Игра в педагогике и психологии. Виды игр.




Игровые технологии в досуговой деятельности.

Игра – понятие, задачи, виды.

Игра – общение, эмоциональное состояние, средство развития индивидуальных качеств личности, метод организации, сплочения коллектива, фактор формирующий внутренний мир человека, это интересно, это именно то, что даст возможность взрослым, сделать отдых ребенка настоящим праздником. Игра – это не имитация жизни, это серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически становясь участником игры, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Задачами игры является:

- развитие – физическое, духовное, интеллектуальное, социальное, творческое, коммуникативных навыков и умений;

- досуг, организация которого стимулирует развитие; целесообразный, вариативный, праздничный, эмоциональный;

- оздоровление – природосообразное, позволяющее использовать все имеющиеся возможности природно-климатических, естественно-географических условий.

Виды игр:

1. Игры в кругу («Телеграмма», «Арам-шим-шим», «Дядя Абрам», «Чуки до пшоду»).

2. Игры на знакомство («Снежный ком», «Американский студент», «Скульптура»

3. Игры с залом («Дождик», «Гол – мимо», «Светофор», «Мы на ярмарку ходили»,)

4. Подвижные спортивные игры («Хвост дракона» «Птички на дереве»)

5. Игры в воде («Баба села на горох», «Тритоны», «Цапля и лягушка»

Игровые тренинги.

С помощью специальных упражнений можно тренировать свою эмоциональную память, фантазию, воображение, учиться видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать.

Игровой тренинг – своеобразная форма обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также форма соответствующей их коррекции. Тренинг – это система специфических упражнений, выполнение которых позволяет личности выработать установку на позитивные взаимоотношения и взаимодействия в целом.

Правила проведения тренинга:

1. доверительный стиль общения;

2. общение по принципу «здесь и теперь»;

3. персонификация высказываний;

4. искренность в общении;

5. конфиденциальность всего происходящего в группе;

6. определение сильных сторон личности;

7. недопустимость непосредственных оценок человека.

 

Игра в педагогике и психологии. Виды игр.

Игра – явление сложное и многогранное. Игра стала важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Она - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Можно выделить следующие её функции:

1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6.дидактическая функция - реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

7. функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.

8. компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни[3].

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.
Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами[4].

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно[5].

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Виды игр

Условия эффективности игры как воспитательного средства
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры[6]. Примеры таких игр: «Нитка и иголка», «Море волнуется раз», «Медвежья берлога».

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно. Например: «Шишки, желуди, орехи», «Платочек», «Красная Шапочка, белое перо».

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослыхи в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Творческие игры: «Ромашка», «Сказка в разных жанрах», «Газета».

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия[7].

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна ссюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными[8].
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей[9]. Примеры таких игр: «Пальчиковые», «Игровые импровизации», «Настольные театры иллюстраций или игрушек», «Стенд-книжка», «Театр теней».

Еще один вид игр ­– дидактический. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль[10].

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей. Примерами дидактических игр могут быт быть такие: «Игры с предметами (игрушки, природные материалы)», «Настольные игры», «Словесные игры».

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Примеры:

«Придумай нотам имена». В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито

«Звуки вокруг нас». Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет. Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.

«Цветы». Число игроков и возраст не ограничены, а вот песни можно петь только про цветы и растения. Игроки собираются в кружок, выбирается ведущий. Он называет растение, а участники игры должны вспомнить одну или несколько песен, где оно упоминается. Исполнять можно как всю песню, так и одну строчку, где упомянуто данное растение. Ведущий должен загадывать только те растения, которые есть в песнях. Например, песен про можжевельник или огурцы еще не придумано, но зато про розы или хризантемы их достаточно, есть даже строчка про картошку. Если ведущий загадал распространенное в песнях растение, то заменит его тот, кто первым вспомнит и исполнит песню.

Использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы требования, которые они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2.Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3.Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4.Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5.Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей[11].

 

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературой игры позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В процессе игры не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших, она должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы[11].

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и др.
Важно отметить, что игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).
Заключение

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

 

Список литературы

 

  1. Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.
  2. Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.:Педагогика, 1995. – 435 с.
  3. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 435 с.
  4. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.:Просвещение, 1998.–231с.
  5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.:Речь, 2004. – 272 с.
  6. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.:Педагогика, 1997. – 387 с.
  7. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.
  8. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
  9. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.
  10. Сиденко А. "Игровой подход в обучении"// Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 134 - 137.
  11. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 352 с.
    Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: