Подготовка организма ребенка к ходьбе на лыжах.
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода.
Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, т.е., те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду проводятся упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Например, игры «Пробеги, не задень», ходьба под воротца, перешагивание ряда палок и др.
На физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стопы (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение кольца ногами). Очень важна тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в занятия включаются повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой.
Построение и методика проведения занятий.
Наиболее организованной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия с группой детей и индивидуальные занятия во время утренней и вечерней прогулки. Каждое такое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей.
Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое разогревание организма. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или проводятся игры «Снежок», «Веревочка», «След в след»
Пробежка для детей3-4 лет не должна превышать 8-10 сек, для пятилетних – 15 сек, для детей 6 лет – 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.
Задачами основной части является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствования ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с перешагиванием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят преодоление спусков, подъемов на склоны.
Занятия строятся с учетом постепенного нарастания и снижения нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм дают спуски со склонов и игры.
Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к другим видам деятельности.
Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
Обучение ходьбе на лыжах детей 3-4 лет
(младшая группа)
Задачи обучения:
1. Заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями.
2. Познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах
3. Способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах.
4. Обучать передвижению ступающим шагом.
5. Учить детей поворотам переступанием.
Занятие № 1
Программное содержание: Учить детей находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятий, чистить после занятия и ставить их на место. Учить раскладывать их на снегу, одевать и снимать. Учить уверенно стоять и сделать несколько шагов.
Занятие № 2
Программное содержание: Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом.
Занятие № 3
Программное содержание: Развивать чувство равновесия при ходьбе на лыжах. Закреплять умение ходить ступающим шагом.
Занятие № 4
Программное содержание: Закреплять умение ходить на лыжах ступающим шагом, ходить по снежному коридору.
Занятие № 5
Программное содержание: Познакомить со скользящим шагом, закреплять навык передвижения ступающим шагом.
Занятие № 6
Программное содержание: Продолжать обучение скользящему шагу; учить делать повороты переступанием; обходить предмету (клумбу, беседку, скамейку).
Занятие № 7 и 8
Программное содержание: Закреплять полученные навыки передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Обучение ходьбе на лыжах детей 4-5 лет
(средняя группа)
Задачи обучения:
1. Закреплять умения надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно стоящих лыжах.
2. Развивать динамическое равновесие.
3. Закреплять умения ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием
4. Учить спуску с пологих склонов в низкой стойке и подъему на склон «лесенкой».
Занятие № 1
Программное содержание: Восстановление полученных детьми в младшей группе навыков передвижения на лыжах.
Занятие № 2
Программное содержание: Закреплять навык ступающего и скользящего шага. Учить детей спуску с очень пологого склона с длиной ската 3-4 м.
Занятие № 3
Программное содержание: Закрепление навыков скользящего шага, спусков с невысокого склона. Закреплять умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие палки.
Занятие № 4
Программное содержание: Закрепить навык передвижения на лыжах скользящим шагом, учить различать темп передвижения (быстро-медленно), учить подниматься на пригорок «лесенкой» и спускаться с него низко присев.
Занятие № 5
Программное содержание: Закреплять навык ходьбы на лыжах скользящим шагом; продолжать обучать спуску с невысокого склона в низкой стойке.
Занятие № 6
Программное содержание: Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить за сгибанием ног в коленях при скольжении.
Занятие № 7
Программное содержание: закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов.
Занятие № 8
Программное содержание: Закреплять навыки передвижения на лыжах скользящим шагом, спускаться и подниматься на склон.
Обучение ходьбе на лыжах детей 5-6 лет
(старшая группа)
Задачи обучения:
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать равновесие
3. Способствовать овладению ритмичной ходьбы на лыжах
4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом.
5. Закреплять навык подъема «лесенкой».
6. Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.
7. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.
8. Познакомить детей с торможением на лыжах «упором».
Занятие № 1
Программное содержание: Восстановление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом.
Занятие № 2
Программное содержание: Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Восстановление навыка спуска со склона и подъема «лесенкой».
Занятие № 3
Программное содержание: Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Продолжать обучение спуску со склона и подъема «лесенкой».
Занятие № 4
Программное содержание: Закреплять навыки скольжения, спусков со склонов и подъемов на них.
Занятие № 5
Программное содержание: Закреплять навык широкого скользящего шага, учить поворотам переступанием, упражнять детей в спуске.
Занятие № 6
Программное содержание: Закреплять навык скольжения на лыжах, спусков, подъемов, поворотов.
Занятие № 7
Программное содержание: Закреплять навык скольжения на лыжах, продолжать обучение спуску и подъему на склон.
Занятие № 8
Программное содержание: Закреплять навык скользящего шага, спусков в средней стойке, познакомить с торможением «упором».