Процесс модернизации и Россия.




Россия и мир в начале ХХ века

Страны Запада.

Процесс модернизации и Россия.

3. Социальная структура общества.

4. Идейные течения и политические партии.

Страны Запада. К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила свое влияние далеко за пределы Европы. Стал складываться особый западный мир, или Запад, включивший в себя не только Западную Европу, но и Северную Америку (США, Канада), а также страны в других регионах планеты (Австралия, Новая Зелан­дия). Характерными чертами этого мира являлись индустриальная рыночная экономика, наличие гражданского общества и уважение к частной собственности. Жителям стран Запада были присущи индивидуализм, рационализм и вера в благотворность научно-технического прогресса.

В западном мире получили признание принципы правового государства — демократии и соблюдения гражданских прав. В прошлом остались феодальные монархии, им на смену пришел конституционный парламентский строй. Атмосфера свободной конкуренции была характерна как для рыночной экономики, так и для политической жизни. Однако утверждение демократических принципов в жизни западного общества не было окончательным. Во многих странах сохранялись пережитки традиционных отношений, остро стояли социальные и национальные проблемы.

Западноевропейцы и североамериканцы установили свое политическое и экономическое господство над остальным миром. Африка и часть Азии оказались разделенными между колониальными державами. Большинство стран Азии попали в зависимость от европейцев. Ряд латиноамериканских государств, даже тех, которые формально считались независимыми, входили в сферу интересов США.

Влияя на окружающий мир, страны Запада сами находились в динамике и развитии. Конец XIX — начало XX в. были временем важных перемен в экономике и общественной жизни. Быстрое развитие науки привело к новому этапу промышленной революции, который характеризовался применением не использовавшихся ранее источников энергии — переходом от каменного угля и пара к электричеству и жидкому топливу. Революционные изменения произошли в транспорте и коммуникациях: в жизнь входили автомобиль, метро, телефон, радио.

Характерной особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический характер развития. Причины периодически возникавших в XIX — начале XX вв. кризисов лежали в перепроизводстве товаров, не находивших достаточного спроса. Это приводило к разорению и банкротству предпринимателей, безработице среди рабочих и, соответственно, снижению уровня жизни людей. В то же время кризисы способствовали развитию передовых сфер производства и финансовых структур, что становилось основой для новых успехов экономики.

Процесс модернизации и Россия. Многие страны мира в конце XIX — начале XX в. охватил процесс модернизации. Для Востока он означал перестройку отношений в экономике, духовной сфере и политике по образцу западных государств. Зачастую европейское влияние вступало в конфликт с традиционными ценностями, и резкие перемены становились причинами вспышек насилия. Поэтому модернизация сопровождалась не только реформами, но и революциями, а осуществляли ее нередко авторитарные правительства, пренебрегавшие принципами демократии.

Попытки европейцев заставить население колоний и зависимых стран жить «как положено», ввести новые порядки в экономике и повседневной жизни приводили к росту национально-освободительного движения. Однако модернизация несла не только конфликты. Рост экономики, раскрепощение общества, увеличение числа образованных людей (в первую очередь, в среде местной элиты) создали условия для развития стран Востока, их включения в мировую цивилизацию в XX веке. Правительства ряда независимых и полузависимых государств Востока использовали модернизацию для противостояния экспансии Запада, сохранения и упрочения национальной независимости. Это было характерно для Японии, Китая, Турции, Ирана.

В России процесс модернизации имел свои особенности. Российская империя была крупнейшей мировой державой, стремилась к расширению сфер своего влияния. Но при этом она отставала от стран Запада по уровню экономического развития. Поэтому целью модернизации в России было создание индустрии, опирающейся на новейшие достижения науки и техники, способной обеспечить выход страны на передовые позиции в мире.

Пореформенная эпоха отечественной истории была отмечена бурным развитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В стране происходило становление рыночной экономики, в 80-х годах XIX в. завершился промышленный переворот. В ходе промышленного подъема 1890-х гг. возникли новые отрасли производства, росла сеть железных дорог, в Россию все более активно привлекался иностранный капитал. По инициативе министра финансов С. Ю. Витте государство поддерживало российских промышленников (увеличение таможенных пошлин на импортируемую продукцию), а также укрепляло финансовую систему (введение винной монополии, обеспечение свободного обмена бумажных денег на золото).

В 1900 г. на Россию обрушился тяжелый экономический кризис (в Европе он начался на три года раньше). Произошло резкое падение цен на товары, началось свертывание производства. В России разорилось более 3 тыс. мелких и средних предприятий. Большинству же крупных товаропроизводителей удалось удержаться на плаву. Это произошло во многом благодаря тому, что в период кризиса (он продолжался до 1903 г.) в России значительно ускорился процесс создания монополий, характерный для индустриальных стран. Практически во всех отраслях тяжелой промышленности за счет слияния банковского и промышленного капитала образовались крупные монополистические объединения. Этот процесс, поддерживавшийся государством, продолжался и в период последовавшей за кризисом экономической депрессии (1904—1908 гг.). Монополии, преимущественно картели и синдикаты, возникали в промышленности, на транспорте, в торговле.

Российское государство в начале XX в. оставалось самодержавной монархией. Власть бюрократической верхушки не ограничивалась никакими формами народного представительства. Жители страны были лишены гражданских прав и свобод. У населявших Российскую империю многочисленных народов не было возможности самостоятельно устраивать свою жизнь. В силу этого проблема экономической модернизации страны тесно переплеталась с необходимостью реформ в политической сфере. Требовалось избавиться от архаических черт государственного строя, утвердить в обществе демократические принципы. Однако в правительстве одерживала верх консервативная группировка, под влиянием которой находился и вступивший на престол в 1894 г. император Николай II.

Социальная структура общества. В странах Запада складывалась новая социальная структура общества. Господствовавшая ранее земельная аристократия уступила свои позиции промышленной и финансовой буржуазии. Представители крупного капитала стали ведущей силой не только в экономике, но и в политике. По мере расширения индустриального производства множились ряды наемных рабочих. Наряду с крестьянами, ремесленниками и мелкими торговцами они составляли категорию социальных низов. Новым явлением в жизни общества стало формирование «среднего слоя», в который принято включать представителей творческой и технической интеллигенции, государственных служащих, мелких и средних предпринимателей. Именно благодаря среднему слою, заинтересованному в экономической и политической стабильности, происходило укрепление демократии в странах Запада.

В России процесс формирования социальных слоев, характерных для индустриального общества, шел быстрыми темпами. В частности, за период с 1897 по 1913 г. численность тех, кто жил за счет продажи своего труда, увеличилась в полтора раза и составила почти 18 млн. человек. Еще более интенсивно росло количество предпринимателей. Однако российская буржуазия, в отличие от западной, практически не имела доступа к политической власти. В тесной взаимосвязи с расширением капиталистического производства находились показатели численности городского населения. Количество горожан увеличилось за тот же период с 16,8 до 28,5 млн. человек (всего в Российской империи в 1913 г. было почти 160 млн. жителей).

Основную часть населения страны по-прежнему составляло крестьянство. Проникновение товарно-денежных отношений в российскую деревню способствовало его расслоению. Одна часть крестьян пополняла ряды пролетариата, другая расширяла свое хозяйство, постепенно вытесняя помещиков с рынка сельскохозяйственной продукции и скупая их земли. Однако терявшее свои экономические позиции поместное дворянство продолжало оставаться наиболее привилегированным сословием Российской империи. Дворянская верхушка по-прежнему определяла политику государства.

В странах Востока изменения в социальной структуре происходили медленно. Здесь сохранялись традиционные режимы, основанные на деспотической власти. Большое влияние на взаимоотношения людей на Востоке оказывала община, игравшая роль буфера между простым человеком и властью, лишавшая его социальной мобильности. Колонизаторы в своих владениях предпочитали сохранять прежние устои, опираясь на местных правителей и вождей, используя прочные общинные связи. Европейцы не спешили вводить демократические порядки, которые могли привести к ослаблению своего господства. Однако включение колониальных стран в орбиту мирового капиталистического рынка делало неизбежным постепенное формирование новых социальных слоев. Нарождавшаяся национальная буржуазия, а также интеллигенция, как правило, становились во главе борьбы за перемены в странах Востока.

Идейные течения и политические партии. Идейной основой общественно-политической жизни западных стран оставались консерватизм, либерализм и социализм. Однако по мере ослабления влияния аристократии консерватизм все больше терял свои позиции. Обновили идеологию либералы — они отошли от идеи невмешательства государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступали за активную социальную политику, стремясь путем реформ сгладить имущественное неравенство. Тем самым они пытались сделать жизнь общества более стабильной и оградить его от экстремистских посягательств как справа, так и слева.

Прочное место в общественно-политической жизни западных стран заняло социалистическое движение. Его представители одерживали победы на парламентских и муниципальных выборах, формируя фракции в представительных органах власти. Социалисты добивались проведения реформ, способствовавших заметному улучшению материального положения рабочего класса. Они постепенно «встраивались» в сложившуюся политическую систему и отказывались от идеи революции. Таким образом, социалисты в развитых странах Запада все более переходили на позиции реформизма, считая главной своей задачей борьбу за улучшение положения рабочих в рамках существующего строя.

Иначе развивалось общественное движение в России. В условиях самодержавного строя и тяжелого положения социальных низов росло количество сторонников радикального переустройства общества. Российские социалисты считали предательством переход своих западноевропейских соратников на реформистские позиции и забвение ими революционных идеалов. Эти идеалы (осуществление буржуазно-демократической, а затем и социалистической революции) нашли свое отражение в программе РСДРП, принятой на II съезде партии в 1903 году. Однако при обсуждении организационных форм своей деятельности российские социал-демократы положили начало партийному расколу. Большевики во главе с В. И. Лениным стремились на основе железной дисциплины построить законспирированную организацию профессиональных революционеров, которая сможет «перевернуть Россию». Меньшевики, лидерами которых были Г. В. Плеханов и Ю. О. Мартов, хотели создать массовую рабочую партию на демократической основе. Очевидно, что при этом большевики в значительной степени использовали опыт российских народников, а меньшевики — западных социал-демократов.

На революционных позициях стояли и члены неонароднических организаций. В начале XX в. они признали объективность процесса развития капитализма в России и стали вести свою пропаганду как в крестьянской массе, так и среди рабочих (называя эти социальные слои «трудовым народом»). В 1901—1902 гг. сторонники общинного социализма объединились и создали партию социалистов-революционеров (эсеров). Ее члены не только занимались подготовкой социалистической революции, но и вступили в непосредственную борьбу с царскими чиновниками. Боевой организацией эсеров было совершено несколько террористических актов, потрясших Россию.

Начало XX в. было отмечено ростом национального самосознания народов, находившихся в составе многоэтнических империй и населявших колониальные владения западных держав. Осуществление лозунга борьбы за создание национальных государств явилось для этих народов символом стремления к свободе, демократии, экономическому процветанию. В то же время национализм нес в себе и деструктивный заряд. Освободительное движение в странах Востока нередко приобретало форму антиевропейских выступлений. Национализм и расизм стали составной частью появившихся на Западе в XX веке человеконенавистнических идеологий, осуществление которых привело к насилию и войнам.

Итак, в начале XX столетия западные державы, добившиеся наибольших успехов в индустриальном развитии, установили свой контроль над всем миром. Россия, входившая в число великих держав, отставала от стран Запада по уровню экономического развития. Перед ней стояла историческая задача — выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

 

 

Мир в межвоенный период

1. Мировой экономический кризис.

2. Тоталитарные режимы в Европе.

3. Модернизация в странах Востока.

Мировой экономический кризис. В середине 20-х гг. в странах Запада стабилизировалась политическая и экономическая ситуация. Промышленное производство вновь стало расти, инфляция — порождение войны, была приостановлена. Уровень жизни людей начал повышаться. Середина 20-х гг. стала временем бурного экономического развития Соединенных Штатов Америки. Эта страна не пострадала во время мировой войны и даже получила прямую выгоду от торговли с воюющими державами и предоставления им займов. К концу 20-х гг. доля США в промышленном производстве стран Запада составляла уже 48%, а производительность труда за 10 лет (1919—1929 гг.) выросла на 43%.

Быстро развивались отрасли западной экономики, связанные с новейшими научными и техническими достижениями, в частности автомобилестроение. В США первые заводы по производству машин были построены в начале XX в., а в 20-х гг. автомобиль стал уже неотъемлемым атрибутом «американского образа жизни». Этому способствовали усилия талантливого изобретателя и предпринимателя Г. Форда. Он изобрел конвейер, позволивший сделать производство автомобилей массовым и дешевым. К концу 20-х гг. по дорогам Америки ездили более 26 млн машин, из которых 23 млн были легковыми. Даже человек со средним достатком мог себе позволить приобрести автомобиль. В США развивались отрасли промышленности, связанные с производством предметов домашнего обихода. Состоятельные семьи пользовались радиоприемниками, патефонами, холодильниками, пылесосами и т. д. Улучшалась жизнь широких слоев трудящихся: рабочий день сокращался, а заработная плата увеличивалась.

Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Среди них были не только представители среднего класса, но и рабочие, покупавшие на часть своего заработка акции предприятий. В большинстве случаев игра на бирже представляла собой чистую спекуляцию. Создавались грандиозные финансовые «пирамиды», которые рано или поздно должны были рухнуть.

Американское правительство было убеждено, что экономика достигла значительных успехов благодаря последовательному проведению в жизнь принципов экономического либерализма, поощрения частной инициативы, предусматривавших невмешательство государства в экономику. Власти считали, что свободная рыночная экономика способна сама себя регулировать, а функции государства состоят лишь в создании максимально благоприятных условий для деятельности предпринимателей.

В октябре 1929 г. произошел катастрофический обвал курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, приведший к банкротству владельцев акций. Так начался финансовый кризис, вскоре ставший мировым, он отразился на промышленности, сельском хозяйстве, общественной жизни. Остановилось производство на фабриках и заводах стран Запада, обанкротились банки и промышленные ком­ани. Волна безработицы захлестнула миллионы людей, разорение постигло крестьян и фермеров. Сжигались посевы, вырубались плодовые деревья, забивался племенной скот, уничтожалось сырье и продовольственные товары.

В США в 1929—1933 гг. производство в обрабатывающей промышленности упало более чем на 53%. Сильнейший удар пришелся по автомобилестроению: производство машин сократилось на 80%. В целом промышленность США за годы кризиса оказалась отброшенной на уровень 1905—1906 годов. Источников доходов лишились 34 млн. человек. На биржи труда и за бесплатным супом выстраивались бесконечные очереди. Сократилось поступление налогов, и поэтому социальная сфера пришла в полное расстройство.

Жертвами кризиса стали также страны, экономически связанные с Западом. Разрушались международные торговые связи. Уровень мировой торговли сократился на две трети. Падение цен на сырье и продовольствие ударило по странам — экспортерам этих товаров. В то же время снижение доходов и уровня жизни населения стран Азии, Африки и Латинской Америки не позволяло людям приобретать в прежних масштабах продукцию промышленности развитых стран. Это нанесло дополнительный удар по экономике Запада.

Кризис, разразившийся в 1929—1933 гг. (в США его называли Великой депрессией), существенно отличался от циклических кризисов XIX — начала XX века. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления. Экономический кризис, охвативший весь мир (кроме СССР), означал также кризис принципов либеральной экономики. Оказалось, что в XX в. в условиях Великой депрессии механизмы рыночного саморегулирования работают плохо. Чтобы понять это, потребовалось четыре года массовой безработицы, нищеты, спада производства, банкротств.

Великая депрессия поразила страны Запада в тот момент, когда они, казалось бы, достигли желанного процветания. Многие отказывались верить в то, что она вызвана не временными неурядицами, а глубоким кризисом всей системы. Администрация американского президента-республиканца Г. Гувера не спешила вмешиваться в экономические процессы. Президент твердил, что события, начавшиеся в 1929 г., — не более чем временный перерыв в процветании великой нации. Тем не менее Гуверу пришлось прибегнуть к мерам по стимулированию деловой активности и координации действий финансистов и промышленников, которые, однако, оказались малоэффективными.

В условиях роста безработицы и обнищания трудовых слоев усилилась социальная напряженность в обществе. Уповая на американский индивидуализм, государство не оказывало почти никакой помощи попавшим в беду людям. Президент призывал предпринимателей, благотворительные организации и местные власти поддерживать неимущих. Государственная же помощь безработным, по мнению Гувера, ослабила бы их веру в собственные силы. Такая позиция вызвала массовое движение протеста, выразившееся в демонстрациях и митингах. В 1932 г. состоялся поход безработных на Вашингтон, который был разогнан войсками.

В 1932 г. победу на президентских выборах одержал кандидат от демократической партии Ф. Д. Рузвельт. Его вступление в должность совпало с апогеем кризиса, выразившимся в крахе множества банков. Администрация президента немедленно приступила к осуществлению важных реформ. Сущность политики Рузвельта, получившей название «Нового курса», заключалась в активном вмешательстве государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и какие-либо меры, ограничивающие права граждан, в том числе право частной собственности.

Рузвельт начал с оздоровления банковской системы. Все банки были временно закрыты, устанавливались специальные правила возобновления их деятельности. На финансовый рынок допускались только те банки, которые признавались «здоровыми». Финансовые реформы позволили ограничить спекуляции и усилить государственный контроль в банковской сфере. Все золото было выкуплено государством в собственность, а золотое содержание доллара снизилось. Запрещался свободный обмен бумажных денег на золото. Девальвация привела к повышению цен, но в то же время и к доступности кредитов. При помощи специальных актов регулировалась торговля акциями и сокращались возможности для осуществления биржевых спекуляций.

Важное место в политике «Нового курса» занял «Закон о восстановлении национальной промышленности». В соответствии с ним правительство создало Администрацию по восстановлению промышленности. Были сформированы также 17 промышленных групп, для которых, с санкции правительства, создавались «кодексы честной конкуренции». Эти документы устанавливали объемы производства, цены и правила сбыта, условия труда; запрещалось продавать товары ниже установленного уровня цен. Государство стимулировало укрупнение производства. Чтобы удержать цены на высоком уровне, предпринимались меры по ограничению производства важнейших товаров.

Для преодоления кризиса в аграрном секторе был принят «Закон о регулировании сельского хозяйства». В первую очередь он решал задачу повышения цен на продукцию фермеров, что позволяло сделать сельское хозяйство рентабельным. Сокращались посевные площади, часть продукции уничтожалась. Государство предоставляло фермерам денежные дотации за сокращение посевных площадей. Все эти меры улучшили положение фермеров, прежде всего крупных. В ходе осуществления антикризисных мер правительство покрывало свои затраты за счет дополнительного печатания денег.

В годы проведения в жизнь «Нового курса» профсоюзы были официально признаны одной из сторон в решении трудовых споров. «Закон о трудовых отношениях» зафиксировал их права и механизм урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями. Впервые в Америке создавалась система социального обеспечения, предусматривавшая страхование по старости и безработице. Страховые фонды формировались за счет налогов, взимавшихся и с предпринимателей, и с рабочих.

С целью снижения безработицы «Закон о восстановлении национальной промышленности» вводил максимальную продолжительность рабочего дня и минимум заработной платы. Предусматривалось заключение коллективных договоров между рабочими и предпринимателя­ми. В целях помощи безработным, число которых достигало 15 млн человек, организовывались общественные работы.

В итоге осуществления политики «Нового курса» в американской экономике возросла регулирующая роль государства. Однако эта роль была не столь значительной, как в европейских странах. Несмотря на новый экономический спад в 1937—1938 гг., кризис удалось преодолеть. Социальные реформы, означавшие отход от прежних принципов американского индивидуализма, способствовали улучшению жизни трудящихся. В 1939 г. Рузвельт официально объявил, что цели «Нового курса» достигнуты и необходимость в дальнейших реформах отпала.

Великобритания, давно уже переставшая быть ведущей промышленной державой мира, меньше других стран пострадала от кризиса. Это произошло потому, что в 1920-х гг. здесь не было значительного экономического подъема и спад оказался не так заметен. Пик кризиса в Англии пришелся на 1932 г., когда объем промышленного производства сократился до 82,5% по сравнению с 1929 годом.

Начало кризиса пришлось на период, когда у власти находилось правительство лейбористов во главе с Дж. Р. Макдональдом. В основе идеологии лейбористской (рабочей) партии, созданной в начале XX в. при активном участии профсоюзов, лежали социалистические идеи. При этом лейбористы были приверженцами демократии и не стремились менять традиционные устои британского общества.

Правительство приняло меры по борьбе с безработицей, но средств для выплаты пособий не хватало, и пришлось сократить число лиц, их получающих. Кризис обострил проблему финансов: под угрозой возникновения огромного дефицита бюджета правительство ввело жесткие меры экономии. Увеличивались налоги, сокращались пособия по безработице, снижалась зарплата государственных служащих. Таким способом удалось избежать финансового краха, но жесткие меры вызвали недовольство рабочих и раскол в лейбористском правительстве. На выборах 1931 г. лейбористы потерпели поражение, а большинство мест в парламенте получили консерваторы. Кризис заставил британское правительство отказаться от золотого стандарта фунта стерлингов и ввести протекционистские меры для английской экономики. Это повысило конкурентоспособность английских товаров и защитило внутренний рынок страны.

Францию кризис затронул позже других развитых стран: признаки серьезного спада производства проявились только в 1931 году. Зато и закончился кризис здесь позже — в 1935 году. Сменявшие друг друга правительства пытались бороться с экономическими проблемами путем снижения государственных расходов, сокращения зарплаты, увеличения налогов. Но положительных результатов эти меры не принесли. Нестабильность власти на фоне кризиса привела к активизации крайне правых и фашистов, стремившихся установить диктатуру. После того как в Германии в 1933 г. к власти пришли нацисты, во Франции усилилась угроза демократическим свободам.

Используя возмущение народа в связи с раскрытием аферы, в которой были замешаны коррумпированные чиновники и депутаты, французские фашисты в январе 1934 г. попытались совершить переворот. Это вызвало ответные действия со стороны коммунистов: на улицах Парижа произошли кровавые столкновения.

Опасность со стороны правых, обострение экономического кризиса заставили социалистов, коммунистов и представителей партии радикал-социалистов (по своей идеологии эта партия была близка к либералам) забыть прежние разногласия и заключить в 1935 г. соглашение о создании Народного фронта. Этот шаг поддержали не только рабочие, но и имевшие большое влияние во Франции средние слои. Парламентские выборы 1936 г. принесли Народному фронту убедительную победу. Правительство, в которое вошли социалисты и радикалы, возглавил Л. Блюм. Политика нового кабинета заключалась в усилении роли государства в экономике и социальной сфере. Власти отказались от жестких финансовых мер, решая многие проблемы за счет печатного станка. Под контроль государства был поставлен Французский банк, национализированы некоторые важные предприятия военной промышленности и железные дороги, обладатели крупных состояний стали платить более высокие налоги. Для мелких предприятий были созданы льготные условия налогообложения и кредитования. Между предпринимателями и рабочими было заключено важное соглашение: зарплата повышалась на 7—15%, устанавливалась 40-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска, признавалось обязательным оформление коллективных договоров. Стремясь защитить демократические порядки, правительство Народного фронта запретило в стране фашистские организации.

Однако вскоре между партиями Народного фронта возникли серьезные разногласия. Социальные реформы требовали больших средств, которые коммунисты предлагали изъять у зажиточной части населения. С таким подходом, который был чреват общественным взрывом, были не согласны социалисты и радикалы. С февраля 1937 г. кабинет Л. Блюма приостановил осуществление реформ. Раскол стал еще более глубоким после того, как коммунисты возглавили забастовочное движение в стране. Другой проблемой во взаимоотношениях партий Народного фронта была внешняя политика. Коммунисты требовали сближения с СССР перед лицом угрозы со стороны нацистской Германии и осуждали политику «невмешательства» правительства Л. Блюма в события гражданской войны в Испании. В 1938 г., когда премьер-министром Франции стал радикал Э. Даладье, осуществление политики Народного фронта было прекращено.

Тоталитарные режимы в Европе. В самом начале XX столетия, до Первой мировой войны, жители Европы с оптимизмом смотрели в будущее, однако после ее окончания это чувство сменилось разочарованием и пессимизмом. Многие считали, что старая буржуазная Европа ушла в прошлое и ей на смену должно прийти новое общество. Произошло разочарование в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе войны и в первые послевоенные годы. Несмотря на то, что уровень жизни состоятельных слоев населения в 1920-х гг. вырос, все чаще, вслед за немецким философом О. Шпенглером, стали говорить о «закате Европы».

Сторонники коммунистических идей искали выход в совершении революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, испуганные размахом коммунистического движения и желавшие твердого порядка, стремились к установлению антидемократической диктатуры. Среди сторонников жестких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьянство, люмпен-пролетариат. Все они в условиях экономических неурядиц мечтали о перераспределении общественных богатств за счет крупных собственников, путем экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

На волне недовольства демократией в Европе возникли тоталитарные режимы, характеризовавшиеся установлением господства государства над жизнью каждого отдельного человека и общества в целом. Само же государство сращивалось с правящей партией, получавшей безграничную власть. Все другие политические силы либо ликвидировались, либо превращались в декорации. Конкретную личность тоталитаризм растворял в массе — народе, классе, партии, стараясь придать ей общие для всех идеи, образ жизни, противопоставить «своих» и «чужих». В то же время в тоталитарном обществе формировалась безграничная власть одного человека — вождя (фюрера в Германии, дуче в Италии). Идеология правящей партии, выступавшей от имени всего народа, становилась единственной и господствующей. Разрушалось гражданское общество. Подчас возникало некое подобие религии со своим «культом» и жесткой иерархией партийных чиновников — своеобразных «жрецов». При этом нередко сама религия (в большинстве случаев — христианство) либо подвергалась преследованиям, либо ее влияние ограничивалось (исключением была Италия).

Для тоталитаризма была характерна целостность, тотальность всех структур общественного бытия — общества, государства, партии, личности, народа. Руководство тоталитарного государства ставило перед обществом глобальную цель, которую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Это предопределило агрессивную природу тоталитаризма. Глобальной целью могло быть осуществление идеи величия нации, создания тысячелетней империи или достижения всеобщего блага.

Важным инструментом тоталитаризма являлась мощная пропаганда, проникавшая во все поры общества. Официальные идеологи, средства массовой информации, всецело зависевшие от власти, ежедневно и ежечасно «промывали мозги» простым гражданам. Они убеждали людей в верности поставленной властями цели, мобилизуя их на борьбу за ее осуществление. Одна из задач пропаганды заключалась в определении и разоблачении «врагов». Это могли быть коммунисты, социалисты, капиталисты, евреи и все прочие, мешавшие достижению великих целей. Вслед за одним поверженным противником немедленно находился другой. Тоталитарный режим не мог обойтись без постоянного поиска врага, необходимость борьбы с ним предопределяла ограничение демократии и материальных потребностей людей.

Италия была одним из государств, одержавших победу в Первой мировой войне. Однако неудачи командования в ходе боевых действий и провалы итальянской дипломатии в период мирного урегулирования привели к тому, что эта страна не получила почти ничего из обещанного ей Антантой. Оскорбленное национальное достоинство стало основой для широкого распространения идеи создания «Великой Италии» — наследницы Древнего Рима.

После окончания войны экономическое положение страны было тяжелым. На фоне экономических проблем росло массовое движение трудящихся, мелких городских собственников, крестьян. Люди требовали справедливости, многие считали путем к ее достижению ограничение крупной собственности. Во всех бедах винили правительство либералов, которое не смогло добиться от Антанты уступок и допустило ухудшение экономического положения. Все большим влиянием в Италии стали пользоваться левые — социалисты и коммунисты. Под их руководством происходили массовые стачки, рабочие захватывали заводы и фабрики.

Одновременно набирало силу новое движение — фашизм, основанное в 1919 г. бывшим социалистом Б. Муссолини. Оно стало массовым, объединив в своих рядах многих недовольных существующими порядками. К Муссолини примкнула мелкая городская буржуазия, крестьяне и даже рабочие. Фашисты переняли у левых требование справедливости, но, в отличие от социалистов, обещали защищать права собственников. Решить все проблемы они предлагали путем установления диктатуры. Фашисты проповедовали культ сильной личности. Для осуществления своих целей они создавали вооруженные отряды «чернорубашечников», расправлявшихся с противниками Муссолини.

Приходу фашистов к власти способствовала царившая в обществе обстановка неуверенности, а также неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике. В 1922 г. сторонники Муссолини совершили «поход на Рим», названный позже «фашистской революцией». Демонстрация силы настолько впечатлила правящие круги страны, что Муссолини было предложено возглавить правительство. Так, с внешним соблюдением всех демократических процедур, к власти пришла самая антидемократическая сила — фашизм. Вскоре фашисты приступили к ликвидации демократии в Италии. В середине 20-х гг. была запрещена деятельность оппозиционных партий, ликвидирована свобода слова, наказанию подвергались все, кто выступал с критикой фашизма. Муссолини сумел добиться ограничений полномочий парламента, мешавшего его диктаторским планам, и фактически стал единоличным правителем. Началась чистка государственного аппарата от «антинациональных элементов». За «государственные» преступления была введена смертная казнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: