Научно-технический прогресс.




Основные тенденции развития мировой художественной культуры.

4. Культура России: от соцреализма к свободе творчества.

Развитие научной мысли.

Теория относительности. В 1905 г., когда в России началась первая в истории XX в. революция, в швейцарском городе Берне работник патентного бюро А. Эйнштейн отправил в физический журнал статью, положившую начало революции в естественнонаучной картине мира. В статье рассматривалось движение материальных тел со скоростью, близкой к скорости света в вакууме. На этой основе Эйнштейн сформулировал специальную теорию относительности, а позже им была разработана и общая теория относительности. Если первая распространялась лишь на прямолинейное равномерное движение, то вторая — на ускоренное движение и явления тяготения.

В физической картине мира, обоснованной И. Ньютоном, пространство выступало как бесконечная протяженность, в нем размещались материальные тела и протекали материальные процессы. Время же обладало нейтральностью к любым изменениям во Вселенной. В отличие от законов классической ньютоновской механики, в теории относительности Эйнштейна пространство и время обладали не постоянными, а меняющимися свойствами. Из этой теории следовало, что при движении тел могут меняться не только их размеры, но и течение времени, а это означало отсутствие единого времени во Вселенной. Оказалось также, что между массой и энергией существует тесная взаимосвязь и что мельчайшие частицы материи обладают внутренней энергией. Это были новые, революционные представления о материальной Вселенной.

Проникновение в микромир. На исходе XIX в. были сделаны три открытия, позволившие ученым проникнуть в не видимый глазу физический микромир. Немецкий ученый В. Рентген обнаружил неизвестные ранее лучи, названные его именем. Во Франции А. Беккерель открыл радиоактивность урана (явление атомного распада), а супруги П. Кюри и М. Склодовская-Кюри посвятили свою жизнь изучению радиоактивных веществ (открытие радия). Их исследования проложили путь к познанию микромира. После того как англичанин Дж. Томсон доказал существование электронов, началось проникновение человека в структуру атома. За несколько десятилетий физиками разных стран было открыто множество мельчайших частиц. Английский ученый Э. Резерфорд и датчанин Н. Бор разработали планетарную модель атома.

Границу между областями материального мира, в которых действуют законы классической и квантовой механики, определил немец М. Планк. Он доказал, что излучение не является непрерывным потоком энергии, а состоит из отдельных порций — квантов. В 20-х гг. В. Гейзенберг и М. Борн заложили основы квантовой механики, выявляющей закономерности движения микрочастиц во внешних полях. Развивая их взгляды, ученые установили, что в физическом микромире действуют закономерности, согласующиеся с принципами теории относительности, а не с законами классической механики.

Накануне Второй мировой войны ученые вплотную подошли к возможности управления процессом выделения ядерной энергии. Предпосылками для этого стало выделение искусственных радиоактивных изотопов (супруги Ф. Жолио и И. Жолио-Кюри во Франции) и расщепление ядра урана под действием нейтронов (немцы О. Ган и Ф. Штрасман). Разработка физики микромира стала общим делом ученых разных стран. Научные школы физиков развивались как международные. Так, в лаборатории Ре-зерфорда в течение ряда лет работал советский ученый П. Л. Капица.

С началом Второй мировой войны развитие теоретической и эксперименталь­ной физики микромира оказалось тесно связанным с проблемой создания ядерного оружия. По мере накопления знаний о микромире возникла необходимость классификации мельчайших частиц. Эта задача, в какой-то мере сравнимая с созданием периодической системы химических элементов, была выполнена в 60-х гг. американцем М. Гелл-Маном. Со времени классификации Д. И. Менделеевым 63 химических элементов их число постоянно увеличивалось, и к 1940 г. пустующие клетки таблицы были заполнены вплоть до номера 92 (уран). Дальнейшие открытия были связаны с синтезом не существующих в природе трансурановых элементов. Последний из них по счету — 116-й — был получен в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (под Москвой) в 2000 году.

Космология. Изучение космических лучей и появление гигантских телескопов значительно расширили представления человека о Вселенной. С помощью радиоспектрального анализа была доказана химическая однородность Вселенной, состоящей из одних и тех же элементов, будь то Земля или звезды. Была открыта девятая планета Солнечной системы — Плутон. Ученым удалось установить, что туманности на небесном своде — не что иное, как галактики (впервые это было доказано применительно к туманности Андромеды). Вселенная стала осознаваться как совокупность множества галактик и разнообразных по величине, плотности и температуре звезд.

Астрономические наблюдения свидетельствовали о применимости теории относительности к объяснению космических явлений. Российский математик А. А. Фридман выдвинул гипотезу о расширении Вселенной. Американский ученый Э. Хаббл на основе наблюдений за смещением линий спектра придал этой гипотезе эмпирическое обоснование. Именно в процессе расширения Вселенной возникали звезды и галактики. Во второй половине XX века в научном мире утвердилась идея о происхождении Солнечной системы из газово-пылевого облака.

Познание тайн живой природы. Для познания функционирования организмов животных и человека огромное значение имели эксперименты И. П. Павлова в области физиологии и высшей нервной деятельности. Ученый изучал процесс взаимодействие живых организмов и внешней среды, реакция на влияние которой осуществляется через условные и безусловные рефлексы.

В 20—30-х гг. были проведены исследования, позволившие выде­лить из человеческого организма в чистом виде ферменты и витамины, а затем воспроизвести их химическим путем. Благодаря этому удается спасать людей от ряда болезней. Были получены принципиально новые лекарства — антибиотики, которые обладают свойством разрушать опасные для человека микроорганизмы. В годы Второй мировой войны антибиотики, особенно выделенный из плесени пенициллин, и синтезированные химические лекарства с аналогичными свойствами (стрептоцид и неорганические сульфиды) спасли жизни сотен тысяч людей.

В начале XX в. в США сложилась возглавлявшаяся Т. X. Морганом научная школа биологов-генетиков. Ей принадлежит заслуга создания хромосомной теории наследственности. Было доказано, что передача наследственных признаков и изменение наследственных свойств (мутация) происходят на генно-хромосомном уровне. Российский ученый Н. К. Кольцов первым выдвинул подтвержденную затем гипотезу молекулярного строения хромосом. Эти открытия легли в основу научно обоснованного выведения новых сортов растений и видов животных. Генетик Н. И. Вавилов был одним из создателей современного учения о биологических основах селекции. Он организовывал экспедиции в разные страны и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений.

В 40-х гг. ученые определили, что в генах находится дезоксирибо-нуклеиновая кислота (ДНК), которая является информационным носителем наследственных признаков. В 50-х гг. англичанин Ф. Крик и американец Дж. Уотсон завершили создание модели ДНК, а вскоре удалось получить рентгенограммы молекулы ДНК и установить ее структуру. В 70-х гг. начала развиваться генная инженерия — целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов. В конце XX в. английские ученые клонировали овцу (получившую имя Долли). В 2000 г. американские исследователи установили генетическую структуру вибриона холеры; в лабораториях США и Англии расшифровали генетический код человека. Как заметил президент США У. Клинтон, теперь мы знаем программу, руководствуясь которой Бог создал человека.

На протяжении XX столетия интенсивно развивалась психология. У истоков теории психоанализа, получившей широкое распространение, стоял австрийский ученый 3. Фрейд. Согласно его взглядам, решающее значение в поведении людей имеют бессознательные мотивации. В бессознательный пласт психики вытесняются переживания и неисполнившиеся желания, которые влияют на сознание человека. Теория психоанализа используется как в культурологии и социальной психологии, так и в практической медицине (лечение с помощью психоанализа). Если Фрейд и его последователи делали акцент на бессознательном, то российский ученый Л. С. Выготский основное внимание уделял изучению сознания. Им была основана крупная научная школа в психологии.

Учение о ноосфере. Слово «ноосфера» в переводе с древнегреческого означает «область разума». Создателями учения о ноосфере являются француз П. Тейяр де Шарден и наш соотечественник В. И. Вернадский. Оба они отличались разносторонностью научных интересов. Вернадский получил известность как основоположник наук о Земле (геохимии, биогеохимии, радиологии), мыслитель-естествоиспытатель, историк научной мысли; Тейяр де Шарден — как католический теолог, философ, геолог, палеонтолог, археолог.

Суть учения о ноосфере заключается в том, что разум человека стал планетарным явлением и направляемая им человеческая деятельность оказывает определяющее биогеохимическое влияние на природу, меняет лик Земли. Ноосфера представляет собой особую стадию в эволюции биосферы. В ноосфере, взаимодействуя, сливаются развивающееся общество и изменяемая им природа. Переход в эту стадию требует от человечества целостности, скоординированности действий в планетарном масштабе, утверждения гуманистических идеалов. Только гуманистическая научная мысль может предотвратить опасные для человечества и всего живого на Земле последствия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс.

Развитие транспорта. В двадцатое столетие человечество входило с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили первый полет на самолете. В течение всего XX в. происходило совершенствование транспортных средств.

На железной дороге паровозы были вытеснены тепловозами, которые, в свою очередь, уступили место электровозам. Первая в СССР электрифицированная железнодорожная линия Баку—Сабунчи была введена в эксплуатацию в 1924 году. Во второй половине века появились скоростные железные дороги. В Японии, например, они связывают Токио с югом острова Хоккайдо, а во Франции — Париж с Марселем. Во многих крупных городах мира действуют линии метро, которые часто выходят в пригородные зоны. Это позволяет миллионам людей в течение дня быстро перемещаться в пределах мегаполисов.

Уже в начале XX в. пароходы стали вытесняться теплоходами. Увеличивалась грузоподъемность судов. На затонувшем в 1912 г. при столкновении с айсбергом теплоходе «Титаник» находилось около 2 200 пассажиров. К концу столетия комфортабельные океанские лайнеры, гигантские нефтеналивные танкеры, технически оснащенные рыболовные флотилии освоили морские просторы.

Густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью в несколько десятков миллионов километров покрыла планету. После Первой мировой войны автомобиль стал одним из основных транспортных средств. Благодаря внедрению конвейерного производства появились модели машин, доступные людям со средним достатком. В 1924 г. в СССР на заводе АМО (ныне — ЗИЛ) были произведены первые полуторатонные грузовики. После Второй мировой войны автомобиль завоевал весь мир, превратился в один из символов XX века. Повсеместно началось строительство скоростных автомагистралей, предприятия выпускали машины разного назначения и разных марок, миллионы людей стали владельцами личных автомобилей.

Авиастроение, как и автомобилестроение, получило бурное развитие после Первой мировой войны. Создание новых типов самолетов было связано с именами талантливых конструкторов: В. Мессершмитта и Э. Хейнкеля в Германии, И. И. Сикорского в США, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева и А. С. Яковлева в СССР. Вторая половина столетия характеризовалась быстрым развитием реактивной авиации. В 1947 г. американский самолет впервые преодолел сверхзвуковой барьер. В 50-х гт. в небе появились реактивные пассажирские авиалайнеры (американский «Боинг» и советский Ту-104), в 1968 г. состоялся первый демонстрационный полет сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. На дальних магистралях на смену турбовинтовым пришли реактивные самолеты. Наряду с самолетами во второй половине XX в. широкое применение получили вертолеты. Первый успешный полет в 1939 г. совершил вертолет, созданный американским конструктором русского происхождения Сикорским.

В 1927 г. американский летчик Ч. Линдберг за 33,5 часа совершил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, в конце века сверхзвуковой «Конкорд» доставлял пассажиров из Америки в Европу за 3,5 часа. В начале 90-х гг. мировой парк гражданской авиации насчитывал порядка 15 тыс. магистральных пассажирских самолетов и 300 тыс. самолетов специального назначения (транспортных, санитарных, служебных и др.).

Ядерное оружие и атомная энергетика. Развитие физики микрочастиц привело к концу 30-х гг. к созданию технических предпосылок для использования атомной энергии. За год до начала Второй мировой войны немецкие физики О. Ган и Ф. Штрасман произвели расщепление атома урана. Но первой страной, где появились ядерные реакторы и была создана атомная бомба, стали США. В разной степени к ее созданию были причастны крупнейшие физики из разных стран, эмигрировавшие в Америку: итальянец Э. Ферми, построивший первый ядерный реактор в Чикаго, венгры Э. Теллер и Л. Сцилард, датчанин Н. Бор. Лабораторию в Лос-Аламосе, где работали эти ученые, возглавил американский физик Р. Оппенгеймер. 16 июля 1945 г. в пустыне штата Нью-Мексико был произведен взрыв первой атомной бомбы.

В Советском Союзе первый ядерный реактор был запущен в 1946 г., а спустя три года проведены испытания атомной бомбы. Над этим работал коллектив ученых, в который входили И. В. Курчатов, Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон, совместно в 1939—1941 гг. рассчитавшие цепную реакцию урана. СССР стал второй ядерной державой.

В 1953 г. были осуществлены испытания атомной бомбы в Англии, первых водородных бомб — американской, созданной группой ученых под руководством Теллера, и советской. В СССР теоретические основы создания бомбы, а также управляемой термоядерной реакции разработали И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров. Позже к числу ядерных держав присоединилась Франция, а затем — Китай. В самом конце XX в. ядерным оружием обзавелись Индия и Пакистан.

Использование атомной энергии в военных целях привело к созданию подводных лодок с атомным реактором. Первая из них в 1954 г. была спущена на воду в США, а в 1960 г. американская атомная подводная лодка, не поднимаясь на поверхность, за 84 дня совершила кругосветное плавание. Подобные многодневные плавания, в том числе и подо льдом Северного Ледовитого океана, совершали советские подводные лодки.

Благодаря разработке управляемой термоядерной реакции стало возможным применение атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. в СССР, в городе Обнинске, начала работать первая в мире экспериментальная атомная электростанция, а в 1956 г. в Англии вступила в действие первая промышленная атомная электростанция.

Ракетостроение и космонавтика. К первым десятилетиям XX в. относится теоретическое (физическое, математическое и техническое) обоснование возможности космических полетов. Основоположником научной космонавтики в России стал учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский, разработавший инженерные решения конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. К основоположникам ракетостроения и космонавтики можно отнести также работавшего в Германии, Италии и США Г. Оберта, который написал первый в Западной Европе фундаментальный труд, посвященный космическим полетам.

Самые значительные достижения в ракетостроении связаны с именами С. П. Королева и В. фон Брауна. Оба они проводили успешные испытания ракет еще в 30-х годах. Королев с 1945 г. стал ведущим конструктором и организатором ракетостроения в СССР. Под руководством Королева, а затем его сподвижников и преемников В. Н. Челомея и М. К. Янгеля, создавались ракеты разных типов, выводившие на орбиту Земли искусственные спутники и космические корабли. Браун был одним из руководителей германского военно-исследовательского ракетного центра. Он являлся главным конструктором баллистической управляемой ракеты «Фау-2», которая запускалась с материка и нанесла немалый урон английским городам. В дальнейшем Браун работал ведущим конструктором ракет-носителей в США.

4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, а спустя месяц — второй, с собакой Лайкой на борту. Осенью 1959 г. «Лунник-3» сфотографировал обратную сторону Луны и передал эти снимки на Землю. Вслед за советскими спутниками на околоземных орбитах появились и американские. Следующий решающий прорыв в космос также принадлежал советским ученым и конструкторам. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин за 108 минут облетел Землю на космическом корабле «Восток». Вскоре, 5 мая, в США был выведен на околоземную орбиту корабль с астронавтом А. Шепардом. В августе пилотируемый Г. С. Ти­товым «Восток-2» совершил 17 витков вокруг нашей планеты.

В 60-х гг. на орбите произошла первая стыковка двух космических кораблей, запускались автоматические межпланетные станции: советская — к Марсу и американская — к Венере. Советский космонавт А. А. Леонов, а затем и американский астронавт Э. Уайт выходили из кораблей в открытый космос. Космические аппараты сверхдержав совершали посадку на поверхность Луны, брали пробы грунта и сообщали информацию о его составе на Землю. Советский аппарат опускался на поверхность Венеры; американский пилотируемый корабль «Аполлон-8» совершил облет Луны. Летопись космических достижений 60-х гг. завершила высадка американцев Н. Армстронга и Э. Олдрина на Луну с корабля «Аполлон-11» в 1969 г. и доставка на Луну советского самодвижущегося аппарата «Луноход-1» в 1970 году.

Последняя треть XX столетия ознаменовалась осуществлением международных проектов по освоению космоса, созданием американских кораблей многоразового использования и советских долговременных космических станций. Наибольший срок в околоземном пространстве отработал орбитальный научно-исследовательский комплекс «Мир» (1986—2001 гг.), на котором были установлены все рекорды длительности пребывания человека в космосе.

Информационные и компьютерные технологии. Еще в последние десятилетия XIX в. в жизнь стали входить такие способы передачи информации, как телеграф и телефон. Новым революционным шагом в развитии средств связи стало применение радио. Его изобретателями были русский ученый А. С. Попов и итальянец Г. Маркони. Регулярные радиопередачи начались в США в 1920 г. и в России в 1924 году. К концу 30-х гг. в Советском Союзе были радиофицированы города, а в центре большинства сел появились так называемые «громкоговорители» — радиоточки, рассчитанные на коллективное прослушивание передач. С появлением беспроволочных комнатных радиоприемников неизмеримо расширилось индивидуальное информационное поле. Теперь можно было, используя различные диапазоны радиоволн, слушать десятки передач, как «своих», так и иностранных. В науке, технике, медицине начали возникать новые области применения радиоволн и других электромагнитных колебаний: радиофизика, радиоастрономия, радиобиология, радиология, радиолокация, радионавигация. Возникла радиотелемеханика — область знания, связанная с разработкой управления машинами и механизмами на расстоянии (беспилотные самолеты, различные исследовательские аппараты, роботы и др.).

В первые десятилетия XX в широкое распространение получили звуковоспроизводящие устройства — граммофоны и патефоны. Благодаря совершенствованию звукозаписи в 20—30-х гг. наступила новая эра в кинематографе: на смену «немым» фильмам пришли звуковые.

Еще одним информационным «переворотом» стало возникновение телевидения. Существенный вклад в разработку визуальных средств передачи информации внес ученый и изобретатель В. К. Зворыкин, эмигрировавший в 1919 г. из России в США. Практическое освоение телевидения началось в 30-х годах. В СССР регулярное телевещание стало осуществляться после Великой Отечественной войны.

Вторая половина XX в. стала временем рождения и расцвета кибернетики — науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации, лежащей в основе создания автоматических регуляторов в технике, систем для автоматизации интеллектуального труда (компьютеров), систем управления. Отцом науки об информации является американский ученый Н. Винер, разработавший ее основы и давший название «Кибернетика» своей книге, которая была издана в 1948 году. На рубеже 40—50-х гг. в США и СССР почти одновременно были изобретены транзисторы. Таким образом, были созданы теоретические и практические условия для рождения компьютерной техники.

Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в послевоенное десятилетие, и с тех пор одно поколение компьютеров периодически сменяет другое. Совершенствование техники привело в 70-х гг. к созданию персонального компьютера. Широкое распространение персональных компьютеров, внедрение роботов и автоматизация производства ознаменовали технологический переворот на основе микроэлектроники, переход сообщества стран Запада в постиндустриальную стадию. Появление на исходе XX в. глобальной компьютерной сети интернет позволило накапливать, хранить и распространять любую информацию (научную, техническую, экономическую, политическую, художественную и др.) по всему миру. Мобильная спутниковая телефонная связь позволяет вести разговор, минуя стационарную сеть и находясь в любой точке земной поверхности. В то же время важную роль в человеческом общении продолжает играть более дешевая кабельная связь. Не случайно в 90-х гг. был проложен трансокеанский подводный кабель из Англии в Японию протяженностью в 25 тыс. миль.

В 2000 г. Нобелевскую премию по физике получили американские ученые Г. Кремер и Дж. Килби и российский академик Ж. Алферов за исследования 60—70-х гг., приведшие к созданию интегральных транзисторных схем, солнечных батарей на космических станциях, развитию лазерной техники.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры.

Авангардизм. Авангардная культура — это совокупность разнообразных эстетических течений, которые объединяет новаторство в формах, стиле, языке, зачастую безудержное, революционно-разрушительное по отношению к прежнему, условно называемому классическим, искусству и традиционному быту. Авангардизм как явление обозначил­ся уже в конце XIX в., многие его течения сформировались в начале XX в., а в 20—30-х гг. он уже являл собой мощный пласт мировой художественной культуры.

При всем разнообразии течений авангардной культуры в них силен элемент экспериментаторства и демонстративного отказа от зеркального отображения видимой действительности, присущего реалистически-натуралистическому искусству XIX — начала XX века. Появление авангардизма было тесно связано с научно-техническим прогрессом и новыми общественными идеями (коммунистическими, анархическими, ницшеанскими и т. д.), отрицанием «старого мира», мещанских идеалов, академического искусства. Причем для одних течений и творческих объединений характерно воспевание новаций (например, плодов научно-технического прогресса), для других — их неприятие.

Всемирно известными художниками-авангардистами были работавшие во Франции Ф. Леже, живописец испанского происхождения П. Пикассо, один из лидеров школы фовизма (от франц. «дикий») А. Матисс, эмигрант из России М. Шагал.

Зародившееся в начале XX столетия абстрактное искусство получило свое живописное выражение в композициях из геометрических фигур и бесформенных цветовых гаммах. Наиболее известными представителями абстракционизма были русские художники К. С. Малевич и В. В. Кандинский, творчество которого стало частью западноевропейского искусства.

Эпатажным течением в искусстве был сюрреализм («сверхреализм», «надреализм»). Для его представителей были характерны свободные ассоциации, парадоксальная алогичность, «новое мифотворчество», метафоричное воспроизведение действительности. Можно сказать, что это «мир наизнанку», а в каких-то случаях и демонстрация «изнанки мира». Ярким выразителем сюрреализма в живописи являлся испанский художник С. Дали.

Для авангардистской художественной прозы характерен так называемый «поток сознания», т. е. воспроизведение переживаний и размышлений литературных героев не в логической упорядоченности, а как бы в стенографической записи. Такая проза порой производила впечатление абсурдности происходящего. Авангардистского направления придерживались писатели: ирландец Дж. Джойс (роман «Улисс»), австриец Ф. Кафка («Процесс», «Замок»). Такие выдающиеся представители литературы, как американец У.Фолкнер («Сарторис» и др.), русский писатель А. П. Платонов («Чевенгур», «Котлован»), сочетали в своем творчестве реалистические и авангардистские приемы. Темами поиска смысла жизни, абсурдности ее, одиночества человека пронизаны романы Г. Гессе («Игра в бисер»), французов Ж.-П. Сартра («Дороги свободы») и А. Камю («Чума»).

В театральном искусстве Запада в 50-х гг. авангардизм был представлен так называемой драмой абсурда, которая раскрывала в притчах-символах бессмысленность человеческого существования, алогизм человеческого поведения. Основоположниками театра абсурда были драматурги С. Беккет («В ожидании Годо») — ирландец, писавший на французском и английском языках, и Э. Ионеско («Носорог») — румын, живший во Франции.

Наряду с сюрреалистической литературой и живописью на Западе возникло и развивалось сюрреалистическое киноискусство (творчество И. Бергмана, Р. Поланского, А. Хичкока). Сюрреалистическая традиция сказывалась и в фильмах советского кинорежиссера А. А. Тарковского («Сталкер», «Ностальгия»).

Несмотря на то, что одни авангардистские течения сменялись другими, основные принципы модернистской эстетики с ее нацеленностью на образное формотворчество оставались неизменными на протяжении всего XX в.

Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. В XX в. многие выдающиеся художники слова и кисти, отвергая авангардизм, ориентировались на реалистическое искусство. В то же время характерные для авангардистов поиски новых форм оказали влияние на их творчество. К таким писателям, например, относится эмигрировавший из России В. В. Набоков. Его произведения 20—30-х гг. написаны на русском языке («Защита Лужина» и др.), а более поздние — на английском («Лолита», «Ада», «Другие берега»).

Многие романы, написанные известными писателями в первой половине столетия, относятся к жанру «фамильных» эпопей. Но судьбы их героев не замыкались в сфере личного, а разворачивались на фоне характерных для той или иной эпохи социальных потрясений. Такова «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси (Англия).

После Первой мировой войны в литературу пришли писатели, темой творчества которых стала драма так называемого «потерянного поколения», чья молодость была искалечена войной. Этому поколению были посвящены романы немца Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» и «Три товарища», американца Э. Хемингуэя «Фиеста» и «Прощай, оружие».

После Первой мировой войны интенсивно развивалось киноискусство. В 20-х гг. широко демонстрировались немые фильмы разных жанров: сентиментальные с участием М. Пикфорд, романтические с Г. Гарбо, комедийные с Ч. Чаплином, ковбойские с голливудскими киногероями. В 30-х гг. их сменили звуковые фильмы с новыми кинозвездами. В год начала Второй мировой войны вышли в прокат американские фильмы «Унесенные ветром» и «Грозовой перевал», до сих пор не сходящие с экрана.

Трагедию растерзанной национал-социалистами Германии глубоко переживали оказавшиеся в эмиграции писатели-антифашисты. Так, типичная судьба еврейской семьи в гитлеровской Германии была описана в романе Л. Фейхтвангера «Семья Оппенгейм» («Семья Опперман»). В поисках ответа на насущные вопросы современности многие немецкие писатели обращались к истории. Л. Фейхтвангер создал трилогию, главным героем которой стал римский историк I в. н. э. Иосиф Флавий, Г. Манн — дилогию о французском короле Генрихе IV и эпохе религиозных войн, его брат Т. Манн — тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья».

После Второй мировой войны многие деятели культуры обратились к теме человека, искалеченного войной и фашизмом. Этот мотив длительное время был ведущим в творчестве немецкого писателя Г. Белля («Бильярд в половине десятого» и др.), в итальянском киноискусстве неореализма с его пронзительными сюжетами из жизни маленького человека. В получившем известность романе-антиутопии английского писателя Дж. Оруэлла «1984» будущее было представ­лено в образе тоталитарного общества, основанного на физическом и духовном насилии.

Плюралистическая художественная культура конца XX века. В искусстве второй половины столетия постепенно размывались эстетические границы между авангардизмом и реализмом. Так, в романе колумбийского писателя Г. Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» (1967 г.) причудливо переплетаются фольклорно-мифологические мотивы и сугубо реалистические зарисовки, пародируются разные литературные традиции и создается метафорическая картина жизни Латинской Америки. Такое же причудливо-парадоксальное совмещение реалистического и фантасмагорического характерно для творчества аргентинского писателя X. Кортасара («Книга Мануэля» и др.), бразильца П. Коэльо («Алхимик»), японца Кобо Абэ («Женщина в песках»). Обращаясь к историческим сюжетам, писатели сочетали языческие и христианские легенды с философско-культурологическим осмыслением истории и современности. Таково творчество серба М. Павича («Хазарский словарь») и итальянца У. Эко («Имя розы»).

В кинематографии к символико-метафорическому жанру можно отнести фильмы М. Скорсезе «Последнее искушение Христа», А. А. Тарковского «Жертвоприношение». Образы реального мира и их субъек­тивное преломление в восприятии героев переплетаются в фильмах Ф. Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»).

Музыка. Существенный вклад в развитие мирового музыкального искусства в начале XX в. внесли русские композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и И. Ф. Стравинский. В дальнейшем Рахманинов и Стравинский эмигрировали из России и позднее включились в музыкальную жизнь США. Воспитанный на традициях русской классической музыки, Стравинский отразил в своем многолетнем творчестве чуть ли не все разновидности модернизма. Большая часть поздних сочинений Стравинского, автора ряда опер и балетов, связана с религиозной тематикой («Священное песнопение», «Плачи» и др.). Вершиной его творчества стал написанный в 60-х гг. «Реквием».

В течение всего XX в. в США сосредоточивались крупные музыкальные исполнительские силы. Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры были известны во всем мире. Видным американским композитором был Дж. Гершвин. В опере «Порги и Бесс» и других своих произведениях он использовал элементы джаза — нового для XX столетия направления в музыкальном искусстве, уходя­щего своими корнями в пласты афро-американского фольклора. Изве­стнейшим американским джазовым музыкантом-импровизатором был трубач и певец Л. Армстронг. Во второй половине столетия в США сформировался новый сценический жанр — мюзикл, сочетающий элементы шоу, оперетты, балета, мелодрамы.

Возрождение английского музыкального театра во многом связано с творчеством композитора и дирежера Б. Бриттена, который опирался на национальные традиции XVI—XVII веков. С Лондоном связали свою сценическую деятельность блестящие русские балерины А. П. Павлова и Т. П. Карсавина. Карсавина в течение 15 лет была вице-президентом английской Королевской академии танца. Обе балерины выступали на сценах Парижа, Берлина, Монте-Карло и других городов. Огромной популярностью пользовались постановки русских хореографов В. Ф. Нижинского, С. М. Лифаря, Г. М. Баланчина. Баланчин за полвека сформировал в США новую, американскую традицию классического танца.

В 60-х гг. победным шествием по всему миру прошла рок-музыка, характерной чертой которой является экспрессивный ритм, использование электронных инструментов, первоначальная ориентация на молодежную аудиторию. У ее истоков в 50-х гг. стояли чернокожие американские музыканты и их последователь певец Э. Пресли, именовавшийся «королем рок-н-ролла». Члены британской группы «Битлз» (Дж. Лен-нон, П. Маккартни, Дж. Харрисон, Р. Старр) придали рок-музыке социальный заряд и стали синтезировать ее с другими стилями. Подхватившие их идеи музыканты в последней трети столетия создали пеструю звуковую палитру, в которой характерные для рока черты переплелись с европейской классикой, народными песнями, джазом, восточными мотивами, электронной психоделикой.

Архитектура. Авангардистские тенденции были характерны и для архитектуры XX века. Одним из основоположников новых подходов к архитектурному творчеству был француз Ш. Э. Ле Корбюзье. В книге «Планировка городов» он выступал за то, чтобы придавать конструкциям зданий эстетическую выразительность за счет использования новейших строительных материалов. По его проекту в Москве был воздвигнут Дом Центросоюза (ныне здание ЦСУ), строгие геометрические линии которого сочетаются с огромными застекленными поверхностями. Причудливыми, фантастическими формами отличались здания, построенные испанским архитектором А. Гауди (частные дома, собор Святого семейства в Барселоне).

Для второй половины столетия характерно стремление архитектором органически вписать здания окружающий ландшафт, сделать их максимально функциональными внутри, сохраняя различные авангардистские подходы к внешним формам. Образцами современной архитектуры являются построенный в конце 50-х гг. город Бразилиа с удивительными, необычными по композиции административными и общественными зданиями (архитектор О. Нимейер), международный аэропорт в Вашингтоне, площадь перед комплексом ООН в Нью-Йорке, Национальный центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже.

Массовая культура. В условиях индустриализации и урбанизации, распространения всеобщей грамотности, появления новых видов и форм искусства, рожденных техническим прогрессом, возникает явление массовой культуры. С уровня, требующего подготовки к ее квалифицированному восприятию, культура переводится на уровень обыденного понимания неподготовленного массового потребителя. Такой уровень культуры не связан с познавательными усилиями для усвоения художественного образа, который становится простым и доступным. Важной характеристикой массовой культуры является ее интернациональный характер и тенденция к коммерциализации.

Разделение культуры на элитарную и массовую прослеживается в киноискусстве — новом для XX в. виде художественного творчества. В 20— 30-х гг. в городах открывались кинотеатры, которые посещали миллионы людей. Если раньше в персонализированном мире художественных образов могли жить лишь немногие фанатики чтения, то теперь в мир киногрез и киновнушений втягивалась человеческая масса. Молодежь подражала героям кинофильмов и модным актерам. Новый толчок к расширению рынка кинопродукции дало появление телевидения, а затем и видеотехники. Однако и сам кинематограф не избежал дифференциации — по мере расширения его творческих возможностей произошло разделение кинофильмов на массовые и элитарные.

Сферой массовой культуры явились песни и танцевальная музыка. Создаваемая композиторами песенная «продукция» сильно потеснила традиционный песенный фольклор, а массовая танцевальная культура урбанистического общества вытесняла народные танцы. Попавшие в Европу из Америки в 1910-х гг. танго и фокстрот стал<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: