текстам?

Иез.3:17-19 - сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня

Неем.9:26 – пророки... увещевали обратиться к Тебе

2 Пар.24:19 - и Он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их...

Неем.9:29,30 – Ты напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих... обратиться к закону Твоему

Ездр.9:10,11 (1-я ч.) – Заповеди Твои... заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков

Ис.13:1 – возвещение предстоящих (грядущих) событий

Иер.23:28 – пророк... у которого Мое слово,... пусть говорит слово Мое верно.

Иер.25:3-6 -...было ко мне слово Господне, и я с раннего утра говорил вам; Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал... чтобы слушать; вам говорили: "обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих... и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла"

Иер.27:18 - а если они пророки, и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом...

Исх.32:30 - на другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего

«На другой день Моисей сказал всему уже народу: «Великий грех совершили вы. Опять пойду я к Господу и, быть может, смогу восстановить ваше с Ним единение, нарушенное грехом, который вы сделали (Или: смогу получить прощенье для вас, пред Ним согрешивших» (Исх.32:30, ИПБ)

Исх.32:31,32 - и возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

1 Цар.12:23 - и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой;

Иер.29:19 -... они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь

Иер.44:4 - Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: "не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу"

Ос.6:4-6 -... Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

Ос.12:10 - Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи.

Ос.12:13 - чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его.

Агг.1:3 - и было слово Господне через Аггея пророка:

Зах.1:4 – пророки... взывали, говоря: "так говорит Господь Саваоф... обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших"

Деян.3:24 – пророки... предвозвестили дни сии

2 Пет.1:21 - ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Еф.2:20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], / пророки утверждали людей, будучи сами утверждены Богом /

3. Кратко обобщите своими словами приведенные выше тексты о роли пророков в жизни общества.

а) Ветхозаветные пророки испытывали глубокое беспокойство за судьбу народа. Они призывали избранный народ вновь обратиться к Богу. Народ и его вожди слишком легко поддавались пагубному влиянию окружающих народов, погрязших в идолопоклонстве. И неблагодарная задача пророков состояла в том, чтобы побудить людей к покаянию. Они напоминали народу о Божьей любви и о том, что Он совершил для них. Если же люди продолжали уходить от Бога, то пророки предупреждали о последствиях такого шага.

б) Пророки помогают нам понять, что наполняет сердце и разум Бога. Выступая от Его имени, они могут помочь нам увидеть несправедливость и страдания нашего мира Божьими глазами, полными слез. Но это жгучее переживание является также призывом к действию, к сотрудничеству с Богом с целью облегчить и устранить угнетение и скорбь окружающих нас людей.

в) В пророческих вестях мы видим неоднократно повторяющийся призыв к праведной жизни и справедливому общественному устройству. Противостоя неверности Израиля и его вождей, пророки неизменно выступали в защиту безгласных, особенно тех, на ком болезненно сказывалось нежелание Израиля следовать Божьей воле.

г) Ветхозаветные пророки считали себя стражами на стенах Сиона. Они заботились о благополучии Божьего народа и стремились предупредить людей об опасности извне и изнутри. Бог призывал их взывать к справедливости и провозглашать Божьи суды.

д) Пророки выступали от имени тех, кто был лишен права голоса или испытывал угнетение. Эта защита была направлена на то, чтобы улучшить благосостояние и качество жизни людей. В перечне грехов и злодеяний, от которых пророки предостерегали правителей и народ, одним из самых больших зол было угнетение бедных, нуждающихся и беспомощных.

В период правления царей в Израиле и Иудее Бог посылал пророков, чтобы те могли провозгласить Его волю и напомнить израильским вождям и народу о возложенной на них Богом ответственности за забытых членов общества.

е) Др.

4. Мы часто думаем, что главная задача пророчества - предсказание будущего. Священное Писание демонстрирует еще одну важную грань служения пророков, а следовательно, и церкви: Бог призывает Свой народ обратиться к Его социально-экономическим и этическим принципам. Иисус подробно описывает эти принципы в Мф.5:7-48, которые кратко изложены в Мф.22:35-40 и Лк.10:27. Как понимание того, что ветхозаветные пророки были больше сосредоточены на том, что происходило в их обществе, меняет ваше восприятие роли пророка?

5. Являемся ли мы сегодня пророками? Какова наша миссия? Проведите исследование Библейских текстов на данную тему по вышеприведенному примеру.

2 Пет.3:1,2 -... напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

«Дорогие мои, пишу вам уже второе письмо — я снова хочу напоминанием своим побудить вас мыслить здраво (Букв.: пробуждаю вашу чистую / искреннюю мысль), чтобы не забывали вы слов, сказанных некогда святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, которую передали вам апостолы ваши» (2 Пет.3:1,2, ИПБ).

1 Кор.14:1-5 - достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать...

«Любовь — вот к чему должны вы стремиться! Но заботьтесь ревностно и о дарах духовных, особенно же о том, чтобы весть Божию возвещать. Ведь если кто говорит на незнакомом языке, он Богу говорит, а не людям, ибо никто его не понимает: Духом вдохновляемый, слова он всё же говорит непонятные. А кто возвещает весть Божию, тот людям говорит в наставление, ободрение и утешение. Всякий говорящий на непонятном языке лишь себя ободряет, тот же, кто возвещает весть Божию, наставляет церковь. Желал бы я, чтобы все вы говорили на языках, но еще более, чтобы возвещали весть Божию, ибо возвещающий ее превосходит говорящего на языках, если, правда, тот не толкует сказанное, чтобы церковь получила наставление» (1 Кор.14:1-5, ИПБ)

1 Кор.14:29-31 -... все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

«И проповедники (или: пророки / возвещающие Божью весть) пусть говорят двое или трое, а другие пусть судят о сказанном. А если дано будет откровение кому-то из присутствующих, первому следует замолчать. И так все вы, один за другим, сможете возвещать весть Божию, чтобы каждый получал и наставление, и утешение. (1 Кор.14:29-31, ИПБ)

И др. тексты.

6. 4 Цар.17:40; 2 Пар.24:19 – какова была реакция народа на Божью весть, передаваемую через пророков?

Господь обращался к Своему народу, призывая его к справедливости. Невзирая на предусмотренный для Израиля подробный Божий план, израильтяне редко жили согласно своему призванию. «Против господствующего беззакония, вопиющей несправедливости, чрезмерной роскоши и расточительности, безнравственных празднеств и пьянства, вопиющей распущенности и разврата возвышали свои голоса пророки, но напрасны были все их протесты и обличения» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 282).

Жизнь и вести пророков свидетельствуют о том, насколько бывает трудно и опасно отстаивать истину.

7. 1 Цар.8:4-10,19-22 - о чем предупредил Самуил народ, просивший себе царя? В каких случаях мы порой стремимся уподобиться «прочим народам»? Как это может навредить нам и другим людям?

 

Амос

1. Ам.7:14-15 – что рассказывает о себе Амос? Какова была политическая обстановка времен пророка Амоса?

Амос — сельский труженик и пастух. Он бросил вызов вождям и богачам сразу двух царств — Иудеи и Израиля, для которых стяжательство, жестокость, ложь и вопиющая безнравственность стали нормой жизни.

Иудея на юге и Израиль на севере, расширив свои владения за счет соседних народов, контролируя главные торговые пути, стремительно обогащались. Всякого рода роскошь: новые дома каменной кладки, украшенная слоновой костью мебель, изысканная пища и лучшие вина, дорогие косметические средства — стала доступной, хотя и для немногих. Впервые в истории Израиля произошло очень сильное расслоение общества на богатых и бедных. На фоне этого внешнего благополучия обличительные речи пророка прозвучали как гром среди ясного неба. Более того, они воспринимались как оскорбления, едва ли не святотатство.

Иудеи и израильтяне, к которым обращался Амос, были «весьма религиозны» в том смысле, что они ежедневно посещали языческие капища для участия в совершавшихся там оргиях и при этом ожидали наступления «Дня Господнего», в который Бог исполнит все их чаяния о процветании страны. И именно в то время, когда всё израильское общество оказалось в глубоком кризисе, Амос принес иудеям весть от Бога, которая никак не совпадала с тем, на что они рассчитывали: «Ненавижу, презираю ваши празднества» (5:21). Богу не угодны были ни жертвоприношения их, ни песнопения. Он ждал от правителей и священников Своего народа честности, справедливости и признания прав слабых, бедных и угнетенных.

Пророк перечислил все соседние с Израилем народы, объявив и им о возмездии Божьем за их преступления против человечности. Такого рода речь была по душе тем, кто любил хвалиться своим превосходством над языческими народами. Овладев таким образом вниманием израильтян, Амос теперь мог им сказать, что Бог будет судить и их. Все они, их прекрасные дома, их жертвенники — всё будет уничтожено.

Амос предостерегал вождей Израиля того времени: если они останутся глухи к его призыву, то несправедливость власть имущих по отношению к бедным и слабым погубит народ. Господь не допустит продолжения их нечестивого, жестокого правления. Раскаяние или возмездие — такова единственная, по мысли пророка, альтернатива. Амос завершает свою книгу описанием неотвратимого и необратимого торжества праведности над беззаконием, такого торжества, при котором будет восстановлено долгожданное благоденствие народа, вверившего свою жизнь Богу.

2. Ам.3:9-11; 4:1- 2; 5:10-15 и 8:4-6 - от каких грехов пророк предостерегает людей?

Амос указывал на злые поступки и идолопоклонство израильтян, их несправедливость и упрямое неповиновение Богу, увещевая людей обратиться к своему Богу. А это означает восстановить справедливость и заботу о бедных в их среде: «Пусть, как вода, течет суд, и правда как сильный поток!» (Ам.5:24). Последние несколько стихов пророчества Амоса указывают на будущее восстановление Божьего народа (Ам.9:11-15): «В момент их самого глубочайшего падения и величайшей нужды Бог посылал им весть о прощении и надежде » (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 283).

3. Ам.5:21-24 - несмотря на то, что Бог Сам учредил религиозные праздники и обряды, о которых идет речь в этом отрывке, Его гораздо больше интересует наше отношение к окружающим людям, созданным по Его образу. Какие поступки угодны Господу? Ис.61:8; Иер.9:24.

4. Бывают ли случаи, когда мы должны быть готовы говорить решительно и сурово, чтобы исправить ошибку? Как понять, когда такой язык уместен, а когда - нет?

 

Михей

1. Что вы знаете о пророке Михее?

Книга Михея дает возможность увидеть в духовной перспективе глазами провидца и правдоискателя бурные события VIII в. до Р. X. в жизни Северного царства, Израиля, и Южного царства, Иудеи. Пророк предсказывает падение Самарии (столицы Северного царства) под натиском полчищ ассирийских поработителей в 722 г. до Р. X. и бесстрашно возглашает предупреждение о разрушении Иерусалима и его Храма — главной святыни Южного царства (3:12, ср. Иер 26:18). Пророческие изречения о грядущем суде чередуются с обещаниями будущих благ народам Израиля и Иудеи. И тот, и другой народ нарушили свой Союз (Завет) с Богом. Устами Михея Господь говорит как Обличитель Своего народа, но в то же время через него и дает обещания о благословениях, которые будут даны человечеству с пришествием Того, Кто станет истинным Пастырем Божьего стада.

Михей и Исайя очень близки друг другу по духу и по стилю. Но в отличие от своего знаменитого современника Исайи Михей был простым деревенским жителем, родившимся в мало кому известном Морешет-Гате, на юго-западе от Иерусалима, возле филистимской границы. В конце VIII в. до Р. X., во времена правления иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии, Иудея находилась в состоянии глубокого духовного упадка. Но это не помешало Михею и, может быть напротив, даже побудило его прислушаться к проповедям Исайи и, ревнуя о новой, чистой жизни, стать пророком Бога Яхве. Он был наделен удивительным даром духовного видения. Ни массовые кровопролития, ни насилия тех дней не сломили его. Богатые и сильные мира сего не смогли запугать его. Он говорил как человек, живущий в присутствии Бога и увидевший мир Его глазами.

Михей предостерегал жителей Иудеи о надвигавшейся национальной катастрофе, но духовные и светские власти Иерусалима были глухи к его проповеди. Они были уверены, что Бог, Храм которого украшал их город, защитит их от всякой беды уже ради одного этого красивого здания. Михей противостоял надменности вождей народа и их неверным представлениям о Боге: Он, по утверждению пророка, не оставит без наказания тех, кто добру и справедливости предпочитает зло и обман. Гибель постигнет и город, и величественный Храм из-за нежелания людей дать в своем сердце место Богу святости и любви.

В книге Михея... предостережения о судах Божьих чередуются со словами о Его милости, что явно отражает характер Бога: Он и в праведном гневе Своем не перестает быть добрым и милостивым. Живые пророческие слова Михея о грядущем Царе-Мессии, жаждущем собрать вместе весь Свой народ (2:12,13) и утвердить мир и справедливость на земле и в сердцах наших (4:2,3), питают духовно жаждущих и сегодня. Ведь именно Михей предсказал, что Этот Царь-Миротворец при Своем первом явлении на нашу Землю должен будет родиться в маленьком иудейском городке Вифлееме (5:2). После того, как это исполнилось при рождении Иисуса Христа, можно ли сомневаться в верности Его предсказаний?

2. Каково основное содержание вести пророка Михея, изложенной в его книге?

Суд над Израилем и Иудой - 1:1—3:12

Восстановление и мир - 4:1—5:15

Весть предостережения и надежды - 6:1-7:20.

3. Мих.6:6-8 - что Божий народ упустил из виду? Что есть добро?

Духовная слепота этих людей заставляла их предлагать Богу все, кроме того, что Ему действительно было необходимо, - сердечная преданность, выражением которой является праведная жизнь (Втор.10:12-19; Мф.22:37-39).

Принципы, изложенные в Мих.6:8, выводят нас за пределы простых форм поклонения (всесожжение и т. п.). Суть того, «что – добро», сводится к трем принципам: 1) «действовать справедливо», 2) «любить дела милосердия» и 3) «смиренномудренно ходить пред Богом своим». Первые два принципа касаются горизонтальных взаимоотношений людей друг с другом, а третий характеризует вертикальные взаимоотношения человека с Богом. Смиренное хождение перед нашим Богом окажет благоприятное влияние на наши отношения с людьми, потому что с Его помощью мы сможем отражать Его справедливый и милосердный характер.

4. Мих.6:8 - какая связь между этими тремя принципами: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом? Как воплотить эти слова в жизнь?

5. Можно ли быть добрым, но не религиозным - или религиозным, но не добрым?

6. Мих.2:8-11 и 3:8-12 - какие поступки людей осуждал Михей?

Во время правления иудейского царя Ахаза Божий народ достиг дна в своем историческом и духовном падении. Идолопоклонство и его различные пор очные практики возрастали, богатые продолжали эксплуатировать и грабить бедных.

Пророк Михей гневно осуждает то беззаконие, которое совершает народ. Он выражает скорбь и гнев Бога на то зло, которое совершил Его народ, а также предсказывает великое разорение, которое постигнет их.

Но Бог не отказался от Своего народа. Даже пронзительные голоса и суровые послания пророков свидетельствовали о неизменной заинтересованности Бога в Своем народе. Он посылал им предупреждения, потому что любил и заботился о них. Господь желал даровать им прощение и восстановление, Его гнев не мог длиться вечно (Мих.7:18-20).

Именно в таком контексте прозвучал этот известный призыв – действовать справедливо, любить дела милосердия, смиренномудренно ходить перед Богом. Звучит довольно просто, но воплотить эти принципы в жизнь гораздо сложнее, ведь, поступая так, можно стать «белой вороной» в обществе. В нашем мире, где другие наживают себе целые состояния ценой несправедливости, насмехаются над милосердием и подавляют своей гордостью, желание действовать справедливо, любить дела милосердия и ходить в смирении потребует от вас мужества и упорства. Тем не менее, принимая решение соблюдать эти принципы, мы не одиноки на своем пути, ведь с нами Бог.

7. О чем нас предупреждает Господь в Иак.4:17?

«В общем, кто знает, как делать добро, но не делает, тому — грех» (Иак.4:17, ИПБ).

Грех бездействия, например, пренебрежение простыми делами милосердия, на последнем суде будет осужден: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).

 

Иезекииль

1. Что вы знаете о пророке Иезекииле и совершаемом им служении?

Иезекииль — третий (после Исайи и Иеремии) великий пророк Ветхого Завета, духовный учитель и пастырь иудейских изгнанников и оставшихся на родине их соотечественников времен Вавилонского пленения. По особому промыслу Иезекииль был призван Богом поднимать дух и утешать разделенный войной народ Иудеи, обличать противящихся Богу, открывать им глаза на правду, призывать к покаянию и вести к новому будущему.

