Особенности обучения взрослых
Доказано, что через 72 часа после получения сведений в памяти остается:
• при аудио восприятии – 10% информации;
• при визуальном восприятии – 20%; • при аудидиовизуальном восприятии– 50%;
• при аудидиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%;
• при аудидиовизуальном восприятии, обсуждении и наличии возможности практического приложения – 90%.
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его идентификации и реализации в повседневной жизни! Следовательно, целесообразно Школу принимающих родителей проводить в формате интерактивного обучения.
Особенности обучения взрослых
При разработке и проведении Школы принимающих родителей следует помнить о следующих особенностях, характерных для взрослых:
• потребность в самовыражении;
• амбициозность;
• потребность в обосновании;
• медленное запоминание;
• высокая критичность к другим;
• опасения и страхи;
• наличие жизненного опыта;
• потребность в обсуждении;
• зажатость, негибкость;
• наличие стереотипов мышления;
• различная мотивация;
• практическая направленность.
Углубленная работа с имеющимся опытом – характерная черта интерактивного обучения!
Модель обучения через опыт
Обучение обычно происходит в трех сферах:
• знаний;
• умений/навыков;
• отношений.
Обучение через опыт наиболее полезно в сферах получения новых навыков и изменения отношений к чему-либо. В основе обучения через опыт лежит прямое вовлечение обучаемого в событие, из которого он потом делает вывод. Обучение через собственный опыт отличается от обучения, основанного на опыте других, которое характеризуют наиболее обычные формы обучения – лекции, книги и т.п. Обучение через опыт – достаточно активный процесс.
Предположения Джорджа Лейки:
• Обучение на собственном опыте обладает особой ценностью и вдохновляет обучающихся.
• Эффективность обучения возрастает, когда вы делитесь его результатами с другими.
• Эффективность обучения возрастает за счет контекста.
Модель «Обучение через опыт» была разработана Дэвидом Колби в 1984 году. Его идея состояла в том, что обучение через опыт – это цикличная деятельность, состоящая из четырех элементов:
1) Конкретный опыт, активное переживание происходящего.
2) Наблюдение, размышление (включает в себя формирование со- гласованной и последовательной картины путем ответа на вопрос: «Что произошло?» – это первая стадия понимания и осмысления пережитого опыта).
3) Формулирование абстрактных концепций и обобщений (на этой стадии концептуализированный опыт соотносится и интегрируется с личной системой знаний и убеждений, происходит открытие общих закономерностей и принципов).
4) Активный эксперимент – испытание концепций и обобщений в новой ситуации, вслед за которым наступает новый цикл.
Таким образом, эффективно, если Школа принимающих родителей организована как цикл тренингов – т.е. используется активный метод обучения, при котором участники включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям (а также часто переживают состояние успеха, соответственно мотивируют свое поведение). В свою очередь, тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков и изменения отношения.
Большое значение в проведении Школы принимающих родителей имеет личность тренера (ведущего). И здесь следует помнить, что тренер – часть группы (поэтому ему важно быть с участниками – родителями на равных, «не давить своим авторитетом»), он ведет группу к поставленным целям (обладает навыками ведения группы, владеет необходимой информацией и умеет ее «активно доносить»).
Оптимальным количеством участников группы считается 12-25 человек. В данном случае 25 – предельное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия, возможности активного участия.
Стадии развития группы
Задача учебной группы состоит не в том, чтобы найти одно, единственно правильное решение той или иной проблемы, а наоборот – в том, чтобы рассмотреть все возможные способы поведения в сложившейся ситуации.
Важным принципом деятельности учебной группы является исследовательское отношение к тому, что происходит «здесь и теперь», рефлексия по отношению к содержанию, к процессам, происходящим в группе, поведению и чувствам ее членов.
Еще одна важная особенность – наделение участников свободой самостоятельно принимать решения, строить межличностные отношения, принимать те или иные действия и – одновременно – ответственность за последствия своего выбора.
Тренер в группе строит отношения с участниками на основе равноправного сотрудничества, не используя «репрессивные» меры управления и контроля. Еще раз акцентируем внимание на том, что основной источник обучения в группе – опыт самих участников, а не «авторитетное мнение» ведущего. Доверие же к тренеру формируется за счет его профессионализма и искренних отношений с участниками.
При возникновении сложной ситуации и недоверии к ведущему полезно использовать следующий подход для того, чтобы разобраться с ситуацией, «не скатываясь» в нее заново: провести мозговой штурм по четырем вопросам:
1) Какие ошибки были допущены ведущими?
2) Что можно было бы сделать в данном случае?
3) Чему эта ситуация научила меня в контексте группового процесса?
4) Чему эта ситуация научила меня?
Ошибки ведущего
• Выглядите плохо подготовленным
• Не работаете с вопросами участников
• Говорите безграмотно, нечетко, непонятно, используете неуместные шутки
• Постоянно извиняетесь за себя, за организацию, которую представляете
Не признаете за собой ошибок
• Не раскрываете темы, которые обещали раскрыть
• Совсем не соблюдаете регламент
• Говорите очень тихо, очень быстро, излишне растянуто
• Не делаете переходов между темами, не расставляете акцентов, не делаете выводов
Мы часто не обращаем внимание на мелочи. Это нормально. Подумаешь – 98% или 100%, разница всего лишь 2%. Хотя иногда следовало бы уделять внимание тому, что мы считаем мелочью (ведь для других это может быть совсем не мелочь). Недаром мудрецы говорят, что перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% – это не одно и то же!
Дополнительно
Принцип интерактивности обучения.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ведущим и участниками группы, непосредственно между участниками группы
Принцип интенсификации — создание условий осмысленности учения, включения в него слушателей на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Обучение через собственный опыт, диалог, обратную связь увеличивает вероятность того, что участники на самом деле сформируют необходимые компетенции.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику аудитории:
• социально-демографические характеристики, потребности, мотивацию, ожидания участников;
• динамику групповых процессов - совокупность процессов развития группы, продвижения её от стадии к стадии.
• каналы восприятия участников группы: слуховой, зрительный, кинестетический
• опыт участников
• время проведения занятий (на время после обеда необходимо спланировать активность)
• специфику обучения взрослых
Обучение замещающих родителей должно включать ряд элементов:
1. Получение непосредственного опыта
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал;
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение;
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Что должно быть подготовлено:
• Письменные инструкции для каждого вида активности
• Листки с отпечатанным на них текстом задания и предлагаемыми к обсуждению вопросами, которые можно будет раздать - а можно записывать задания на флипчарте или на доске
• Демонстрационные материалы (слайды, плакаты и т. п.), поддерживающие все ключевые положения курса и те, к которым придётся неоднократно возвращаться
• Учебные (справочные, методические) материалы для каждого нового/сложного вида активности