Содержание
Введение
Анализ полученной информации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я, Цуканова Оксана, студентка ГБОУ ВПО СГИК, 2 курса, гр. 29, в период с _________________ по _________________ года прошла музейную экскурсионную практику в соответствии с учебным планом специальности 033000.62 «Культурология».
Место прохождения практики: Самарский областной историко-краеведческий музей им.П.В. Алабина.
Цель практики — закрепление в практической деятельности теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.
При прохождении музейной практики передо мной стояли следующие задачи:
- углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: археологии, истории России, истории Древнего мира и др.;
- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев;
- развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;
- воспитание любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе;
- воспитание нравственных качеств приобщением к культурному наследию;
- повышение общего уровня культуры.
Анализ полученной информации
Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов института следует из определения художественного музея.
«Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры».
|
Объектом прохождения музейной практики я выбрала Самарский областной историко-краеведческий музей им.П.В. Алабина.
Это один из старейших музеев не только Самарской области, но и всей страны в целом. Он бы основан в ноябре 1886 года.
В музее представлено более 35 коллекций экспонатов, принадлежащих к разным историческим эпохам.
Проходя обучение в Самарском Государственном Институте Культуры, согласно учебной программе нашей специальности, мы изучали такую учебную дисциплину, как «Археология». Соответственно, при прохождении учебной практики особый уклон был сделан именно на знакомство с археологической коллекцией музея им. Алабина.
Из истории музея известно, что основу археологической коллекции заложил еще сам Петр Владимирович Алабин — основатель Самарского публичного музея. Сейчас в фондах музея хранится более 300 археологических коллекций, включающих в себя около 40 000 предметов. В собрании имеются уникальные предметы, происходящие с территории современных Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей, а также Татарстана и Марийской республики.
Археологическая коллекция музея разделена на группы соответственно историческим эпохам:
§ Каменный век
§ Бронзовый век
§ Ранний железный век
§ Раннее средневековье
§ Средневековье, Волжская Болгария
§ Средневековье, Золотоордынский период
В каждой из представленных групп я познакомилась с предметами, использовавшимися в бытовой жизни человека, такими как орудия труда: наконечник стрелы, топор, крючок для рыбной ловли, шило, серп, иглы, ножи, а так же посуда (как найденная при раскопках, так и смоделированная искусственно); предметы декоративно-прикладного искусства: подвески, кольца, ожерелья, серьги и др. Особенный интерес представляют жертвенные алтари раннего железного века. Экскурсия сопровождалась подробным рассказом, из которого я узнала, об особенностях повседневной жизни древнего человека. Особое внимание уделено похоронным обрядам, свойственным культурам народов, населявших территорию Самарской области в древности. Так же в музее представлены примерные модели черепов и внешности людей, соответственно каждому историческому периоду.
|
Заключение
В ходе музейной практики, мною были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель.
Посещение музея им. Алабина, как и любого другого музея, занимающегося коллекционированием и систематизацией исторических и культурных ценностей, не только поднимает общий культурный уровень студента и углубляет его знания, но и делает нечто несравненно большее, чего часто не в состоянии сделать простое прослушивание лекций. Именно находясь в окружении предметов быта древности, переходя от стенда к стенду, учишься наблюдать не только совершенствование орудий труда или посуды, но и тяжелую каждодневную борьбу человека с погодными условиями, с животным миром, с враждебными племенами, через которые проявляется воля к жизни. Наблюдаешь, как из неосознанной еще необходимости выживать рождается творчество.
|
С исторической точки зрения, посещение подобного рода экспозиций воспитывает в человеке любовь и интерес к истории своего края. Появляется желание восстановить в голове всю последовательность исторических событий, связанных с Самарской областью. Это то, что уводит нас вглубь веков, не только обогащая новыми знаниями, но и рождает понимание связи культур и поколений. Нам часто кажется, что окружающий мир оторван от истории. Но это не так. Приобщаясь к культурному наследию своего края, начинаешь чувствовать свое место в смене времен, свою ответственность перед потомками.
Список использованных источников
1. Кабытов П.С.. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней (Бронзовый век)/Изд-во: Самарский научный центр РАН, 2000.
2. Мартынов А.И., Археология/ М., 1996.
3. Рогачев А.Н., Палеолитические жилища и поселения/М., 1970.
4. Шулепов Э.А., Основы музееведения/ М.:Едиториал УРСС, 2005.
5. Халиков А.Х., Древняя история Среднего Поволжья/М., 1969.