Одна из центральных, стержневых идей книги — это живительная сила святости Божьей, Его возрождающего присутствия в сердце человека (36:22—29). Об этом поразительные видения Иезекииля и его пророчества, в этом его живая вера. Иезекииль видит Славу Господню, наполняющую Храм (43:1 —12), ограждающую и объемлющую возрожденный город и народ Божий. Пребывая в единении с Богом, народ Божий возрастает в святости (11:12; 20:12) и, отражая Его чистоту, озаряет ею всё окружающее (28:25; 36:23; 37:28; 39:7, 27; ср. Исх 31:13; Лев 21:15, 23; 22:32).

В описании неизменной преданности Бога Своему народу Иезекииль, вслед за Осией и Иеремией, уподобляет Господа верному и любящему супругу (16:1 —19; 23). Несмотря на неверность избранного Им народа, Господь с состраданием заботится об Израиле, «брошенной» и «отвергнутой» деве, Своей будущей «невесте» (16:5—14). Вынужденно подвергая ее заслуженному наказанию за неверность, Он не оставит ее, но очистит и возродит. Его обетование о духовном возрождении и преображении здесь не обусловлено покаянием народа, как прежде. Это, скорее, благодатный дар внутреннего духовного возрождения (принципиально новых отношений Завета, Союза между Богом и человеком), который ведет к покаянию (20:42—44; 36:16—32). Человек не способен сам очистить и возродить себя (2:4; 3:7—9). Иезекииль идет дальше Моисея (Втор 30:1—6) и Иеремии (Иер 31:33). Это совершенно новая для Ветхого Завета, уникальная истина о преображении внутренней сущности человека: «Я дам вам сердце новое и новый дух вложу в вас; выну из вашей груди сердце каменное и дам вам сердце живое. Я наделю вас духом Моим, и вы будете жить по Моим законам, хранить Мои установления и исполнять их» (36:26, 27).

2. Иез.3:17-19 – какова ответственность пророка перед Богом и людьми за передаваемую им Божью весть?

3. Что объединяет вести пророков Амоса, Михея и Иезекииля?

Предупреждая о грядущем разрушении, ранние пророчества Иезекииля созвучны пророчествам его предшественников – Амоса, Михея и Исаии.

После сообщения о том, что Иерусалим будет захвачен вавилонянами, а его жителей возьмут в плен, Иезекииль переходит к Божьим обетованиям о восстановлении израильского народа.

4. Иез.34:2-4,7-16 - сравните Божью оценку коррумпированных правителей Израиля с Его пасторской заботой. Как их обращение с самыми слабыми «овцами» контрастирует с Его методами?

5. Несмотря на то, что по степени беззакония израильский народ можно было сравнить с Содомом, Господь по-прежнему взывал к людям в надежде обратить их от всякого нечестия. Согласно обновленному Божьему плану, израильтяне должны были вернуться в свою землю, Иерусалим и храм должны были быть восстановлены. Бог с возвращением Своего народа из вавилонского плена желал возобновить действие первоначального плана, данного Моисею и израильскому народу после их выхода из Египта. Он предусматривал заботу о самых слабых членах общества и чужестранцах. Насколько для вас важен тот факт, что наш Бог всегда предлагает второй шанс, давая его даже Своему заблуждающемуся народу?

 

Исаия

1. В какой исторический период жил пророк Исаия? Ис.59:14 – как охарактеризована та эпоха? С какими вестями обращался Исаия к своим современникам?

«Социальное положение народа было особенно безрадостным. В стремлении обогатиться люди приобретали дома за домами и поля за полями... Понятие справедливости было извращено, и к бедным не испытывали никакого сострадания... Даже вожди народа, которым надлежало защищать беззащитных, оставались безучастными к воплям бедных и нуждающихся, вдов и сирот...» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 306, 307).

Исайя жил в эпоху трагических потрясений. Он был призван к служению в один из самых трудных периодов истории своего народа, «в год смерти Озии-царя» (6:1), за которым последовали десятилетия страшных бедствий. Как и все пророки Древнего Израиля, он живо откликался на политические и международные события своего времени. Поэтому его пророчества (гл. 1—39) следует рассматривать и постигать в общем контексте истории Ближнего Востока второй половины VIII в. до Р. X., когда росла и укреплялась Ассирийская империя, завоевывая всё новые и новые земли (в том числе и Иудею), что привело в итоге к падению и исчезновению большей части Израиля, десяти колен Северного царства, которые противились союзу с языческой империей.

Подобно другим библейским пророкам, Исайя всецело отдал свой поэтический дар пророческому служению. Избранная им стезя глашатая правды и святости Божьей (1:4; 5:16, 24; 8:13; 10:17, 20; 12:6; 17:7; 29:23; 30:11; 31:1; 37:23 и далее) оставила неизгладимый след на всей его жизни и деятельности. В год смерти царя Озии ему было откровение: Владыка Господь, Святой Бог Израилев, явился ему восседающим «на высоком... престоле, и края риз Его стелились по всему Храму» (6:1). Он услышал громовые раскаты шестикрылых серафимов, восклицавших: «Свят, свят, свят Господь Воинств, вся земля исполнена славы Его!» — и был ошеломлен этим, сокрушен чувством собственного несовершенства. Исайя услышал призыв Господа возвестить народу страшную весть о суде, побудить вернуться к Господу и даровать надежду — указать, что явится «Росток Господень», который будет «отрадой и гордостью тех, кто уцелеет в Израиле» (4:2).

В пророческих вестях Исайи события VIII—VI вв. до Р. X. являют собою единый процесс суда Божьего, где великие империи — это орудия в руках Бога Яхве, а конечная цель — духовное обновление и возрождение народа. «Суд Божий» — одно из ключевых понятий богомыслия Исайи. Пожалуй, с ним и связана центральная тема первой части книги (гл. 1—39). Вторая часть книги (гл. 40—66) посвящена осуществлению Божьего Промысла о возвращении изгнанников на Сион, избавлении от гнета Вавилона, восстановлении Иерусалима, об Израиле как светоче для других народов, об искупительной миссии «Страдающего Божия Слуги» и признании верховной власти Бога Яхве всеми народами. Для пророческих вестей этой части книги характерна величавая простота и лиризм — это, прежде всего, вести надежды и утешения. «Утешайте народ Мой, утешайте его! — говорит Бог ваш. — Ласково говорите с Иерусалимом, возвестите ему, что его борьба окончена» (40:1, 2). Главы 40—55 содержат пророчества, обращенные к изгнанникам в Вавилоне, и касаются событий второй половины VI в. до Р. X., а главы 56—66 пророчески изображают новую жизнь избавленного народа, возрожденную и устроенную согласно Завету, Союзу с Господом.

Пророк стремится вырвать из бездны отчаяния народ, измученный войнами и изгнанием, поддержкой и ободрением спасти его от «парализующей ностальгии» по прошлому (43:18). Пророку Божьему открывается будущее: оно не беспросветно, а светло: «Воистину, новое небо творю Я и новую землю» (65:17). Более того, сама история не предопределена роковым образом, как это казалось ранее, а промыслительна. Господь Бог вершит историю, Он властен над миром — «народы пред Ним что капли из ведра» (40:11 —26). Грех будет удален и искуплен, преображение достигнет пределов самой вселенной, и народ Божий обретет чаемые благословения. «Как новое небо и земля новая, которые Я творю, пребудут предо Мной, — возвещает Господь, — так пребудет вовек потомство ваше и ваше имя» (66:22, 23).

2. Почему вести пророка Исаии актуальны для нас и по сей день?

Вести пророка Исайи обращены к каждому из нас. Не пережив внутреннего духовного возрождения, мы, как правило, самодостаточны. И только неожиданная встреча с человеком другого склада, иначе понимающим жизнь и свои обязанности перед Богом и людьми, помогает нам постичь иллюзорность нашего духовного благополучия. Пока нам не откроется поражающая нас чистота и святость и величие Бога, мы редко готовы осознать собственную духовную нищету. И если мы позволяем Ему озарить нас Своим светом, то непременно начинаем ощущать собственную греховность и несовершенство. Мы жаждем очищения, любовь Божья преображает нас, и мы, следуя примеру пророка Исайи, готовы откликнуться на зов Божий, чтобы идти за Ним и стать вестником Его правды.

В мировой культуре и духовной истории человечества Книга пророка Исайи — одна из самых известных и читаемых. Исайя, чье имя означает «Спаситель — мой Яхве», прежде всего, великий пророк, и поэтому его книга — одна из наиболее цитируемых в Новом Завете (после Псалтыри).... Христианские комментаторы называют Книгу пророка Исайи «Евангелием» в Ветхом Завете.

3. Ис.1:10-20 – какая проблема представлена в этом отрывке? Что она означала?

Проблема поверхностной религиозности.

4. Ис.1:15-23; 3:13-15 и 5:7-8 - какова реакция пророка на явления, которые он наблюдал в окружающем его обществе?

Исаия резко критикует образ жизни Божьего народа, предупреждения о надвигающемся суде за то, что люди отвергли Господа и продолжают грешить. В его словах также сквозит надежда на то, что они вновь обратятся к Богу и изменят свою жизнь к лучшему. Но, пожалуй, самая сильная эмоция, пронизывающая его слова, - это скорбь. Осознавая, Кто есть Бог и что Он готов сделать для Своего народа, пророк оплакивает то, что было потеряно, бесчисленное количество пострадавших людей, и сокрушается о грядущем Божьем суде, который постигнет этот народ за все содеянные беззакония.

Исаия призывает людей вспомнить, что совершил для них Господь. Пророк также предлагает им надежду, приоткрывая завесу того, что Бог желает совершить для них в будущем. Люди должны взыскать Господа, поскольку для возобновления отношений с Богом им следует раскаяться в своих проступках и изменить свое отношение к другим людям.

В главах 58 и 59 Исаия описывает общество, в котором «и суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади и честность не может войти» (Ис.59:14). Однако он утверждает, что Бог знает об этом и спасет Свой народ – «придет Искупитель» (Ис.59:20).

На протяжении всей книги Исаии особое внимание уделяется провозглашению пришествия грядущего Мессии, Который в конечном итоге восстановит Царство Божье на земле и принесет справедливость, милосердие, исцеление и восстановление.

5. Ис.59:2-4,8-20 – о чем нас предупреждает Господь через пророка Исаию?

Бог говорит, что беззакония и грехи Его народа произвели разделение с Ним. Их грех заключался в отсутствии правосудия на земле, что выражалось в притеснении бедных.

Грех - это нарушение Божьего закона любви и справедливости (1 Ин.3:4).

6. Каковы Божьи принципы помощи нуждающимся? Как мы можем воплотить эти принципы в церкви? Как лично вы воплощаете в жизнь эту важную часть «вечного Евангелия», провозглашая благую весть о Втором пришествии Иисуса Христа?

В основе Божьих принципов лежат закон, учение пророков, а также жизнь и служение нашего Господа и Спасителя - Иисуса Христа.

7. Ис.9:6-7; 11:1-5; 42:1-7 и 53:4-6 - как эти пророчества открывают цель пришествия Иисуса Христа в этот мир?

 

Уроки, выводы

1. Иер.22:1-3,13-17 – к кому, и с какой вестью обратился пророк Иеремия?

Иеремия, пророк-защитник, заступился за угнетенных перед правителями своего времени.

2. Что объединяет вести пророков, упомянутых в этом уроке?

а) Пророки провозглашали социальные и духовные реформы: 1) пророк Амос призывал свой народ к справедливости и праведности; 2) Михей обратился с вестью к Ахазу как раз в то время, когда справедливость в царстве упала до самого низкого уровня; 3) Иезекииль ободрял изгнанников в Вавилоне; 4) Исаия призывал Божий народ к справедливой жизни.

Читая пророческие книги, мы видим, что Божий гнев чередуется с Его глубокой заботой о Своем народе.

б) Мужество было движущей силой библейской справедливости.

в) Др.

3. Какие вопросы библейского правосудия требуют сегодня «мужества» в вашем обществе и в вашей общине?

«Как церковь и отдельные лица, мы не только имеем право, но и обязаны быть голосом совести в обществе, четко и красноречиво говоря о том, что касается наших ценностей. Права человека, свобода вероисповедания, общественное здравоохранение, нищета и несправедливость - это лишь некоторые из тех сфер, в которых Господь вменил нам в обязанность защищать тех, кто лишен права голоса» (Ян Полсен).

4. В каком смысле мы также можем сегодня быть Божьими пророками? Подтвердите Библейскими текстами. Например, 2 Пар.24:19 (1-я ч.) и др.

«Эти простые и ясные слова пророков... нам надо воспринять как голос Божий, обращенный к каждой душе. Мы не должны упускать случая сделать доброе дело, проявить чуткую предусмотрительность и христианское участие к тем, кто страдает и скорбит» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 327).

5. Каждый человек оказывает влияние на общество. Каким образом мы можем присоединиться к служению пророков и в полной мере помочь нашей церкви выполнить свою миссию, частью которой является защита интересов бедных (Ис.59:16)? Какие практические шаги может предпринять каждый член класса, чтобы, повинуясь Божьему призыву, проявлять инициативу и «оказывать влияние на общество»?

 

Вывод. Ветхозаветные пророки были пылкими защитниками Божьей воли в отношении народа. Отражая заботу Самого Господа, они направляли свой пыл на восстановление справедливости для бедных и угнетенных. Призыв пророков обратиться к Богу подразумевал также стремление положить конец несправедливости. Именно это обещал сделать Бог, чтобы обеспечить лучшее будущее для Своего народа.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 


Э. Уайт «Пророки и цари».

 

Глава 23

Ассирийское пленение

Последние годы обреченного на упадок Израильского царства отмечены таким насилием и кровопролитием, которого не наблю­далось даже в самые худшие времена раздоров и беспокойства, когда царством правил Ахав. На протяжении двух с лишним столетий правители десяти колен сеяли ветер, а теперь пожинали бурю. Один за другим в результате заговоров погибали цари, уступая место другим честолюбцам. «Поставляли царей сами, без Меня, — свидетельствует Господь об этих узурпаторах, — ставили князей, но без Моего ведома» (Ос. 8:4). Всякая справедливость была попрана, и те, кто был призван хранить Божественную благодать, «изменили» Господу (Ос. 5:7).

Прибегая к самым суровым обличениям. Бог хотел пробудить в беззаконном народе сознание нависшей над ним опасности полного уничтожения. Через Осию и Амоса Он не раз призывал десять колен к полному и совершенному раскаянию, угрожая послать на них новое бедствие за нарушение Его воли. «Вы возделывали нечестие — пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих. И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены... На заре погибнет царь Израилев!» (Ос. 10:13,14; 11:1).

О Ефреме пророк говорит: «Чужие пожирали силу его, — и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает». [Пророк Осия часто ссылался на Ефрема, который из всех колен Израиля зашел в отступничестве дальше всех, как на символ богоотступнического народа]. «Отверг Израиль доброе». Неспособные понять по­следствия своего беззаконного образа жизни, десять израильских колен, пораженные судом, должны были вскоре стать «ски­тальцами между народами» (Ос. 7:9; 8:3; 5:11; 9:17).

Некоторые вожди израильтян болезненно переживали упадок своего народа и страстно желали, чтобы возродилось былое могущество Израиля. Но вместо того, чтобы изжить пороки, которые являлись причиной ослабления их государства, они продолжали грешить и обольщать себя надеждой, что удастся достичь политического могущества, заключив союзы с язычес­кими народами. «И увидел Ефрем болезнь свою и Иуда — свою рану, и пошел Ефрем к Ассуру». «И стал Ефрем, как глупый го­лубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию». «Заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» (Ос. 5:13; 7:11; 12:1).

Через человека Божьего, появившегося в Вефиле перед жерт­венником, через Илию и Елисея, Амоса и Осию Господь неодно­кратно показывал десяти коленам проклятие непослушания. Но, невзирая на обличения и мольбы, Израиль все глубже и глубже погружался в пропасть отступничества. «Как упрямая телица, упорен стал Израиль», — говорил Господь; «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня» (Ос.4:16; 11:7).

Временами небесные суды над непокорным народом были очень суровыми. «Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос. 6:5—7).

«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы, — наконец ска­зано было им, — и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие... и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» (Ос. 4:1,6—9).

Беззаконие Израиля накануне ассирийского пленения было подобно тому, что происходило во дни Ноя да и в любое другое время, когда люди отвергали Бога и всецело отдавались служе­нию греху. Возвышение природы над Богом природы, поклоне­ние творениям вместо Творца всегда приводило к вопиющему злу. Так случилось и с израильским народом, который, покло­няясь Ваалу и Астарте и оказывая, таким образом, наивысшее почте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: