Методы групповой работы в процессе обучения.




• Групповая дискуссия.

• Мозговой штурм.

• Лекция.

• Семинар.

• Моделирование ситуаций.

• Демонстрация.

• Casestady.

• Презентация.

• Симуляционные и ролевые игры.

• Психогимнастика.

• Упражнения.

Групповая дискуссия

Свободный вербальный обмен знаниями, идеями, мнениями между тренером и

участниками

Правила:

• Ограничение одним вопросом (темой)

• Каждый уважает свои взгляды и взгляды другого человека, нельзя прерывать говорящего

• Даются временные рамки

• Создается правильная среда (возможность визуального контакта, дружелюбной обстановки)

Роль ведущего:

• Ведущий-посредник, задает открытые вопросы, требующие обсуждения, не ставит участников в оборонительную позицию

• Следит, чтобы никто не монополизировал дискуссию, и чтобы каждый внес свой вклад

• В конце дискуссии обобщает пункты, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения

Формы проведения групповой дискуссии

«Аквариум ». Команда делится на две подгруппы, одна из которых решает какую-либо проблему, а вторая наблюдает за действиями первой. Затем группы меняются местами. После выполнения задания проводится обсуждение полученных результатов и процесса групповой работы.

Дебаты. Структурированный обмен мнениями (по определённым правилам, в соответствии с установленным алгоритмом) между группами, стоящими на разных позициях, имеющими разные мнения, придерживающимися различных точек зрения.

Мозговой штурм

При проведении мозгового штурма необходимо соблюдать 6 правил:

• Отсутствие всякой критики

• Поощрение идей

• Равноправие участников

• Свобода ассоциаций

• Запись всех идей

• Время для инкубации

Мозговой штурм может быть реализован в формате мастерской.

1. Сформулировать вопрос, на который будет отвечать группа

2. Провести индивидуальную мозговую атаку (каждый записывает ответы на вопрос: 4 минуты)

3. Обсуждение полученных ответов в малых группах

4. Записывать формулировки горизонтально, крупно, одна идея на одном листе

5. Вывешивать карточки на стене, объединяя их в группы - кластеры по разным основаниям

6. Озаглавить полученные группы карточек

Лекция

Задачи: передача большого количества информации за короткое время. Слушатели воспринимают информацию преимущественно пассивно. При проведении тренингов используется достаточно часто.

Использовать компьютерную презентацию.

Структурировать материал по тематическим блокам.

Каждый блок завершать дискуссией, ролевой игрой.

Активизировать как можно больше каналов восприятия.

Семинар

Задачи: упорядочивание теоретического материала, обмен информацией и практическим опытом, выработка умений, контроль знаний. Слушатели более активно включены в диалог с тренером и друг с другом. При проведении тренингов используется достаточно часто.

Моделирование ситуаций

Задачи:

• анализ имеющихся данных

• поиск проблем и вариантов их решения

• слушатели активно включены в диалог друг с другом

Демонстрация

Задачи: ознакомление с новыми знаниями, методами работы, выполнением новых навыков и т. д.

Слушатели воспринимают информацию преимущественно пассивно. При проведении тренингов используется достаточно часто

Разбор конкретных ситуаций (casestudy)

Задачи:

• разбор описания определённых ситуаций из жизни замещающей семьи, родителей

• формулирование проблемы и поиск вариантов её решения Слушатели активно включены в диалог с тренером и друг с другом.

Презентация

Презентация индивидуальной и групповой работы Схема:

• выступление основного спикера

• дополнение от группы

• вопросы к выступающему

• комментарии к выступлению от других участников и фасилитатора Время: не более 15 мин Задача ведущего: придерживаться темы и регламента

Ролевые игры

Готовят к предстоящим трудным ситуациям, дают возможность проверить альтернативные действия, выбрать лучшие варианты

Задачи: передача социального опыта, овладение средствами решения задач, усвоение этических норм и правил поведения в различных ситуациях, ускоренное освоение предметной деятельности. Слушатели активно включены в игровой процесс.

Структура обсуждения:

1. Какие чувства испытал при проигрывании роли (своей, чужой)

2. Что именно произошло во время ролевой игры

3. Что помогало/мешало, сработало/нет, что можно улучшить

4. Обобщение: что вынесли, уроки, выводы

5. Как связано с реальной жизнью, как применить

Психогимнастика

Задачи: формирование или восстановление у человека бодрого и работоспособного состояния за счёт выполнения различных вспомогательных упражнений. Слушатели активно включены в совместную деятельность

Упражнения

Бывают индивидуальные, парные, в малой и большой группе.

Задачи: отработка и закрепление практических навыков.

Слушатели максимально активно включены в совместную деятельность.

Упражнение позволяет приобрести опыт структурированным путем, дает возможность учиться на собственном опыте, а не со слов ведущего

Обсуждение:

1. чувства;

2. что именно произошло во время упражнения;

3. что помогало/мешало, сработало/нет, что можно улучшить;

4. обобщение: что вынесли, уроки, выводы;

5. Как связано с реальной жизнью, как применить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: