Российский пивной рынок очень фрагментирован, т.е. на нем работают более 300 крупных и средних производителей, а также 100 мелких пивоварен. В настоящий момент наблюдается тенденция к консолидации (слияния и покупки) и к уменьшению доли мелких компаний.
Рис. 5. Структура доли пивных компаний на российском рынке в 2007-2008г.
В 2008 г. 2 лидирующие компании (ББХ и ОАО “САН Ин Бев») занимают около 50% всего рынка (см. рис. 5).
Рис. 6. Прогноз развития российского рынка пива
Сейчас потребление пива в России-35 литров на душу населения в год. Среднестатистический европеец выпивает около 83 литров пива в год.
Рынок пива в России сегодня один из приоритетных для производителей этого напитка. Если на Западе хорошим показателем считается ежегодный прирост объемов производства в 2%, то в России получается от 7 до 9%. В России 6% по итогам 2005 года. Не удивительно, что российский рынок очень интересен зарубежным инвесторам, в него вкладывают средства. Эксперты прогнозируют дальнейший рост около 6% в год (см. рис. 6).
Если сравнивать потребление пива на душу населения, то мы более чем в три раза отстаем от таких «пивопьющих» стран, как Чехия и Германия. Поэтому ресурсы еще есть. Эксперты оценивают емкость нашего рынка 87 литров в год. В Германии - 170 литров, так что 60-70% к сегодняшнему объему производства вполне можно прибавить.
Рис. 7. Структура используемой упаковки на пивном рынке России за 2007-2008 гг.
Пэт демонстрирует рост и остается важным видом упаковки. Стеклянная бутылка (0,5 л. - «евробутылка» или «чебурашка») по сей день является наиболее распространенной упаковкой для пива (см. рис. 7).
Рис. 8. Динамика дистрибуции 5 наиболее значимых компаний за 2007-2008гг., тыс.Гл.
|
Рис. 8 наглядно демонстрирует тенденцию пивного рынка России в усилении роли двух компаний - ББХ и ООО «Компания МК».
Рассмотрим степень участия иностранного капитала в российской пивной отрасли (см. табл. 6).
Таблица 6
Российские производители пива с участием иностранного капитала
Инвестор | Завод | Марки | Мощность, мГл. | |
ООО «Компания МК» | Санкт-Петербург, Клин, Москва, Иваново, Курск, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Ростов - на - Дону, Волжский, Омск. | Клинское, Толстяк, Сибирская Корона, Стела Артуа и др. местные марки. | 11,8 | |
Карсберг | Балтик Беверидж Холдинг (ББХ) Калсберг (Дания) | Балтика (С.-Петербург) Дон (Ростов) Ярпиво (Ярославль) Таопин (Тула) Челябинск (Челябинск) Пикра (Красноярск) Вена (С.- Петербург) | Балтика Дон пиво Ярпиво Арсенальное Челябинское, Золотой урал Купеческое, Юбилейное Невское, Туборг, Петергоф | 6,6 1,5 1,8 1,8 0,6 0,7 >1,0 |
Браво интернэшнл | Браво (С.- Петербург) | Бочкарев, Ловенбрау, Охота | 1,6 | |
Эфес Беверидж Груп | Князь Рюрик Эфес (Москва) | Эфес, Старый Мельник | 1,5 | |
Южно-Африканские пивоварни (САБ) | Калуга | Золотая Бочка, Хольстен, Миллер | 1,0 | |
Из данных таблицы 6 очевидно, что наиболее крупными инвесторами являются ООО «Компания МК» и ББХ. На российском пивном рынке заметное влияние оказывает иностранный капитал в лице двух наиболее влиятельных компаний. Это не удивительно: производство пива является достаточно выгодным и прибыльным бизнесом в наше динамично развивающееся время. Пиво становится образом жизни людей, неотъемлемым элементом субкультуры и моды. После затяжных кризисов российской экономики в 90-х гг., в частности кризиса производства слабоалкогольных напитков, лишь иностранный капитал сумел поставить пивной российский рынок «на ноги», но не без активного участия таланта и опыта российских пивоваров в сочетании с отечественными старыми рецептами производства пива.
|
Данная подотраслевая среда требует высокотехнологичного оборудования для достижения высоких темпов роста объема производства. Но при этом произведенные затраты способны в скором будущем значительно способствовать притоку денежных средств в виде выручки от реализации готовой продукции.
Российский рынок демонстрирует устойчивый рост за счет увеличения национального производства. Наблюдается консолидация индустрии: около половины всего рынка занимают два основных производителя - ББХ и ООО «Компания МК».
Российский пивной рынок можно охарактеризовать:
Постоянным улучшением качества продукта
Значительной поддержкой марок из Основного и Элитного Местного сегментов
Сокращением сегмента недорогого пива и ростом основного и ПЭТ сегмента
Москва и Московская область остаются крупнейшим рынком страны (24% всего рынка).