Научное определение тоталитаризма




Оглавление

 

Введение

. Научное определение тоталитаризма

. Рождение диктатуры

Приход национал-социалистической партии Гитлера к власти в Германии

Установление «Сталинского» строя в Советской России

. Правление диктатуры

Итоги установления тоталитарного режима в Германии

«Сталинский» режим в СССР. Культ личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Рассматривая XX век с «высоты» нашего времени, невольно приходишь к выводу, что, ОН - являлся грандиозной эпохой, которая, расположившись на слиянии двух столетий, повествует потомкам о тех важных событиях, которые произошли в истории человечества и, впоследствии, предопределили и изменили до неузнаваемости весь путь развития и облик всей нашей цивилизации, и каждого живущего человека в отдельности.

Если исследовать историю ХХ века, то это, не только история ярких побед и громких поражений, но и история научного и технологического прорыва. Это история кровопролитных войн, а так же расцвета подлинного гуманизма, история покорения космоса и, наконец, история величайшей и небывалой, по своим размахам, борьбы идей и мировоззрений в планетарном масштабе.

Если бы не первая половина XX века, которая унесла гораздо больше жизней, чем несколько предыдущих веков вместе взятых, а так же чем последующие прожитые года, человечество бы, по моему мнению, не пришло бы к современному понимаю истинной цены и значению человеческой жизни и свободы.

Немалую роль в истории первой половины прошлого столетия играли, в основном, две, так называемые, «сверх» державы, одной из которых являлась наша страна, а второй - «Гитлеровская Германия».

Наши предки, в начале и середине ХХ века, свергали царизм и пытались создать общество равных. При этом они рушили империи, а затем отстраивали их заново, стараясь распространить коммунистические идеи по всему миру.

Немцы же, в тот же период времени, что и наши предки, пытались возродить целостность и стабильность своего государства, терзаемого контрибуциями, а так же нескончаемым потоком сменяющихся властей, не решающих никаких значимых вопросов.

Именно в это время такой политический режим, как тоталитаризм получает наиболее широкое распространение, особенно во первой половине столетия. Термин “тоталитаризм” разные ученые определяли по-разному. Например, ученый Ильин И.А. считал, что «тоталитаризм - это политический строй, который вмешивается в жизнь граждан, включает всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования». Существуют и другие определения понятия “тоталитаризм”. В настоящее время под тоталитаризмом понимают политическую структуру, при которой руководство страны пытается подчинить весь уклад жизни людей этой страны одной безраздельно господствующей идее и организовать систему политической власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. При тоталитаризме в обществе господствует, как правило, одна утопическая идеология, которая способна на конкретном историческом отрезке времени стать цементирующей силой и привести в движение целые народы. Эта идея захватывает все стороны бытия и претендует на власть даже под частной сферой жизни личности.

При этом XX век дал множество образцов тоталитарных режимов. В разных странах у тоталитарных режимов есть много общего, то есть и существенные различия. Поэтому обычно тоталитаризм разделяют на правый и левый. Правый тоталитаризм обычно называют фашизмом или нацизмом, левый - социалистический (коммунистический) режим. Между правым и левым вариантами тоталитаризма есть существенные различия. Если в коммунистические идеи приоритет отдается рабочему классу, трудящимся, живущим за счет собственного труда, то в фашисткой - науки и расе. Коммунизм иррационален, фашизм доводит до абсурда национальную идею и провозглашает социальный мир внутри страны на основе духовного единства науки. В основе коммунистической идеи лежит идея социального равенства, фашистская основывается на предоставлении о естественном неравенстве не только отдельных людей, но и целых народов. Соответственно коммунизм видит свою цель в создании бесклассового общества; фашизм и нацизм - в реванше арийцев над “низкими расами”, под которыми не в последнюю очередь имелись в виду славяне и евреи.

При этом, и коммунизм и нацизм представляет собой неадекватную реакцию общества XX века на острые кризисные процессы. Разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры.

Целью моей работы является на основе событий, произошедших в начале прошлого века в Советском союзе и Германии показать процесс возникновения тоталитарного строя.

Следовательно, задачами моей работы становятся:

Обозначить и уточнить понятие тоталитаризм.

Обозначить предпосылки и причины прихода к власти нацистской партии, как основной причины возникновения тоталитарного строя в Германии, а так же коммунистической партии, как основной причины возникновения тоталитарного строя в СССР.

Литературы, описывающей выбранное мне время, чрезвычайно много. Поэтому, я постарался выбрать авторов, которые сумели, наиболее понятно и доступно, изложить в своих работах особенности моей темы.

Основой моей работы послужила книга Алексея Владимировича Крючкова «Гитлер vs Сталин. Тайна двух режимов».

Для более углубленного изучения тоталитаризма я обратился к работам таких ученых, как Александр Галкин, Сергей Агаев и др. В них подробно описывается процесс установления тоталитарного режима в Германии и советской России. Работы других авторов посвящены фигурам, стоявшим во главе этих партий.

Сама работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Научное определение тоталитаризма

 

Само понятие «тоталитаризм» вошло в обиход в научной литературе в конце 20-х годов прошлого века. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления.

Термин «тоталитаризм» стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и режима Советского Союза.

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как «восстание против всей исторической цивилизации Запада».

После Второй мировой войны и разгрома фашистских режимов, а так же начала «холодной войны», теоретическому осмыслению тоталитаризма был дан новый импульс.

Так, в 1952 году в США на конференции, посвященной этому социальному феномену, был сделан вывод, что «тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра.

Тоталитаризм (от лат. «тоталь» - всеобщий, всеобъемлющий) - это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти».

Попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нацистской Германии, либо коммунистического Советского Союза, по следующим направлениям: идеология, политика, экономика.

Тоталитаризмом является качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего - режимы идеологические. Они образованы идеологией и существуют ради нее.

Если сравнивать ее с традиционным деспотическим обществом, то в нем политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти. Однако для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Естественно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

«Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов». Именно поэтому, в 30-е годы в Германии была создана идеология, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и профессиональная пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности - все это оправдывало необходимость противостояния «врагам нации». Вечной борьбой с «врагами нации» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

Любой тоталитарной системой создается культ. Но к подлинному и главному его объекту относится не столько человек, сколько власть как таковая. Культ власти - в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть - имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего - ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

При создании культа, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.

Культ власти зачастую оказывается гораздо жизненнее культа личности. Современные неонацистские партии довольно редко упоминают в своих выступлениях имена лидеров Третьего Рейха, но часто пытаются копировать структурные особенности нацистской номенклатуры.

«Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии - не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью».

Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.

. Вера в простоту мира - это центральная характеристика тоталитарного сознания. В нацистской Германии этот элемент проявлялся в реализации расовой теории, где было четкое разделение на высшие(арийские) расы, близкие к арийским(европейские), и низшие(славяне, евреи, цыгане).Иногда эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю в частности, как это произошло в Советском Союзе. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы - лишь попытка заморочить людям голову. В Германии это привело к жесткой регламентации научной деятельности. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы. Хоть немецкая наука времен Третьего рейха и сумела добиться поразительных и опережающих свое время достижений, она показала свою неспособность работать в тяжелых, стрессовых условиях.

. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни - лидеры, институты, структуры, нормы, стили - воспринимаются как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут созданы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, или используются в сугубо специальных, государственных целях, открытия засекречиваются. Паспортная система привязывает людей к месту жительства, а трудовое законодательство - к рабочему месту. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.

. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Третьего Рейха еще нет - построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.

. Вера в чудесные свойства мира. Или в особые свойства отдельной расы. Ей приписываются особые, исключительные свойства, придавая мистический ореол. Эта вера показывает оторванность тоталитарного сознания от реальности.


Рождение диктатуры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: